Статья "Кинезиология как метод умственного развития младших школьников"
статья по зож (1 класс)

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c8f85-319087d3.docx92.62 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Школа, в которой я работаю является общеобразовательным учреждением с углубленным изучением иностранных языков. Наша главная задача, чтобы к 5 классу ребенок был готов к тому, что кроме своего родного языка, он  будет изучать углубленно еще 2 языка, а это 5-6 часов дополнительной нагрузки. Данным вопросом человечество заинтересовалось уже  давно,  но с научной точки зрения кинезиология имеет интересную историю своего происхождения и приятно удивит, тот факт, что впервые ее стали изучать в России и называлась она Биомеханика человека.

Этот термин употреблял П. Лесгафт уже в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования.

Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И.П.

«Прикладна́я кинезиоло́гия», ПК (англ. AppliedKinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США.

Инновационность

Аналитический обзор литературы по проблеме кинезиологии позволяет заключить, что чаще всего ее методы и приемы используются в отрыве от основных видов деятельности ребенка. Так, с помощью кинезиологии осуществляют психотерапевтическое воздействие, корректирую отдельные проблемы развития (например, речевого), устраняют двигательные нарушения. Но подобные формы воздействия используются сами по себе, они не встроены в какие-либо естественные для ребенка виды деятельности и формы активности.

Мы предлагаем принципиально новый подход, инновационность которого состоит в разработке методов и приемов кинезиологического сопровождения учебной деятельности учащихся начальной школы.  Причем кинезиологические игры и упражнения органично встроены непосредственно в учебный процесс. Иными словами, освоение учебного материала осуществляется посредством кинезиологических методов и приемов.

Подобный подход не просто позволяет ребенку лучше учится, сохраняя ресурсы организма и психики. Одновременно решается целый комплекс  проблем развития и поведения, наиболее типичных для учащихся начальных классов.

Основная цель кинезиологии: 


          Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;

         

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Виды упражнений:

  • растяжки;
  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • телесные упражнения;
  • упражнения на релаксацию;

Необходимо при выполнении упражнений учитывать определенные условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней.(пример комплекса в приложение 1)

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Нужно выполнять упражнения, увеличивая темп и упражнения должны становиться сложнее, так как для развития мозгу требуется выполнять более сложные задачи, нежели были ранее.

Приложение 1

        «Ленивые восьмерки»

Происходит миелинизация нервных сетей,

что способствует формированию умений,

навыков, а это особенно важно в сензитивный

период развития детей. Помогает в периоды

творческого застоя, легче найти решение в

сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя.

Вытянуть руку вперед, согнуть в локте,

поднять большой палец руки на уровень

переносицы, описывать восьмерки

в горизонтальном поле видения. Следить

при этом за движением большого пальца,

только глазами. Рисовать восьмерки справа

налево и слева направо, сверху вниз.

Упражнения выполняется 8–10 раз.

       «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную

деятельность, синхронизируют работу

 полушарий, способствуют

запоминанию, повышают устойчивость

внимания, активизируют процессы письма

 и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся

на плоскости стола. Три положения руки

последовательно сменяют друг друга.

 Сжатая в кулак ладонь, положение

ладони ребром на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем

 левой рукой, потом двумя руками вместе.

Количество повторений 8-10 раз.

 books228577dtg3.jpg

5882d41f465ac3e6450b85475030cf09.jpg

«Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации

работы полушарий, восприятию информации,

улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом

листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или

фломастеру, одновременно рисовать

зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Энергетическая зевота». 

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта,

шеи. Улучшаются функции голосовых связок,

речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть

рот и попытаться зевнуть, надавив при этом

 кончиками пальцев на натянутый сустав,

соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Выполняется 5–8 раз.