Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Логачев Сергей Николаевич
Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx91.29 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»

В настоящее время наблюдается снижение числа занимающихся детей младшего школьного возраста физической культурой. Современное поколение отдает свой интерес робототехнике, информационным и компьютерным технологиям. В образовательных учреждениях идет перегруз детей разнообразной информацией, большим количеством тестов, проверочных работ и т.п., у ребят на занятия физической культурой не хватает времени.

Роль физической культуры в развитии личности, благополучном существовании человека в мире, сохранении его здоровья и адаптации к изменениям в обществе значительно возрастает в современных социально- экономических, экологических, нравственных условиях в России. Важнейшей задачей является приобщение детей к занятиям физической культурой.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности.

У детей младшего школьного возраста необходимо сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой, овладению обширным комплексом двигательных умений, навыков и специальных знаний. Данный процесс может успешно реализоваться лишь в том случае, если он будет основываться на развитии мотивации к занятиям физической культурой. Мотивация - это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Для мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня необходимо проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся - гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, организованные перемены, спортивный час.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня, повышению работоспособности на первых уроках, формированию осанки, улучшению самочувствия и настроения, активизация основных функций детского организма.

Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки.

Подвижные перемены способствуют укреплению здоровья, активному отдыху обучающихся, поддержанию их умственной работоспособности на уроках.

Спортивный час – это отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, способствует повышению умственной работоспособности и двигательной активности школьников, развитию физических качеств, повышает двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры, а также навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий приучает детей к систематическим занятий физической культурой. Каждая из них строго ограничена во времени и находится в прямой зависимости от учебных занятий.

Исследованием данного вопроса занимались Щукина Г.И., Попова И.Н., Божович Л.И., Лосева О.А., Маркова А.К. и другие.

Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением, что многие дети младшего школьного возраста не проявляют интерес к занятиям физической культурой. Чаще для развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста используются беседы, рассказы.

Таким образом, сложилось противоречие между разработанным методическим и теоретическим материалом по вопросу развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста в режиме дня и его практическим применением.

Исходя, из выделенного противоречия можно сформулировать следующую проблему: Какие необходимо использовать физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня для развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста? Ответ на этот вопрос и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретические основы проблемы развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.
  • Рассмотреть особенности организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня по развитию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста и апробировать.
  • Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: теоретические - анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата; эмпирические – анкетирование.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

  1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей

младшего школьного возраста

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет)скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130см, 11-летнего - в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг. Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям. [23]

Мышечная система. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа - письмо, лепка.

Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы, сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер. [21]

Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системыуже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Сердечнососудистая система. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11- летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо.

Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.[19]

Нервная система. Расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма.

Ведущую роль в развитии функций организма играет центральная нервная система, и прежде всего ее высший отдел - коры головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12-13 годам. [23]

Перестройка функций. Коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью.

Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Память на движения у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7до 12 лет.

В возрасте 9-10 лет возрастает контролирующая роль коры головного мозга. По мере образования новых и более сложных кортикальных систем деятельность больших полушарий становится все более тонкой и сложной. Быстрее происходит образование условных рефлексов. динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет. [8]

У детей 7-10 лет наступают и некоторые изменения в костной системе. Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером деятельности организма, упражнением его двигательной функции. для костной ткани движения являются одним из важнейших биологических стимуляторов, оказывающих влияние на рост, формирование и функциональные способности скелетной системы.

Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления. Это объясняется недостаточным развитием мускулатуры мальчиков, поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений. [23]

Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Вес мышц у мальчиков 8 лет составляет 27% веса тела, в возрасте 12лет -29,4%.Одновременносувеличениемвесамышцсовершенствуютсяи их функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения.[11] Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее - малые. Это одна из причин того, что мальчики плохо

справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.

Двигательная деятельность обусловливает не только развитие опорно- двигательного аппарата, но и функциональные возможности внутренних органов и систем.

Особенно важное значение для здоровья и полноценного функционирования организма мальчиков 7-10 лет имеет формирование и функциональное состояние аппарата кровообращения. На всем протяжении развития организма наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно - сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с возрастном уменьшается. Особенно выраженное уменьшение отмечается в возрасте 10-11 лет. [23]

Сердце у мальчиков 7-10-летнего возраста маленькое. Пульс в покое равен 80-95 уд/мин, при нагрузке достигает 140-170 уд/мин. Отмечая способность 9-12-летних футболистов быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо иметь представление о некоторых особенностях их сердечной деятельности. Так, сердце мальчика при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение Минутного объема крови происходит у детей и подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема. [2]

В тесной связи с сердечно - сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры

ее дыхательных движений прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная емкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл. Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет. При этом наблюдается значительное увеличение легочной вентиляции. Частота дыхания в этом возрасте в среднем равна 20-22 в минуту. [23]

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти [10].

Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно- образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, таки реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие

особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются.

Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, такипохарактеру.Детинеспособныконтролироватьисдерживатьэмоции,если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способностинастойчивогодействия,требуемогорезультата.Одницелиуних быстросменяютсядругими.Поэтомууребятнеобходимовоспитыватьустойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность. [6]

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

Итак, изучая анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста мы кратко осветили все аспекты развития организма, которые влияют на развитие прыгучести после периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см.Масса тела также возрастает более упорядоченно. Сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Процесс роста и образования костей не прекращается. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр

воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от того, что у взрослых.

  1. Психолого-педагогические основы развития мотивации к занятиям у детей младшего школьного возраста

Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. [6]

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А. К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. Также, мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». [17]

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что, так как младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность и овладением видами учебных действий, поэтому, мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях.

Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом дополнительным источником знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами.

Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции. [15]

Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников разные: те, кто доволен уроками ходят на них с большим удовольствием, благодаря чему происходит полноценное физическое развитие и укрепление здоровья, а те кто не удовлетворен уроками физкультуры, посещают их с неохотой. Для того, чтобы привлечь наибольшее количество детей к занятиям физической культуры, учителю необходимо сформировать мотивацию у ребят.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья);
  • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.).

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Например, опрос 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный А.М. Гендиным и М. И. Сергеевым, показал, что при высоком уровне понимания родителями

роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%.

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематическихзанятияхфизическойкультуройили,инымисловами,еслиу них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Говоря о роли положительных привычек, К. Д. Ушинский писал: «Самое убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело».

Он выделял два пути воспитания привычек: организация жизненного опыта и убеждение, разъяснение. Первый более пригоден для младших школьников.

Привычки формируются в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем физической культуры.

Первый этап - формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап - формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой. Намерение, по определению Л.С. Рубинштейна, является внутренней подготовкой отсроченного действия или поступка. Это

зафиксированная решением направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры - пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку.

Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.

Третий этап - осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка учащимися вместе с учителем физкультуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Четвертый этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. К примеру, ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест, и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, «поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени» и т.д.). При этом возникают защитные мотивировки: «и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике».

В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.

Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и, что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев, или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.

Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей. [13]

Таким образом, необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся, а основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

  1. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в младшем школьном возрасте

Основными формами физкультурных мероприятий в режиме учебного дня в начальной школы являются: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, организованные перемены, спортивный час. Систематическое проведение этих форм работы приучает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня. Каждая из них строго ограничена во времени и находится в прямой зависимости от учебных занятий. Как правило, все мероприятия в режиме учебного дня проводятся классными руководителями при помощи и под наблюдением учителя физкультуры.

Гимнастика до занятий - это физические упражнения проводимые в школе перед началом занятий. Ее основное назначение способствовать организованному началу учебного дня, повышению работоспособности на первых уроках, формированию осанки, улучшению самочувствия и настроения, активизация основных функций детского организма

Гимнастику до занятий лучше организовать на свежем воздухе при температуре не меньше +12 градусов. Если на территории школы для этого нет возможности, то гимнастика проводится в хорошо проветренных рекреациях, спортивных залах или классах, где проводится первый урок. Упражнения выполняются в той одежде, в которой ребенок ходит в школу. Необходимо чтобы девочки в строю располагались за мальчиками. Классный руководитель помогает организовать детей для проведения гимнастики. Построение учащихся произвольное (в колонну по три и более, в круг, шеренгу и т. д). Звонок дается за 10-15 минут до начала первого урока, в зависимости от места занятий. Заканчивается гимнастика за 5-7 минут до начала первого урока. Это время необходимо для организованного перехода в класс и подготовки к занятиям.

Гимнастика до занятий включает комплексы упражнений, которые разучивают, как правило, на уроках физической культуры. Для музыкального

сопровождения гимнастики следует использовать спокойную ритмичную музыку. Продолжительность комплекса не более 8-10 минут.

