Проектная работа «Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьников»
классный час по зож

Герасимова Елена Геннадьевна

В работе представлены методические рекомендации по формирования здорового образа жизни младших школьников, разработки классных часов для 2 класса ("Советы доктора Воды") и для 4 класса ("Как предостеречь себя от вредных привычек").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Московской области «Академия социального управления»

Кафедра человековедения и физической культуры

Проектная работа

«Методика проведения и сценарии классных часов по формированию основ здорового образа жизни школьников»

по курсу «Деятельность классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников» (72 ч.)

                                        

Слушатель:  

Герасимова Елена Геннадьевна,

                                                        учитель начальных классов

                                                        МБОУ СОШ №11 г. Серпухова

Московской области

 

Москва 2018 г.

План

Введение   …………………………………………………………………………………….3

Методика организации и проведения классного часа         ………………………………..3

Классные часы по формированию основ здорового образа жизни школьников …………5

Классные часы в начальной школе   ………………………………………………………...6

            План-конспект классного часа «Советы доктора Воды» (2 класс) ………………..7

            План-конспект классного часа «Как предостеречь себя от вредных

            привычек» (4 класс) ……………….. ………………………………………. ………9

Заключение  ………………………………. ……………………………………………….. 16

Список литературы  …………………………………………………………………………17

Введение

Одной из важнейших задач современности является улучшение состояния здоровья нового поколения. От состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья населения зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе особенно актуальной. В её комплексном решении нельзя обойтись без общеобразовательной школы. Для того чтобы дети оканчивали школу здоровыми, учителям и родителям, медицинским работникам, психологам нужно так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья. Кроме того, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

        Методика формирования у детей школьного возраста здорового образа жизни предполагает использование всего возможного арсенала школьных средств по разъяснению, представлению на наглядных примерах (видеофильмы, мультимедийные средства, игровые ситуации, викторины и т.п.) вреда, наносимого здоровью человека плохим экологическим состоянием окружающей среды, социальной сферой общения, неправильным питанием.

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия,  общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Методика организации и проведения классного часа

Классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

 Классный час выполняет функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа:

  • определение темы и задач классного часа;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа);
  • определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей);
  • анализ его результативности.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

  • создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;
  • обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке;
  • формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;
  • формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.

Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

Классное собрание – проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

Воспитательный час (час классного руководителя).

Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.

Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта.

Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов).

Основные формы работы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

 - работа со словарем и справочной литературой;

- работа с политической картой;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов; 

- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов

Экскурсия.

Беседа  (этическая, нравственная, встречи с интересными людьми).        

Лекция.          

Игра, интерактивные игры, игры — путешествия.

Конкурс.

Викторины по различным областям знаний КВН.

Читательские  конференции.                  

Заочное  путешествие.  

Праздник, театральные премьеры.

Акция.          

Психологические игры и тренинги.

В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

  • «Звездный час»;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Аншлаг»;
  • «Слабое звено»;
  • «Счастливый случай» и т.д.

Классные часы, посвященные формированию  здорового образа жизни

Классные руководители достаточно часто обращаются к теме здорового образа жизни,  даже не упоминая о формулировке самого этого понятия. В начальной школе – это привитие ребенку основных навыков личной гигиены, физкультурные занятия, гимнастика, в средней и старшей школе – напоминание о необходимости личной гигиены, разрешение межличностных конфликтов, разговор о вредных привычках, формирование психологического климата в классе.

Здоровый образ жизни – комплекс условий и видов деятельности человека, при наличии которых осуществляется  сбережение  и укрепление физического, психического и духовно- нравственного здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье- это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.

Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием  всех его органов и систем.

 Психическое здоровье – сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающее полноценное человеческое функци-онирование.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности подростка. Каждый ребёнок хочет достичь успеха в учебной деятельности, проявить себя, испытывает потребность в принадлежности к общности, любви, уважении.

