Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся начальной школы""
план-конспект занятия по зож (3 класс)

Самигуллина Рамзия Рашитовна

Здоровый образ жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

  

Тема: «Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся начальной школы».


1.Анализ потребностей современного общества.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.

Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов.

2. Личные наблюдения.

По собственному опыту я знаю, что более успешным и продуктивным является такой процесс обучения, который включает чередование видов деятельности, физкультминутки, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения. Все это способствует положительной мотивации учебной деятельности. Учитель, опираясь на знания в области психологии, физиологии человека, осуществляет индивидуальный подход к образованию учащихся.

Серьезное внимание нужно обратить на оптимизацию двигательного режима учащихся. Используемые для этого средства вполне доступны и не требуют каких-либо значительных материальных затрат. И это совсем не означает, что нужно изобретать и применять только такие-то новые формы и методы обучения. Главное – изменить свое отношение и всегда помнить, что человек – это саморазвивающая система, каждый ученик – это яркая индивидуальность, которую надо обогатить и развить в соответстви с требованиями времени. К такому выводу я пришла, изучая теоретические вопросы здоровьесбережения.


3.Актуальность проблемы.

Общество предъявляет социальный заказ системе образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни (ЗОЖ).

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

• Наследственность — определяет здоровье на 20%.

• Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.

• Деятельность системы здравоохранения — на 10%.

• Образ жизни человека — на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Проблемы, обусловившие необходимость разработки моего опыта по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся:

- Ухудшение экологической обстановки, убыстряющийся темп жизни – основные факторы, влияющие на здоровье учащихся.

- Возрастающие учебные нагрузки, стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся.

- Наличие заболеваний с наследственной предрасположенностью у учащихся.

- Недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания, о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.


4.Теоретические обоснования.

Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационнные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья, осознании его, как ценности. Системный здоровьесберегающий подход способствует воспитанию здоровых, социально – активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Здоровая среда в процессе обучения связана с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 года решением Всемирной организации здравоохранения и Европейского экономического сообщества одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации модели здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие методы и приёмы работы, позволяющие сохранятьздоровье участников образовательного процесса. Я применяю здоровьесберегающие технологии Н. К. Смирнова, технологии раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного, внедряю валеологический компонент в предметные области базисного учебного плана.

Школа №3 работает по новой структуре учебного года – обучение по триместрам, которая предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени. 5 – 6 недель учебы сменяются недельным отдыхом. Это снижает утомляемость детей, помогает им регулярно восстанавливать работоспособность. Воспитательная работа школы основана на деятельности детского объединения «Союз младших школьников, подростков и старшеклассников», системе ключевых дел во внеурочной деятельности, методической работе с классными руководителями. Воспитательная система интегрирует в себе познавательную и оздоровительную деятельность.


5.Валеологический компонент на уроках в начальной школе.

Основной целью в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни является сохранение, укрепление, приращение жизненных сил ребёнка, активное включение в познавательную учебную деятельность. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Проведение гимнастики до занятий способствует более организованному началу занятий и позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятия, внимания, памяти и др.) Её проводят специально подготовленные ученики класса. Во время урока я использую валеологические паузы, комфортное начало и окончание урока, минутки релаксации, психологической разгрузки, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Урок можно начать с дыхательной гимнастики, используя упражнения, успокаивающие дыхание. В ходе урока мною применяются элементы активного отдыха – физкультминутки. Они способствуют переключению внимания, позволяют устранить или предупредить утомление, восстанавливают умственную работоспособность. Во время контрольной или самостоятельной работы можно использовать приём мобилизующего дыхания. Для профилактики зрительных нагрузок использую упражнения, снимающие утомление глаз. Для активации чувства зрительной координации, развития зрительно – моторной координации и повышения работоспособности дети выполняют тренажи опорно – двигательных траекторий. Офтальмотренажёр позволяет переключить взгляд из режима ближнего зрения в режим дальнего зрения, стимулирует кровоснабжение мозга. Наши занятия проходят в режиме смены динамических поз. Ребята с удовольствием работают на уроке за конторками Базарного. 6.Внеурочная деятельность. «Уроки здоровья»

1 час в неделю отводится внеурочной работе или уроку здоровья. Программа уроков здоровья включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Эта программа является комплексной программой по формированию:

- культуры здоровья обучающихся

- правил личной гигиены

- правил безопасного поведения

- правил здорового питания.

Занятия включают разбор жизненных ситуаций, просмотр фильмов, игровые ситуации, сообщение дополнительных материалов, проведение викторин, создание проектов. Программа уроков здоровья способствует осознанию обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработке форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. Методика работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делает акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активную деятельность самих детей, побуждая их к творческому отноше6нию при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребёнка. Программа уроков здоровья включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Необходимо, чтобы уже с раннего детства ребёнок учился любви к людям, к себе, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Наиболее используемой формой на уроках здоровья является беседа – диалог с детьми, которая включает вопросы гигиены, питания, безопасного поведения. Подспорьем в работе является использование средств ИКТ. Я использую как уже готовые презентации так и те, что создаю самостоятельно. Считаю, что оздоровительные минутки должны включать не только физические упражнения, но и нести духовное оздоровление. (Например : «Сотвори солнце в руках»). Оздоровительные паузы я комбинирую, включаю физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук и плечевого пояса. После того как ребята освоят новый комплекс, я даю им возможность самим проводить эти фикультминутки. Они с удовольствием входят в роль учителя, а я предоставляю возможность испытать силы каждому.

