Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности "Огонь- друг или враг человека?"
план-конспект занятия по зож (3 класс)

Кошкарова Людмила Ивановна
Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни. Задачи: образовательные: - показать роль огня в жизни человека; -закрепить знания о правилах пожарной безопасности; -развивать у детей умения анализировать различные ситуации; -знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии; -узнать, как выглядит опасность и почему она возникает; -развивать чувство коллективизма, взаимовыручки; воспитательные: воспитывать бережно отношение к своей жизни. коррекционно-развивающие: развивать кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vnekl.meropr.ogon_drug_ili_vrag_cheloveka.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

 по правилам пожарной безопасности в 3 классе

Тема: «Огонь – друг или враг человека?»

Цель: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни.

Задачи:

образовательные:

- показать роль огня в жизни человека;

-закрепить знания о правилах пожарной безопасности;

-развивать у детей умения анализировать различные ситуации;

-знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии;

-узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

-развивать чувство коллективизма, взаимовыручки;

воспитательные: воспитывать бережно отношение к своей жизни.

коррекционно-развивающие: развивать кругозор детей.

  Оборудование: плакаты, слайды о пожарной безопасности, медальки, телефоны, кружки.

Ход беседы.

   1.Орг. момент. Мотивация на занятие.

        -Я рада вас снова видеть. У вас у каждого лежат круги, выберите тот кружок, который соответствует вашему настроению на начало занятия. Красный - отличное, жёлтый - хорошее, синий - немного грустное.

   2.Всупительная беседа учителя.  

    - Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадку.

Он красив и ярко-красен.

Он дает тепло и свет.

Но он жгуч, горяч, опасен!

С ним шутить не надо, нет! (огонь)

 -Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашей беседы будет «Огонь – друг или враг человека?»

  Огонь может быть добрым и приносить пользу человеку и может быть злым, приносить беды и несчастья. В древности очень, очень давно люди не могли добывать огонь. Иногда случалось в природе так, во время непогоды молния могла ударить в дерево, и оно горело. И люди грелись возле огня и готовили пищу. Но когда он угасал, люди не могли его добыть, поэтому чтобы сохранить огонь они уголек переносили в пещеру, где нет ветра и дождя. Позднее люди научились добывать огонь путем трения палки о палку или высекать искру из камня. На огне можно приготовить пищу в туристическом походе, растопить печь в доме и согреться, на больших заводах в больших печах обжигают кирпич, из которого строят дом, и варят сталь, из которой делают железо, а потом и машины, станки, самолеты. Сила огня поднимает в космос ракеты. Солнце -это большой раскаленный огненный шар. Его лучики несут на землю тепло и свет. Без солнца не было бы жизни на земле.

Послушайте стихотворение про добрый огонь.

Ученик. Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он, приветливое пламя,
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.

-Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

- Какие вы знаете, профессии, где человек применяет огонь? (Дети перечисляют)

Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Ученик.

Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

- Ребята! Слово «пожар» вам приходится слышать часто. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии? (Ответы детей)

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

3.Правила по пожарной безопасности

-Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!

- Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы).

Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или тополиный пух.

Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.

-Хорошо, что многие из вас помогают своим родным в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. Но и здесь также надо помнить о пожарной безопасности:

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек целый дом может сжечь.

Почему?  (Ответ детей)

                                                             

-Не только от углей может быть пожар:

С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

Почему? Еще от чего может быть пожар? (Ответ детей)

-Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.

Почему? А только ли с утюгом? (Ответ детей)

-Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

Почему? Что еще может стать причиной пожара? (Ответ детей)

-Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!

Почему? Что еще нужно помнить при обращении с газом? (Ответ детей)

-Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз! (Ответ детей)

-Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. Это нужно делать только в присутствии взрослых и на улице. Почему? (Ответ детей).

-Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лаки, дихлофос, краски, а также с газовыми баллонами и т. д. Почему? Чем они опасны? (Ответ детей)

-А где еще бывают пожары? Почему? (Ответ детей)

-Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу.