Под психическими свойствами  следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему  интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Духовно-нравственное здоровье - система нравственных ценностей и убеждений, обуславливающих личностную зрелость, социальную адекватность, активную жизненную позицию, физическое и психическое здоровье индивида.

Показателями духовно-нравственного здоровья являются:

сформированная Я - концепция (обобщенное представление о самом себе),

высокая самоценность; стремление к самоактуализации;

творческая активность;

нравственная система ценностей;

наличие смысла жизни;

толерантность, ассертивность;

ответственность за судьбу своих талантов.

Каждому классному руководителю необходимо вести разговор по данной теме в различных организационных формах, формировать ценностную ориентацию на здоровый образ жизни. Обязательно нужно учитывать когнитивный компонент нравственных ценностных ориентаций, т.к., если ребёнок не имеет целостного представления о здоровом образе жизни, способах улучшения физического, психического и духовно-нравственного здоровья, усилия педагога не достигнут успеха.

Вторая составляющая ценностной ориентации – эмоциональная. Процессы  поиска путей удовлетворения потребностей непременно сопровождаются соответствующими эмоциями.

Третья составляющая ценностной ориентации – поведенческая,  то есть   готовность субъекта к  поведению, направленному  на реализацию личностных ценностей в своей жизнедеятельности.

Не достичь формирования здорового образа жизни без системы мер по укреплению опорно-мышечного аппарата человека (рекреации), релаксации (физического и психического расслабления), катарсиса – духовно-нравственного очищения.

Представляю сценарии классных часов, проведенных мною во 2 и 4 классах.

Классные часы в начальной школе

Возраст младшего школьника - очень важный для формирования правильных жизненных установок и ориентиров. Именно в этот период по-настоящему начинается процесс социализации. Ребенок учится жить в коллективе, выполнять свои обязанности, приобретает опыт общения. Классные часы, посвященные формированию здорового образа жизни, помогут педагогу в формировании у учащихся необходимых умений для жизни в обществе. Учителю непременно нужно использовать любую возможность для того, чтобы приоткрыть своему ученику новые знания, помочь испытать новые чувства, вызвать желание взглянуть на мир и на себя новым взглядом. Каждый классный час может и должен быть интересным. Это беседы, конкурсные программы, игры, заочные путешествия. И тогда мир, в котором живет ребенок, непременно окажется ярче, интереснее, шире.

Классный час на тему: «Советы доктора Воды» (2 класс)

Цели и задачи классного часа:

формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни;
привитие навыков здорового образа жизни;
развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека;

формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Ход классного часа:

                         1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас необычное занятие. Его можно назвать школой здоровья. На этом занятии вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, то есть узнаете, как попасть в страну Здоровячков.

В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы это узнаем.

- Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор – доктор Свежий Воздух.)

– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода.)

– Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.

- Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища.

- Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? (Нет, нужен сон, отдых.)

– И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать.

- И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.

- Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода.
Итак: В путь–дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся!

2. Беседа по теме «Советы доктора Воды» (Слайд 1)

- Где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая?

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (дождик)

Мимо сосен и берёз

 Лесом ходит Дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

 Он украсит бахромой

Это что за бахрома?

 Угадайте, детвора! (иней)

 Ты в летний полдень, в тишь и зной

 Их не увидишь над собой.

 А иногда, белы как вата,

 Они плывут, спешат куда-то. (облака).

Что за странный звездопад:

 Звёзды белые летят?

 Покружатся, а потом

Устилают сад ковром. (снег)

Что за хрупкое стекло

 Вдруг на лужицу легло?

 Солнце в полдень припекло-

Где же в лужице стекло? (лёд)

 

Не река, не море тут

И не рукотворный пруд.

В нём студеная вода:

 Что не мчится никуда. (озеро).

Из под камня он пробился,

 Здесь под камнем он родился,-

Всё торопиться, бежит:

Он к большой реке спешит. (ручей).

 

По дорожкам прыг да скок

 Скачет ледяной горох

 Принесло его с дождём

Мы его совсем не ждём. (град)

Течёт, течёт - не вытечет,

 Бежит, бежит – не выбежит. (река)

-Я, как песчинка, мал,

А землю надолго укрываю.

