Особенности организации пропаганды здорового питания в начальной школе
статья по зож

Кузнецова Екатерина Валерьевна

Статья об особенностях организации пропаганды здорового питания в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова Е.В.

Особенности организации пропаганды здорового питания                          в начальной школе

   Способствовать сохранению здоровья учащихся – одна из задач современной школы. Важной составляющей здорового образа жизни является питание. Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода, поэтому уже в начальной школе необходимо воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

   Забота о безопасном и полноценном питании подрастающего поколения – один из стратегических национальных приоритетов. Рациональное питание способствует высокой работоспособности, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, обеспечивает гармоничное физическое и умственное развитие детей, является необходимым условием формирования здоровой нации. В нашей стране в целом сформирована законодательная база в сфере организации питания детей. Среди основных стратегических документов – Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики Российской Федерации по вопросам здорового питания населения до 2020 года, Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации. Указом Президента России от 29 мая 2017 г. № 240 объявлено Десятилетие детства – программа действий, направленных на решение наиболее острых проблем в области детства и семьи, в числе которых – развитие здоровья подрастающих поколений. Обеспечение здорового питания детей – одно из направлений работы в рамках Десятилетия детства.

   В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373), п. 19.7 предусматривает необходимость разработки образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Работа по формированию культуры здорового питания как составной части здорового образа жизни в образовательном учреждении должна носить системный характер, обеспечивающий преемственность и непрерывность данного процесса на различных ступенях образования, вестись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, регионального и этнокультурного компонентов. Требования к результатам работы по формированию культуры здорового питания в образовательном учреждении: личностные – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;  метапредметные – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; предметные – осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания.

   Во всех субъектах Российской Федерации продолжается целенаправленная работа по совершенствованию организации питания в образовательных организациях: реализуются региональные и муниципальные программы в данной сфере. Результатом этого стало увеличение охвата школьников горячим питанием, а также двухразовым горячим питанием. Все ученики начальной школы получают горячие завтраки в школьной столовой. Помимо каш, запеканок, омлетов, богатых белками, ежедневно в завтраки школьников включены свежие фрукты. В группе продлённого дня у каждого школьника есть возможность получить комплексный полноценный обед. Обеды разнообразны на протяжении недели.

   В своей работе учителя начальных классов и воспитатели ГПД большое внимание уделяют формированию гигиенических навыков у учащихся. С первых дней пребывания детей в школе мы приучаем их мыть руки перед едой, объясняя это тем, что грязными руками они вместе с пищей могут занести в рот возбудителей различных опасных заболеваний.

   В воспитании здорового образа жизни велика роль уроков окружающего мира. В 3 классе изучается раздел «Человек и его здоровье», в котором есть тема «Органы пищеварения». При изучении этой темы, прежде чем знакомить учащихся с органами пищеварительной системы, мы проводим беседу о том, для чего нужно питаться, какова роль витаминов, белков, жиров, углеводов и минеральных солей, в каких продуктах они содержатся. Отдельный урок отводится на то, как беречь пищеварительную систему.

   В группе продлённого дня также проводятся беседы, викторины, игры по станциям о гигиене, о здоровом питании, о правильном уходе за полостью рта.

   Приобщение детей к здоровому образу жизни должно осуществляться не только в школе, но и в семье. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и не сбалансировано, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания. Поэтому вопросы сохранения здоровья учащихся, в том числе и вопросы, касающиеся питания, мы включаем в тематику родительских собраний. Для родителей учеников начальных классов желательно проводить собрание с участием врача, который расскажет о том, как важно прививать детям гигиенические навыки, а также о необходимости контроля со стороны родителей за тем, как дети питаются, ведь от этого зависит их рост и развитие.

Источники:

  1. Письмо Минобрнауки России  от 17 декабря 2013 г. N 08-2053
  2. Федеральны закон от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" 
  3. Курс ПК «Формирование культуры питания обучающихся в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»

https://www.единыйурок.рф/index.php/kartochka-programmy/item/377-formirovanie-kultury-pitaniya-obuchayushchikhsya-v-tselyakh-realizatsii-plana-osnovnykh-meropriyatij-do-2020-goda-provodimykh-v-ramkakh-desyatiletiya-detstva 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Окружающий мир 2 класс Питание и здоровье УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока Окружающий мир 2 класс Питание и здоровье УМК "Перспективная начальная школа" разрабатывался на основе ФГОС для методической недели в школе....

организация полноценного здорового питания школьников.

Цель работы:воспитание культуры питания среди школьников и их родителей; формированние навыковправильного, здорового питания, ответсвенности за свое здоровье. работа расчитана на детей 2-3 классов....

Система работы по пропаганде здорового питания

Система работы классного руководителя, целью которой является: формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания как составной части здорово...

Визуальное средство для пропаганды здорового питания (плакаты)

Визуальные средства ( плакаты) для пропаганды здорового питания среди учащихся младших классов....

Родительское собрание "О здоровом питании школьника" (начальная школа)

 Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период - залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. На этой странице Вы найдете ...

Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями

quot;Особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в начальной школе между учителем и родителями"...

Выступление на тему: Организация внеурочной деятельности по программе «РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» в начальной школе

В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы. Программа по внеурочной деятельности «Разго...