- От чего еще горит лес? (От молнии, стекла) 

- Когда чаще бывают лесные пожары? (Весной и летом). 

- Чем опасны лесные пожары?

- Вы видели когда-нибудь пожар в лесу? (Ответы детей)

 - Послушайте стихотворение «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел! А ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры, впереди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошёл                                                                        

Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

 - Обязательно ли разводить костер в лесу? (Ответ детей)

- А если все же нужно развести костер, чтобы согреется или приготовить пищу, то какие правила нужно соблюдать? (Ответ детей)

Правила:

-Не разводить без необходимости.

-На месте старого костра или аккуратно убрать дерн, положить его в     сторону.

-Не разводить огромный костер, по мере необходимости.

-Следить за ветром и не разжигать в близи деревьев.

-Перед тем как уйти, надо затоптать, разбросать головешки по сторонам, прикрыть дерном или землей.

-И только после того, как убедишься, что ничего не горит, можешь покинуть это место.

Сожженный участок леса восстанавливается от 20 до 50 лет. Говорят, поджигать траву полезно. Выжигают на покосах, а на самом деле, вы наблюдали, как растет трава после пожара? Очень редкая, почему? Не все растения отрастают от корня, а семена, которые были на поверхности земли, сгорели от пожара. А сколько сгорит насекомых? К тому же сгорел и верхний, самый плодородный слой земли, а, чтобы он восстановился, нужен не один десяток лет.

- Давайте еще раз повторим все правила пожарной безопасности: 

Не балуйся со спичками и зажигалками.
2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.

3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни    дома.
5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.
6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
7. Не разводи костер в лесу.
8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.
9. Не вешай на лампу бумажный абажур.
10. Будь осторожен с газом.

- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей.

Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару!

4.Физкультминутка.

- Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать?

-Вот пожарная машина.   (Дети бегу по кругу, руки в стороны)

На пожар стрелой летит.

Мы на месте, остановка. (Останавливаются)

Что случилось? Где горит? (Смотрят направо – налево, прикладывая то правую, то левую  ладонь козырьком ко лбу)                                                         

Пламя высоко взлетает! (Поднимают руки над головой)

Дыма черного клубы! («Рисуют» двумя руками круги в воздухе перед собой)

Искры в воздухе сверкают! (Закрывают лицо ладонями)

Все за дело! Шланг тяни! (Машут рукой в направлении к себе, «тянут шланг»)

Шланг мы дружно размотали. (Согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающий шланг)

Ну, огонь, теперь держись! (Грозят огню пальцем)

Бьет струя воды тугая. («Держат в руках шланг, заливая огонь»)

Пламя, гаснет, потухает… (Поднимают руки над головой и, постепенно опускают их, присаживаются)

Без подмоги обошлись! (Встают на ноги, «вытирают рукой пот со лба»)

Даже детям стало ясно,  (Грозят пальцем)

Что с огнем шутить опасно!

Если вдруг опять беда, («Прикладывают телефонную трубку к уху»)

«01» звони всегда!

5. Правила поведения при пожаре

Давайте познакомимся и заучим правила поведения при пожаре:

1.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем). 

2.Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах? Что в первую очередь надо спасать?) (Документы)

3.Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. Можно ли просто из шалости вызывать пожарных? Почему?)

4.При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.

5.При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

6.Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. (Но если дом одноэтажный, то наоборот нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу).

7.Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. (К чему может привести паника?)

Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся,
Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться.

6. Знакомство с работой пожарника 

- Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда.   Поэтому всегда на страже день и ночь специальные люди.

Скажите, как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров? (Пожарные)                                                                                                                                                              

- Как вы думаете, какими качествами должны обладать пожарные?  (Пожарные должны обладать смелостью, силой, мужеством, здоровьем, ловкостью, добротой)

-А вы видели, в какой одежде ходят пожарные? (Ответы детей.)

                                                     

   У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги.

Пожарные используют в своей работе технические средства: выдвижную лестницу, огнетушители, пожарный рукав.