Весной землю умываю. (снег).

- Почему облако, иней, снег, лёд, туман, град связывают с понятием «вода»?

 - В каком состоянии может быть вода? (слайд 2)

–Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.) (слайд 3)

–Зачем она это делает?

–А как другие животные ухаживают за собой? (слайд 4-8)

– Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома.

- Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

Вспомним сказку «Мойдодыр». Кто написал её? (чтение отрывка стихотворения «Рано утром на рассвете умываются утята…») (слайд 9)

– Для чего животные купаются и чистят свое тело?

- А зачем моется человек?

– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши — человек плохо слышит. Грязная кожа — организм плохо дышит. Грязные руки — появляются глисты и т.д.)

–Где больше всего скапливается грязи на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте тела?

- Какие средства использует человек для ухода за лицом и телом?

- Почему воду нужно беречь, а краны после использования - закрывать?

- А теперь запомните Советы доктора Воды: (слайд 10)
• Раз в неделю мойся основательно.
• Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
• Каждый день мой ноги и руки перед сном.
• Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

Анализ ситуации.
«Как же не быть грязнулей?»
Учитель предлагает ученикам загадку:

Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой... (позор)».

Гладко, душисто,

Моет чисто.

Нужно чтоб у каждого было

Что это такое? (Мыло).

- Кто расскажет, как правильно мыть руки?

(слайд 11)

- А сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Костяная спинка

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка).

- Кто знает, как правильно чистить зубы?

(слайд 12)

— Как же не быть грязнулей?
Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто!

Так опрятны аккуратны,

Что смотреть на нас приятно.

- Доктор Вода дает нам ещё один совет. Он предлагает начать закаливание. И поможет нам в этом вода. Кто может объяснить, что такое закаливание, и назвать правила закаливания? (слайд 13)
Вывод:

- Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие. Нужно закаливать свой организм. А пить можно только чистую воду.

Классный час на тему:

«Как предостеречь себя от вредных привычек»  (4 класс)

Цели: формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни, желания отказаться от вредных привычек;
развитие потребности вести здоровый образ жизни;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем;

делать выводы.

- Сегодня мы с вами поговорим о вредных привычках и пагубном влиянии их на организм человека. Я хочу рассказать вам одну историю.

СКАЗКА «КАК МЕДВЕДЬ ТРУБКУ НАШЕЛ»

Действующие лица: Лесник, Лесничиха, Медведь, Лиса, Волк, Дятел (учащиеся показывают сказку своим одноклассникам).

Учитель. Решил Лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел.

С этого все и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что, когда лесников табак в кисете весь вышел, решил Медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табаку трубку им набивать.

Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается – разомнется, на реку бежит: купаться да рыбку ловить, а потом в малинник – за малиной или по дуплам лазать – мед искать, а теперь чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом: кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется.

И все бы ничего, да стал Миша прихварывать.

Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.

Лиса (удивленным голосом). 

Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

Медведь (нездоровым голосом).

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам,

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса (добрым голосом).

Что ж ты к Дятлу не пойдешь?

К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему!

Медведь (соглашаясь).

Вот недельку обожду.

Станет хуже, так пойду!

Учитель. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидал Волк Медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивленным голосом). Слушай, Миша-Михаил!

Что ты делал? Как ты жил?

Провалилися бока –

Шкура стала велика!

Ты хвораешь?

Медведь (грустным голосом). 

Да. Хвораю.

Волк.          Что с тобою?

Медведь (нездоровым голосом).

Сам не знаю…

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем –

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Душит кашель по утрам.

Дурнота по вечерам,

Сердце колет, в лапах дрожь…

Пропадаю!

Волк (добрым голосом). 

Пропадешь,

Если к Дятлу не пойдешь!

Надо к Дятлу обратиться!

Он у нас такая птица:

Разберется, даст совет.

Да, так да! А нет, так нет!

Медведь.    Завтра я к нему пойду!

Волк.          А найдешь его?

