«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»
статья по зож

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет физкультурно-оздоровительная работа. Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня предполагает применение таких технологий:

  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • медико-гигиенические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • психолого-педагогические технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Работу по сохранению здоровья воспитанников можно построить из позиций:

  • соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при организации воспитательной работы;
  • использование                  в         своей         деятельности          современных здоровьесберегающих технологий (целесообразность, результативность применения);
  • организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей (праздники здоровья, дни здоровья и т.д.).

Методы и приемы обучения с позиции здоровьесбережения, используемые в работе:

  • комфортное начало и окончание ежедневной работы ГПД, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся;
  • умение настроить на положительную волну
  • использование положительных установок на успех в деятельности
  • учет индивидуальных особенностей детей
  • личный пример воспитателя
  • организация саморефлексии

Вышеперечисленные технологии можно применять в практической профессиональной деятельности во время:  

  • прогулки на свежем воздухе;
  • игровой деятельности на свежем воздухе;
  • подвижных игр;
  • соблюдения гигиенических норм;  
  • спортивного часа;
  • физкультминуток;
  • проведения мероприятий.

     При организации воспитательного процесса ГПД для создания оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, в своей работе применяются разнообразные формы деятельности, чередуя занятия с высокой и низкой двигательной активностью, при этом за основу берутся режимные моменты. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, включаются в занятия разные виды деятельности, чтобы школьники могли и посмотреть, и послушать, и подвигаться. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Тогда даже непоседы и обычно невнимательные ученики могут стать намного усидчивее и внимательнее.  

Занятия спортивного часа направлены на оздоровление и повышение физической активности учащихся. Методика проведения спортивного часа требует выполнения основных требований:

  • преобладание в них занимательности, состязательности, элементов игры;  
  • щадящий режим занятий. В них в равной мере участвуют все школьники группы, даже освобожденные от физкультуры;  
  • направленность занятий на выработку устойчивости организма младших школьников против неблагоприятных условий, излишних нагрузок;

 проведения активного отдыха на воздухе (школьный стадион).

При проведении занятий спортивного часа используются различные виды упражнений, подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, соревнования.          

Прогулка и игровая деятельность на свежем воздухе осуществляется для восстановления сил и работоспособности, развития наблюдательности, любознательности, сплочения группы, формирования умения вести себя в свободном общении, играх.

Для проведения каждый день физкультминуток, игровых пауз, эмоциональной разгрузки, упражнений с целью профилактики нарушений опорно-двигательной системы, снятия утомления мышц применяются технологии: 

  • Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного).
  • Технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы.  
  • Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, развлекательные игры в игровой комнате, игры для снятия агрессии, воздействие цветовых гамм, ситуации «новизны, удивления, успеха»).
  • Арт – терапия (рисование, литература, музыка).

В физкультминутки   включают:

  • упражнения для глаз;
  • упражнения для мышц пальцев рук, ног;
  • дыхательную гимнастику;  
  • общеразвивающие упражнения, позволяющие компенсировать    недостаточную двигательную активность.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников.  

Результат использования здоровьесберегающей технологии:

  • благоприятный психологический и эмоциональный климат в ГПД;
  • знание правил личной гигиены;
  • знание основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о правильном питании;
  • знание о необходимости физкультурной подготовки;
  • развитие личностных качеств: выносливость, ловкость, быстрота,

находчивость, смелость, дисциплинированность.                                

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья...