«Практический опыт работы общеобразовательных организаций начального общего образования обучающимися с ОВЗ»
материал по зож

Лихачева Татьяна Александровна

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9»

«Практический опыт работы общеобразовательных организаций начального общего образования обучающимися с ОВЗ»

                                             Учитель начальных классов:

                                        Лихачева Татьяна Александровна

                                           

                                                           2017г.

Из опыта работы учителя начальных классов Лихачевой Т. А. с детьми с ОВЗ.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические и невротические симптомы и др.).                    

   Возможны неадекватные поведенческие реакции. С родителями девочки я быстро нашла общий язык и работаем сообща. Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:

- принимать ребенка таким, какой он есть;

- исходить из интересов ребенка;

- строго придерживаться определенного режима и ритма ребенка;

- соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка);

- научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;

- как можно чаще разговаривать с ребенком;

- терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты т.п.);

- избегать переутомления ребенка;

- чаще хвалить и поощрять ребенка.

Ко мне Дарья  пришла в 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное.  Было очень трудно. Она очень часто болеет. Кроме простудных заболеваний у неё и другие диагнозы. Алалия – это форма патологии речевой деятельности.  Хочется отметить, что Дарья быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делает специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивает правила выделения границ предложения.

 «Направленное чтение»

Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при

чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по

несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение

происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). На уроке математики используются цифровые веера. Буквенные на уроках обучения грамоте и русского языка. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность . Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Одной из важнейших задач обучения учащихся письму и развитию речи в специальной коррекционной школе является формирование у них навыков грамотного письма. Грамотное письмо – это основа письменной речи, без которой невозможен процесс успешного школьного обучения.

Многие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют ошибки в их письменных работах. Формирование фонетически грамотного письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться наиболее успешно, если применять систему упражнений, различные виды и формы уроков, а так же дидактические игры. Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного состава слова.

«У кого хороший слух». «Рассыпанные буквы». «Что изменилось?»

Отработка чёткости артикуляции. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

«Найди место» Различение гласных звуков

Гласные  звуки  обозначаются  условленным  сигналом, например, хлопками.

Детям дается установка на запоминание этих обозначений:

А - хлопок в ладоши перед собой,

О - хлопок обеими руками по коленкам,

У - удар кулаком о кулак,

И - хлопок в ладоши над головой,

Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,

Э- хлопок в ладоши за спиной.

 У ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

На уроках в начальной школе, когда в классе присутствует 29учеников, нелегко уделить особое внимание ребенку с ОВЗ, отследить его деятельность и психологическое состояние.

Часто бывает так, что какие-то важные и очень значимые для ребенка психологические моменты остаются незамеченными учителем. Как нельзя лучше иллюстрирует состояние ребенка А.Барто в своем стихотворении:

« Он руку над партою тянет и тянет.

Не уж то никто на него и не взглянет?

Не надо отметок в тетрадь и дневник.

Довольно того, что он в тайну проник!

Что чудо свершилось! Задача…решилась!!!

Спросите, пожалуйста, сделайте милость!»

Активные методы, которые позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке.

Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться,

весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные

методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации:

«Дирижер»

«Снежинки»

"Четыре стихии"

“Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я

сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас

представит себя дирижером, который руководит большим оркестром

(включается музыка)

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

 Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Если  на  каком  –  то  этапе  ребенок  «споткнулся»,  не  спешу  с подсказкой. Выполнение нового  задания  – это творческая задача  для ребенка. Пусть он приучается мыслить самостоятельно, тренирует усидчивость и волю. Но когда  он  сам  «совершит  открытие»,  сам  справится  с  заданием,  радости  ребенка не будет предела.  Поскольку  все  дети  обладают  своими,  только  им  свойственными  качествами  и  уровнем  развития,  дифференцирую  задания  с  учетом индивидуальных способностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом.      Работу с детьми  веду по  повышенному для  них  уровню трудности, то есть  в  зоне  их  «ближайшего  развития»:  более  способным  из  них  предлагаю задания, которые требуют от них догадки, творческие задания.            

 В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную  роль  в  развитии  личности. Поэтому   необходимым условием  организации    совместной  деятельности    с    детьми  считаю обеспечение  психологической    комфортности    детей,  обеспечивающей  их эмоциональное  благополучие. Успешность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется родительско-детскими взаимоотношениями. С родителями девочки я быстро нашла общий язык и работаем сообща. Атмосфера  доброжелательности,  вера  в  силы ребенка,  индивидуальный  подход,  создание  для  каждого  ситуации  успеха необходимы  не  только  для  познавательного  развития  детей,  но  и  для  их нормального психофизиологического состояния.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные

методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных

аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и

определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем

комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

Вывод

Индивидуальность выявляет себя через деятельность, через собственную активность, поэтому инициирование активности ребенка, включает его в самодеятельность, становится функциональным направлением в работе педагога. Индивидуальность – не только внешнее и физическое отличие одного ребенка от другого, а еще непохожесть, уникальность внутреннего духовного мира, особое сочетание ценностных отношений. Организуя самодеятельность детей нужно, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Но только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее – ЗПР) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)

Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) 2класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) - это образовательная программа, ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).Представлены Целевой и Содержательный разделы программы....

Примерная адаптированная оснавная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Примерная адаптированная оснавная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития...

«Практический опыт работы общеобразовательных организаций по обеспечению получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ»

Практический опыт работы общеобразовательных организаций по обеспечению получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ. Итоговая практико-ориентированная работа в рамках курсов повыше...