Медведь.    Найду!

Учитель. Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.

Медведь (жалобным голосом).

Дятел, Дятел! Старый друг!

Ты спустись на нижний сук!

Дятел (веселым голосом).

Ба! Топтыгину привет!

Ты здоров ли?

Медведь (нездоровым голосом).

Видно, нет!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего-то я не ем –

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Страшный кашель по утрам.

Дурнота по вечерам,

Сердце колет, в лапах дрожь…

Дятел.        Верно, куришь, коль не пьешь?

Медведь.   Да, курю. Откуда знаешь?

Дятел (строгим голосом).

Больно дымом ты воняешь.

Ну-ка, сядь под этот сук!..

Дай-ка спину!.. Тук-тук-тук!..

Да-с! Выстукивать не просто

Медведей такого роста!

Не дышать и не сопеть:

Ты больной, хоть и Медведь!

Ну-с… Мне все как будто ясно.

Медведь (испуганным голосом).

Не смертельно? Не опасно?

Дятел (строгим голосом).

Накопилась в легких копоть –

От куренья вся беда!

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

Медведь (жалким голосом).

Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не могу! Не брошу! Жалко!..

Дятел (строгим голосом).

Выполняй-ка мой совет!

А не то в своей берлоге

Ты протянешь скоро ноги!

Учитель.

- Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему на прощанье Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

День не курит. Два не курит. На третий день не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал – насилу нашел. Нашел, о шкуру вытер, сухим листом набил, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой – закурил. Только начал дым кольцом пускать, вдруг слышит: за оврагом Дятел сосну выстукивает: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» Тут опять вспомнил Медведь, что ему Дятел на прощанье сказал, вынул трубку из пасти и забросил в овраг дальше прежнего.

День не курил. Два не курил. Три не курил. На четвертый день не вытерпел, полез в овраг за трубкой, искал ее, искал, искал – насилу нашел. Вылез из оврага весь в колючках и репьях, сел на пенек, вытер трубку о шкуру, сухим листом ее набил – закурил! Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости?

Все лето и всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил.

Наступила зима. Поехал как-то Лесник в лес за дровами и собачонку с собой взял. Едет Лесник по дороге, а его Заливай по лесу бегает: заячьи следы разбирает.

Вдруг слышит Лесник, что Заливай голос подает: «Тяв-тяв! Тяв-тяв!» Не иначе, нашел кого-то! Остановил Лесник лошадь, вылез из саней, встал на лыжи и пошел прямо на Заливайкин лай. Продрался сквозь чащу, выбрался на полянку, видит: лежит большая ель, бурей поваленная, из земли с корневищами вывороченная, а у самого корневища снежный бугор – медвежья берлога. А из берлоги синий дымок вьется… И Заливай на него лает-заливается: «Тяв-тяв! Тяв-тяв!»

Удивляется Лесник: из медвежьей берлоги дым валит! Поднял Лесник Медведя в берлоге, а Медведь от куренья так ослаб, что его и вязать не надо – голыми руками бери! Стоит бедняга против Лесника, на своих четырех лапах качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка!

Узнал Лесник свою трубку, вынул ее у Медведя из пасти, заглянул в берлогу – еще кисет с зажигалкой нашел. Вот уж не ждал, не гадал!

Забросил Лесник находку в дальний сугроб. Медведя на сани взвалил и поехал домой. Увидала Лесничиха, что муж из леса приехал, выбежала на крыльцо.

Лесничиха (с любопытством).

Что привез из леса, Федя?

Лесник.

Посмотри! Привез Медведя!

Лесничиха (смотрит).

Настоящий?

Лесник. Настоящий!

Да к тому ж еще курящий!

Лесничиха (испуганно).

Что ж теперь нам делать с ним?

Лесник (спокойно).

Как что делать? Продадим!

Завтра утром на возу

В город, в цирк его свезу!

От автора. И отвез Лесник Медведя в город.

В нашем цирке есть Медведь.

Приходите посмотреть.