Занятия о пище, питании я иногда провожу прямо в столовой, где лучше всего можно подкрепить теорию практическими действиями. Таким образом, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания.

На своих уроках здоровья я не читаю нравоучений, а стараюсь задавать детям такие вопросы, ответы на которые приносили бы им радость и вызывали интерес к дальнейшим занятиям.


7.Внеклассная деятельность.

Учащиеся моего класса с удовольствием принимают участие во внеклассной деятельности. Одной из форм её проведения является «Театр здоровья» - познавательно – театрализованное представление. Это коллективно – творческое дело содержит ценностно – ориентационную направленность, способствующую формированию убеждений, взглядов, усвоению нравственных и других норм жизни и эстетическую направленность – развивает художественный вкус, интересы, способности детей. Подобные мероприятия создают эмоциональные условия для самоутверждения личности, укрепляют веру в свои силы, развивают интеллектуальные, познавательные, творческие способности, воспитывают навыки работы в коллективе, чувство ответственности, навык самостоятельной работы при поиске информации, навык коммуникативного сотрудничества и социальной адаптации учащихся. В подготовке и проведении «Театра здоровья» можно выделить несколько этапов:

1 этап – это предварительная работа; проведение беседы с целью осмысления темы, идеи предстоящей работы.

2 этап – коллективное планирование; определение источников информации, сбор информации и её анализ, определение количества участников, обсуждение костюмов, выбор музыкального сопровождения, распределение обязанностей.

3 этап – коллективная подготовка; составление сценария, репетиции.

4 этап – творческое выступление; здесь предваряется в жизнь всё, что задумано.

5 этап – подведение итогов; что удалось и что не удалось, и почему? Что предлагаем на будущее?

Темами для проведения «Театра здоровья» становились: «Осенний винегрет», «Морское дно», «Зелёная аптека», «Цитрусовый микс», «Паровозик здоровья». Тематика «Театра здоровья» имеет здоровьесберегающую направленность.

В зимний период в школе проводятся «Зимние забавы». Это общешкольное мероприятие на свежем воздухе включает в себя игру по станциям, в которой участвует половина класса и представление проекта, которую готовит другая половина класса. Темами «Зимних забав» становились: «Снежный десант», «Моя малая Родина», «На встречу Олимпиаде Сочи 2014», «Открытие малых Олимпийских игр». Проектом игры «Моя малая Родина» должен был стать рисунок герба одного из районов Тульской области, выполненный красками на снегу. В «Зимних забавах» «На встречу Олимпиаде Сочи 2014» в качестве проекта от класса представлялась объёмная снежная фигура одного из талисманов Белой Олимпиады или её символов. К «Открытию малых Олимпийских игр» каждый класс представлял модель снеговика, сделанного из подручных материалов, олицетворяющего представителя одного из зимних видов спорта.

Традиционны и общешкольные недели здоровья, результатом которых является создание тематических проектов: «Сундук духовных ценностей», «Фруктовая корзина», «Спасём домовёнка Кузю».

Эффективность данных форм внеклассной работы проявляется прежде всего в системном подходе к вопросам здоровьесбережения: темы проектов всесторонне изучаются на уроках здоровья, окружающего мира, технологии, классных часах, полученная информация находит отражение в создании проектов на неделях здоровья и в творческих выступлениях в «Театре здоровья». Именно в этой деятельности наилучшим образом проявляется взаимодействие субьектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей. Ведь именно родители помогают в изготовлении костюмов для выступлений, в создании декораций, написании сценариев.


8.Пропаганда культуры здоровья и здорового образа жизни среди родителей учащихся.

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся было бы неполным без взаимодействия с родительским коллективом учащихся. Для пропаганды здорового образа жизни среди родителей я использую тематические родительские собрания. Одной из тем собраний была тема «Причины и последствия детской агрессии». Форма проведения собрания семинар – практикум. Целями собрания стали обсуждение причин возникновения детской агрессии и её влияние на поведение ребёнка, формирование у родителей культуры поведения в семье через понимание причин детской агрессии. В качестве подготовительной работы было проведено анкетирование родителей по данной теме и анкетирование детей. В ходе анализа анкетирования на собрании были найдены причины появления агрессивного поведения детей. Совместно рассматривая пути решения этой проблемы, итогом собрания явилась выработка правил поведения родителей и детей. В конце собрания родителями по цепочке зачитывались «золотые правила» воспитания. Каждый участник собрания получил памятку с советами по воспитанию ребёнка.

Также на родительских собраниях были освещены темы: «Телевидение в жизни семьи и детей», «Трудовое воспитание в семье», «Любит ли ваш ребёнок читать? А вы?», «Как помочь ребёнку стать внимательным?» и др.

Системный подход к пониманию здоровья обусловил значительные изменения модели школы, педагогические аспекты здорового образа жизни в школе многообразны. Обобщая свой педагогический опыт, я пришла к пониманию,что любой учебный процесс должен: сохранять здоровье ребёнка; быть корректным к личности ученика; быть развивающим; быть интересным для обучающегося; быть результативным.