Статья "Кинезиология как метод умственного развития младших школьников"
статья по зож (1 класс)
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000c8f85-319087d3.docx | 92.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья.
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Школа, в которой я работаю является общеобразовательным учреждением с углубленным изучением иностранных языков. Наша главная задача, чтобы к 5 классу ребенок был готов к тому, что кроме своего родного языка, он будет изучать углубленно еще 2 языка, а это 5-6 часов дополнительной нагрузки. Данным вопросом человечество заинтересовалось уже давно, но с научной точки зрения кинезиология имеет интересную историю своего происхождения и приятно удивит, тот факт, что впервые ее стали изучать в России и называлась она Биомеханика человека.
Этот термин употреблял П. Лесгафт уже в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования.
Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И.П.
«Прикладна́я кинезиоло́гия», ПК (англ. AppliedKinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США.
Инновационность
Аналитический обзор литературы по проблеме кинезиологии позволяет заключить, что чаще всего ее методы и приемы используются в отрыве от основных видов деятельности ребенка. Так, с помощью кинезиологии осуществляют психотерапевтическое воздействие, корректирую отдельные проблемы развития (например, речевого), устраняют двигательные нарушения. Но подобные формы воздействия используются сами по себе, они не встроены в какие-либо естественные для ребенка виды деятельности и формы активности.
Мы предлагаем принципиально новый подход, инновационность которого состоит в разработке методов и приемов кинезиологического сопровождения учебной деятельности учащихся начальной школы. Причем кинезиологические игры и упражнения органично встроены непосредственно в учебный процесс. Иными словами, освоение учебного материала осуществляется посредством кинезиологических методов и приемов.
Подобный подход не просто позволяет ребенку лучше учится, сохраняя ресурсы организма и психики. Одновременно решается целый комплекс проблем развития и поведения, наиболее типичных для учащихся начальных классов.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления;
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.
Виды упражнений:
- растяжки;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- телесные упражнения;
- упражнения на релаксацию;
Необходимо при выполнении упражнений учитывать определенные условия:
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней.(пример комплекса в приложение 1)
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Нужно выполнять упражнения, увеличивая темп и упражнения должны становиться сложнее, так как для развития мозгу требуется выполнять более сложные задачи, нежели были ранее.
Приложение 1
«Ленивые восьмерки»
Происходит миелинизация нервных сетей,
что способствует формированию умений,
навыков, а это особенно важно в сензитивный
период развития детей. Помогает в периоды
творческого застоя, легче найти решение в
сложной ситуации.
Исходное положение: стоя или сидя.
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте,
поднять большой палец руки на уровень
переносицы, описывать восьмерки
в горизонтальном поле видения. Следить
при этом за движением большого пальца,
только глазами. Рисовать восьмерки справа
налево и слева направо, сверху вниз.
Упражнения выполняется 8–10 раз.
«Кулак». «Ребро». «Ладонь».
Эти упражнения улучшают мыслительную
деятельность, синхронизируют работу
полушарий, способствуют
запоминанию, повышают устойчивость
внимания, активизируют процессы письма
и чтения.
Исходное положение: сидя, руки находятся
на плоскости стола. Три положения руки
последовательно сменяют друг друга.
Сжатая в кулак ладонь, положение
ладони ребром на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, затем
левой рукой, потом двумя руками вместе.
Количество повторений 8-10 раз.
«Зеркальное рисование».
Упражнение способствует синхронизации
работы полушарий, восприятию информации,
улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом
листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или
фломастеру, одновременно рисовать
зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Энергетическая зевота».
Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта,
шеи. Улучшаются функции голосовых связок,
речь становится четче.
Исходное положение: Сидя. Широко открыть
рот и попытаться зевнуть, надавив при этом
кончиками пальцев на натянутый сустав,
соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
Выполняется 5–8 раз.