Смел и ловок Мишка бурый;

И ребята говорят,

Что артист с мохнатой шкурой

Самый лучший акробат!

Если кто проходит мимо

С папиросою во рту

Или с трубкой – запах дыма

Мишка чует за версту.

И, топчась на задних лапах,

Начинает вдруг реветь.

Потому что этот запах

                                Не выносит наш Медведь!

- Понравилась сказка? Какой проблеме она посвящена? (Проблеме курения)

- Что такое курение? (слайд 2)

- Откуда табак появился в России? (Его привёз Колумб в XV веке, с открытием Америки. Моряки тайно завезли семена табака в Европу, но сначала он применялся в качестве лекарственного средства, и лишь потом приобрел плохую славу).

- На что влияет курение? (слайд 5)

Самое пагубное воздействие оказывает курение на детский организм. Курящие ученики отстают в учебе, становятся рассеянными, ленивыми, грубыми.

  У них ухудшается память, зрение, умственная работоспособность. Они отстают в развитии от своих сверстников.

Но ведь взрослые курят, и ничего – живы, здоровы, не болеют.

Но они не болеют пока, так как это проявляется не сразу и внешне почти не заметно, но жизнь тем не менее укорачивается на 10 и более лет. (слайды 6-11)

У каждого человека есть легкие. У здорового они вот такие (показывает рисунок), а у курильщика – вот такие (показывает другой рисунок), черные, потому что смолы, которые находятся в табаке, оседают на легких.,табачный дым сужает кровеносные сосуды и препятствует поступлению кислорода к клеткам головного мозга, а ведь именно там находятся важнейшие центры жизнедеятельности. Представляете, что происходит?

А был такой случай, когда заядлому курильщику пришлось ампутировать ноги, то есть никотин, находящийся в табачном дыме, отравляет клетки крови. Каждому седьмому курильщику приходится ампутировать ноги.

Риск заболевания раком легких возрастает в 15–20 раз. Также у курильщика портится цвет лица, появляются преждевременные морщины, зубы желтеют, а изо рта дурно пахнет. Думаю, невеселая картина! Вы же не хотите лет в 15 выглядеть на 25 или 30?

Некоторые ребята думают:я покурю немного и брошу.

Выбрось даже эту мысль из головы! Ты привыкаешь незаметно для себя, сигарета за сигаретой, а отвыкать придется очень долго, еще вредно находиться даже в одном помещении с курильщиками.(слайд 12)

Да, это называется пассивным курением. Человек не курит сам, но его организм поглощает больше вредных веществ, чем сам курильщик. Соседство с курильщиками очень вредно. Некурящий человек вынужден сидеть в прокуренном помещении и таким образом за 1 час «выкуривает» 4 сигареты. А дети из семей курильщиков страдают раньше, чем сами начинают курить. Если курит папа – это равносильно тому, что дети выкуривают 30 пачек в год, а если мама – 50.

Головокружение, головная боль, тошнота – первые признаки отравления никотином. Но это только начало. Дальше вас ждет постоянный кашель, одышка, хронический бронхит и воспаление легких. Представляете, каким больным вы станете?

- Какие вредные привычки вы ещё знаете? (Употребление алкогольных напитков).

Употребление алкоголя и пива в том числе, еще никого не сделало здоровым. Нет ни одного органа, на который бы он пагубно ни влиял.

Есть люди, которым нравится вдыхать пары бензина, и они делают это намеренно, называются они токсикоманами.

Разве только те, кто нюхает бензин, называются токсикоманами?

Они еще принимают таблетки дозами большими, чем прописал врач. Вот посмотрите (показывает рисунок), этой дозы будет достаточно для того, чтобы человек умер.

- А вообще, токсикомана легко узнать по следующим признакам: он чрезмерно весел, ему хочется двигаться, говорить, но координация движений у него плохая. Затем наступает сон, после которого человек становится вялым, уставшим, испытывает тошноту и головные боли.

К этому тоже можно быстро привыкнуть.

Конечно, и каждый раз организм требует все большую и большую дозу. Постепенно человек становится озлобленным, жестоким, раздражительным, плохо спит и ест. Затем случаются припадки, и в конце концов наступает смерть.