Работа пожарных очень нужна. Много школьников и взрослых вступают в добровольные дружины, чтобы предотвратить пожары, оказывать помощь в тушении пожара. А нам с вами следует выполнять правила пожарной безопасности и никогда не шалить с огнем.

7. Анализ ситуаций.  

- Ребята, вы очень хорошо усвоили все правила пожарной безопасности, молодцы!

1. Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?

2. Дети играли у стогов с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?

– Эти детские поступки — шалость или хулиганство? За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим.

3. Вы возвращаетесь вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идет дым и из него выбегают дети. Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ:

а) подойти и спросить, что там дымит;
б) войти внутрь и посмотреть, что горит;
в)
быстро позвонить в пожарную охрану.

 4. Придя из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашего дома идет дым. Какими должны быть ваши действия?

а) войти в дом и узнать причину задымления;
б) взять у соседей ведро и потушить огонь;
в) пойти к соседям и позвонить 01;
г) позвонить родителям;
д) стоять и смотреть на свой дом.

8. Игра  «Доскажи словечко…»

 Ребята, и напоследок, поиграем «Доскажи словечко…»

Итак!

1.Раньше, если был пожар

Ввысь взмывал  сигнальный шар

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда будет ….(пожар)

2.Раз, два, три, четыре

У кого  пожар в ….(квартире)

3.Дым столбом  поднялся вдруг

Кто не выключил ….(утюг)

4.Красный отблеск побежал                                                      

Кто со спичками…(играл)

5.Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над …(газом)

6.Столб огня чердак объял

Кто там спички …(зажигал)

7.Побежал пожар во двор

Это кто там жег …(костёр)

8.Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жёг …(траву)

9.Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …(предметы)

10.Помни каждый гражданин

Этот номер….(01)

11.Дым увидел,  не  зевай

И пожарных …(вызывай)

12.Это всем должно быть ясно

Что шутить с огнём …(опасно).

-Так, какой же вывод можно сделать из всего услышанного? (Ответы детей)

Крепко помните, друзья,

Что с огнём шутить нельзя!

9.Итог занятия

- С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

10. Рефлексия

-Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Выскажитесь по нашему занятию, выбрав для себя начало фразы.

На доске:   Сегодня я узнал …

                          Я понял, что…

                      Мне захотелось…

- А сейчас возьмите кружок и отметьте своё настроение на конец занятия.

-Я желаю вам, чтобы вы были всегда внимательными и осторожными.

Спасибо за работу. Вы молодцы! Вы действительно, знаете правила пожарной безопасности и постарайтесь эти правила выполнять. Вы награждаетесь медальками за эти знания, которые будут напоминать о нашем занятии.

                                                                           

Литература:

  1. Дубровская. Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности. Педагогическое общество России. Москва, 2007.
  2. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре. Москва Стройиздат, 2007.
  3.  О.В. Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов. Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 2-4 класс. Издательский дом «Дрофа». Москва, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Огонь-друг и враг»

Внеклассное мероприятие в начальной школе,посвященное 21-й годовщине МЧС России и362-годовщине со Дня образования пожарной охраны России«Огонь-друг и враг»Оборудование:Выставка рисунков на проти...

Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности.

Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пжарной безопасности для учащихся начальной школы...

Презентация к внеклассному мероприятию по противопожарной безопасности "Огонь -друг или враг?".

Цели: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; научить соблюдать их; довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отрабатывать правильност...

Внеклассное мероприятие по ОБЖ. Игра "Огонь - друг и враг человека."

Материал может быть полезен учителям начальной школы и преподавателям ОБЖ среднего звена. Игру можно провести как открытый урок в 3 - 4 классах по окружающему миру в разделе "Безопасность", как урок-в...

Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности «Огонь – друг. Огонь – враг». 4 класс

Цель:Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня. Задачи:...

Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности «Огонь – друг. Огонь – враг». 4 класс

Цель:Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня. Задачи:...

«Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.

ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...