Здоровьесбережение. Мастер-класс
методическая разработка по зож

Самойлова Алла Дмитриевна

Здоровьесбережение. Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx83.35 КБ
Файл pril1.docx18.01 КБ
Файл pril2.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

по здоровьесбережению

25.jpg

Учитель: Самойлова А.Д.


 Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Необходимо применять инновационные технологии, эффективные методы обучения, разнообразные виды деятельности и т.д.

        Но существует проблема: большинство детей сегодня уже рождаются с ослабленными жизненными силами. С возрастом из-за малоподвижного образа жизни состояние их усугубляется.

        Есть проблема, значит, надо ее решать. Как? Только одним единственным способом, которым еще Иисус Христос лечил больных людей: «Встань и ходи!» - т.е. двигайся.

        Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного – это целостная система обучения, которая апробирована на протяжении более 20 лет. Благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы мозга, которые в традиционных школьных условиях используются с очень малым коэффициентом полезного действия.

        Элементы технологии, которые я использую в работе:

  • режим смены динамических поз;
  • упражнения на зрительную координацию;
  • упражнения на мышечно-телесную координацию;
  • работа с офтальмотренажером;

Имитационная игра

Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися

- Представьте, что сейчас вы ученики, а я ваш учитель. И мы с вами на уроке русского языка во 2 классе.

Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, проходит красной нитью через всю программу начальной школы.

Механическое заучивание слов с непроверяемыми гласными редко ведет к прочному запоминанию. Необходима целенаправленная и систематическая работа в этом направлении.

Сегодня мы рассмотрим, как на этапе знакомства с новым словарным словом можно применить здоровьесберегающую технологию Базарного.

- Урок мы начнем с загадки. Отгадав загадку, вы узнаете, с каким новым словом мы познакомимся на уроке.

Четыре ходунка,

Два бодунка

И один хлестунок.

(Корова)

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию коровы.

- Разгадайте зашифрованное слово (карточка прикреплена к шторе):

ОРВКАО – КОРОВА.

- Произнесите слово, определите ударение и «ошибкоопасное» место.

Демонстрация карточки коро́ва.

- Запишите новое слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Подберите к слову корова однокоренные слова. Запишите их, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.

Демонстрация карточек коро́вушка, коро́вий, коро́вник.

- Прочитайте словосочетания (карточки прикреплены к шторе): КРОЫРЖОАВЯА – РЫЖАЯ КОРОВА

КМОАРЛОЕВНУЬШККААЯ – МАЛЕНЬКАЯ КОРОВУШКА

- Как вы догадались? (Читали через букву.)

- Составьте предложение с одним изсловосочетаний и запишите его.

Ручеек побежал, ручку, блокнот с собой взял (поменялись местами за партой).

- А вот другой вариант словарно-орфографической работы.

Какое животное относится к домашним, вы узнаете, если сможете правильно разгадать зашифрованное слово, расположенное на зрительных точках.

На первой зрительной точке шифр: 8  14  5  2  10  18. А дальше в порядке логической последовательности цифр можно прочитать зашифрованное слово: ц   о   с   в   р   у   м к   ы   в   е   ш   г   о т   д   т  а   ф   ж. (Корова.)

Данный тренажёр оказывает благотворное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, предупреждает утомляемость. Работа осуществляется стоя. Общая продолжительность 1,5 мин.

- Игра «Найди пару». Посмотрите на экопанно, прочитайте устойчивые сочетания и словосочетания на карточках. Сформулируйте задание.

ЗАБОДАЙ МЕНЯ КОМАР,                        НЕЛОВКИЕ НЕУКЛЮЖИЕ

УКУСИ КОРОВА                                        ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА

КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ                           «ВОТ ЭТО, ДА!»

СЛИЗНУЛА      

ЧЬЯ БЫ КОРОВА МЫЧАЛА,                    КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ

А ТВОЯ ПОМОЛЧАЛА                              ПРОВАЛИЛОСЬ

КОРОВА НА ЛЬДУ                                    НЕ УПРЕКАЙ ДРУГОГО,

                                                                          ЕСЛИ САМ С НЕДОСТАТКАМИ

Экологический букварь служит для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей. Кроме карточек можно использовать специальные манекены и макеты, создавая сюжет.

Опять  ручеек побежал, ручку, блокнот с собой взял (поменялись местами за партой).

- А сейчас физкульпауза.

  1. Дыхательное упражнение «Свеча».

И.п. – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох, на выдохе постарайтесь задуть свечу сразу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти маленькие свечи небольшими порциями воздуха.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  1. Зрительная игра «Жмурки».

Игроки крепко зажмуриваются на 3-4 с, максимально напрягая веки.  В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили.

Упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень выносливости к зрительному утомлению. Общая продолжительность игры 1,5 мин.

Для двигательной активности на уроке используется и «сенсорный крест» (на одном сенсорном кресте представлена игра «Восстанови слова», на другом – игра «Хитрый фотоаппарат»).

Игра «Восстанови слова».

- Прочитайте слова, восстановите их.

СТ_РОНА                            Л_СТВА                           М_СНОЙ

ДЛ_НА                                 В_ЗАНИЕ                         С_НЕВА

ТР_ВА                                  Б_ДА                                 С_РИНКА

- Запишите слова, распределив их по группам. К каждому слову подбирайте проверочное.

- В ходе проверки выяснить, на какие группы можно разделить данные слова. (По пропущенной гласной букве получается 5 групп слов: с буквой А, с буквой О, с буквой Я, с буквой И, с буквой Е.)

Опять ручеёк побежал, ручку, блокнот с собой взял.

После работы, которая требовала от детей приложения усилий, подойдет работа с офтальмотренажером. Такой вид деятельности прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Стоя, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ними глазом, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и большей амплитудой движения.

Другой вариант физминутки для глаз – бумажные офтальмотренажеры. Что к ним относится? Это разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами: зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д. Толщина цветных линий 1 см.  Это пирамидки, коврики из геометрических фигур, тарелки с разноцветными кружками…

Игра «Хитрый фотоаппарат».

Игроки в течение 1 мин. внимательно рассматривают тарелки с разноцветными кружками, расположенными на «сенсорном кресте». Потом закрывают глаза и отвечают на вопросы учителя.

Примерные вопросы: Сколько тарелок с разноцветными кругами вы увидели? Какие цвета кругов запомнили? Какой цвет повторялся 1 (2, 3, 4…) раз?

Бумажные офтальмотренажеры развивают зрительно-моторную реакцию, различительно-цветовую функцию, чувство локализации в пространстве.

Для динамической паузы используют также схематично изображенных человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Размер изображения – 2 см.

Рассматривайте человечков и повторяйте их движения.

   

Данные упражнения способствуют выработке красивой и правильной осанки, снимают мышечное напряжение, заряжают бодростью.

У педагога, работающего не один год по специальности, постоянно пополняется методическая копилка. Есть свой банк игр по каждому предмету, свои пошаговые алгоритмы усвоения темы, ряд практических упражнений, тестовых заданий и т.д. Всевозможные карточки вывешиваются в любой точке класса. Высота букв, цифр, фигур составляет от 1 см до 5 см. Дети ищут их, переключая тем самым зрение с ближнего расстояния на дальнее и наоборот.

В технологии Базарного цветам присущи свои функции.

Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.

Голубой – улучшает настроение.

Красный – возбуждает, раздражает.

Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.

Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.

Использование цветов на уроках

русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);

математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);

литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).

Моделирование

Уважаемые коллеги, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме данной технологии. Я предлагаю разбиться на 8 групп и поделиться своими мыслями. Как бы вы использовали технологию на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира и изобразительного искусства. Пошаговый алгоритм для моделирования будет дан каждой группе на карточках.

Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу.

Заключение

Каждая группа делится своими идеями относительно проведения учебного занятия.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, если у вас есть вопросы, задайте их. Предложения, пожелания выслушаю с большим удовольствием.

Спасибо за внимание!

Приложение 1. Карточки со словами.

Приложение 2. Пошаговый алгоритм для моделирования.



Предварительный просмотр:

Орвкао

8 14 5 2 10 18

1

ц   о   с   в   р   у   м

2

к   ы   в   е   ш   г   о

                        3  

т   д   т   а   ф   ж

4

коро́ва

коро́вий

коро́вушка

кроыржоавяа

кмоарлоевнуьшккаая

забодай меня комар, укуси корова

как корова языком слизнула

чья бы корова мычала, а твоя бы молчала

корова на льду

как сквозь землю провалилось

«Вот это, да!»

неловкие неуклюжие действия человека

не упрекай другого, если сам с недостатками

правописание безударных гласных, не проверяемых ударением

правописание безударных гласных, проверяемых ударением

ст_рона

дл_на

л_ства

в_зание

с_нева

тр_ва

б_да

с_ринка

м_сной



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе»

        Этап «Имитационная игра»        

Пошаговый алгоритм для моделирования:

  1. Определите возрастную категорию обучающихся.
  2. Составьте задания для урока математики.
  3. Распределите материал по классной комнате в соответствии с данной технологией.

«Зрительные метки»

(4 картинки, составляющие в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс)

«Сенсорный крест»

(используется для двигательной активности на уроке)

«Бумажные офтальмотренажеры»

(используются для развития зрительно-моторной реакции, стереоскопического зрения, различительно-цветовой функции, чувства локализации в пространстве)

«Экологический букварь»

(используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей)

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе»

        Этап «Имитационная игра»        

Пошаговый алгоритм для моделирования:

  1. Определите возрастную категорию обучающихся.
  2. Составьте задания для урока литературного чтения.
  3. Распределите материал по классной комнате в соответствии с данной технологией.

«Зрительные метки»

(4 картинки, составляющие в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс)

«Сенсорный крест»

(используется для двигательной активности на уроке)

«Бумажные офтальмотренажеры»

(используются для развития зрительно-моторной реакции, стереоскопического зрения, различительно-цветовой функции, чувства локализации в пространстве)

«Экологический букварь»

(используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей)

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе»

        Этап «Имитационная игра»        

Пошаговый алгоритм для моделирования:

  1. Определите возрастную категорию обучающихся.
  2. Составьте задания для урока изобразительного искусства.
  3. Распределите материал по классной комнате в соответствии с данной технологией.

«Зрительные метки»

(4 картинки, составляющие в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс)

«Сенсорный крест»

(используется для двигательной активности на уроке)

«Бумажные офтальмотренажеры»

(используются для развития зрительно-моторной реакции, стереоскопического зрения, различительно-цветовой функции, чувства локализации в пространстве)

«Экологический букварь»

(используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей)

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного на уроках в начальной школе»

        Этап «Имитационная игра»        

Пошаговый алгоритм для моделирования:

  1. Определите возрастную категорию обучающихся.
  2. Составьте задания для урока окружающего мира.
  3. Распределите материал по классной комнате в соответствии с данной технологией.

«Зрительные метки»

(4 картинки, составляющие в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс)

«Сенсорный крест»

(используется для двигательной активности на уроке)

«Бумажные офтальмотренажеры»

(используются для развития зрительно-моторной реакции, стереоскопического зрения, различительно-цветовой функции, чувства локализации в пространстве)

«Экологический букварь»

(используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.

Мастер – класс   по обмену опытом   в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей  категори  МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...

Мастер-класс по здоровьесбережению

Выступление на районном методическом объединении. Практические советы и тестирование учителей....