- А те люди, которые колются и нюхают белый порошок, тоже называются токсикоманами?

Они – наркоманы.

Да, их вряд ли вообще можно назвать людьми, потому что их внешний облик сильно отличается от облика людей. У них неуверенная походка и стеклянный взгляд.

- Наркомания – это тяжелое отравление всего организма, тяжелые поражения печени и сердца, желудка и мозга. Можете себе представить, на кого похож такой человек? Наркомания – это инфекционные заболевания, это рак и СПИД – болезни, которые не лечатся. Она же – причина большинства преступлений, так как связана с большими деньгами.

- А кто обычно становится наркоманом? (Наркоманами становятся люди, обделенные любовью, заботой и вниманием. Эти люди неуравновешенны, плохо себя контролируют и поэтому ищут утешения в наркотиках.)

- Ну а дети здесь причем? Ведь ты говоришь о взрослых. (Нет, это также относится и к детям. Ведь им интересно все неизведанное, запретное. Им хочется самим все испробовать, испытать, и именно дети меньше всего думают и знают о последствиях. Привыкание происходит моментально, и большая доза отравляет организм, что чаще всего приводит к смерти.)

Давайте вместе составим правила «КАК ПРЕДОСТЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК» (СЛАЙД 15)

1. Никогда не соглашайтесь закурить первую сигарету, выпить первую рюмку, а тем более попробовать наркотики, даже если вам предлагают друзья.

2. Не старайтесь подражать взрослым, так как со стороны это выглядит смешно.

3. Займитесь любимым делом и больше времени уделяйте спорту.

Критерии эффективности классного часа:

  • личностная значимость для учащихся;
  • комфортность, благоприятный психологический климат;
  • возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников;
  • обогащенность жизненного опыта учащихся;
  • духовно-нравственная ценность;
  • вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Заключение

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей школьного возраста о здоровом образе жизни посредством раскрытия соответствующих тем на классных часах..

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер, вредные привычки появляются даже у детей младшего и среднего школьного возраста.

Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи и становятся острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения.

Эта проблема напрямую касается  российского образования, в основе принципов которого выдвигаются задачи развития личности ребенка, обладающей физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем. 

Методика формирования у детей школьного возраста основ здорового образа жизни предполагает получение детьми представлений о здоровом образе жизни, чтобы каждый ребёнок мог прочувствовать необходимость сохранения своего здоровья, о том, какими способами можно достичь физического, психического и духовно-нравственного здоровья, и мог регулировать своё поведение исходя из полученных знаний, умений и навыков. Это и является одной из главных задач педагога.

Список литературы

  1. Белов  В.И. Психология здоровья. – М.: КПС;  Спб.: Респекс, 2000.
  2. Википедия. Coca Cola.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Coca_Cola
  3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
  4. 3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
  5. Мы за здоровый образ жизни http://school-58.ucoz.ru/publ/10-1-0-15
  6. Сайт Краевой Марии Александровны. Презентация о вреде наркотиков http://bioshkola.ucoz.ru/load/klassnoe_rukovodstvo/prezentacija_o_vrede_narkotikov/6-1-0-80
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.

8. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006

Интернет-источники

http://www.proshkolu.ru/download/2461097/b85d59eecb962b3c/

http://kladraz.ru/blogs/valentina-nikolaevna-polosuhina/scenarii-poznavatelno-igrovoi-programy-sekret-tryoh-bukv-zozh-dlja-uchaschihsja-nachalnyh-klasov.html

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/03/25/o_vrede_kureniya..pptx

Сайт «Кладовая развлечений» http://kladraz.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления

Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения дает возможность успешно решать задачи по фор­мированию фундамента физического и психического здоровья ребенка....

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников

Формирование основ здорового образа жизни младших школьников...

«Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»

laquo;Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни через использование спортивных игр»...

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на занятиях группы продленного дня

татья рассматривает способы формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного в образовательном учреждени...