При подборе упражнений следует руководствоваться следующими положениями: упражнения должны отвечать основному назначению гимнастикидоначалаучебныхзанятий,оказыватьвоздействиенавсегруппы мышц, быть доступными, соответствующими возрасту, полу и физической подготовленности учащихся, вызвать эмоциональный подъем.

Комплекс состоит из 5-8 упражнений. Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Перед выполнением первого упражнения учащиеся должны принятьи в течении 5-6 секунд сохранять положение правильной осанки. Первым в комплексе должно быть упражнение организационного характера, при выполнении которого также следует уделять внимание сохранению правильной осанки. Это позволит, сохранит установку на сохранение правильной осанки при выполнении следующих упражнений.
  2. Далее выполняются 3-4 упражнения, последовательно вовлекающие в работу основные группы мышц туловища и ног, способствующие улучшению ритмичности и глубины дыхания, умеренно активизирующие деятельность всех органов и систем.
  3. Затем выполняются 1-2 наиболее интенсивных упражнений для всех частей тела, заметно активизирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  4. После этого следует упражнение в ходьбе на месте, направленное на восстановление нормального ритмичного дыхания. Внимание учащихся вновь акцентируется на сохранение правильной осанки.
  5. В конце комплекса следует упражнение на координацию движений, требующее сосредоточение внимания и самоконтроля за правильностью выполнения движений. Каждый комплекс должен начинаться с упражнений, легких по нагрузке, затем следуют более трудные, а в середине максимально

трудные. Во второй половине комплекса нагрузка постепенно снижается, нагрузка заканчивается легкими и спокойными упражнениями.

Смену комплексов можно проводить раз в две-три недели или последовательно заменять по одному упражнению в неделю. В последнем случае на весь учебный год потребуется всего семь комплексов. В течение первой недели школьники выполняют первый комплекс. В начале 2 недели в ней заменяется 2-е упражнение, которое берется из 2 комплекса, в начале 3 недели 3-е упражнение из 2-го комплекса. Затем таким же образом используются упражнения 3-го, 4-го и других комплексов. Без изменений остаются первое и предпоследнее упражнения комплекса. Такая методика позволяет с меньшими затратами времени проводить смену комплексов гимнастики до занятий.

Физкультурные минуты на уроках, их значение и место. Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки. Каждый педагог должен понимать, что при помощи физкультурной минутки можно вернуть ученикам работоспособность и эффективно воздействовать на продуктивность.

Физкультурные минутки составляются учителем и проводятся под его руководством. Продолжительность каждой из них не должна превышать 2 минут. Используется 3- 4 упражнения, количество повторов каждого упражнения составляет 4-6 раз.

Физкультурные минутки можно устраивать 2-3 раза в день, начиная со второгоурока.Полезнеепроводитьихтогда,когдаушкольниковпоявляются первые признаки утомления – снижается активность, нарушается внимание, ученики становятся неспокойными. Время начала физкультурной минутки определяется учителем. Упражнения во время физкультурной минутки выполняются учениками сидя или стоя около парты. Амплитуда движений

должна быть небольшая, чтобы не мешать соседу по парте. Упражнения желательно сопровождать стихами или музыкой.

Упражнения подбираются простые, доступные, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения во время урока. Первое упражнение типа «потягивания» воздействует на позвоночник и грудную клетку (выпрямляющее), второе на ноги, третье на мышцы туловища. Упражнения для рук отдельно не выполняются, их следует сочетать с другими упражнениями.

Физкультурная минута не должна отражаться на ходе урока, поэтому её следует проводить после завершения какого-либо задания, например, решения математического примера. Важно, чтобы младшие школьники понимали значение физкультурных минуток и хорошо выполняли включенные в них упражнения. С этой целью учителю нужно провести краткую беседу, разъяснить значение упражнений, порядок их выполнения и проведения физкультурных минут. Комплексы физкультурных минут меняются один раз в две недели. Очень важно, чтобы проведение физкультурных минут стало обязательным условием организации урока. Такие упражнения необходимо организовывать в группах продленного дня во время самоподготовки.

Подвижные перемены способствуют укреплению здоровья, активному отдыху обучающихся, поддержанию их умственной работоспособности на уроках. Подвижные перемены продолжительностью не менее 20 минут, как правило, организуются после третьего урока, в них участвуют все ученики. Если отсутствует подходящее место на школьном дворе или погодные условия не позволяют проводить занятия на открытом воздухе, то они переносятся в хорошо проветриваемые залы, рекреации.

Лучшим содержанием перемен для младших школьников являются подвижные игры. Желательно, чтобы обучающиеся сами выбирали игры для перемен и умели самостоятельно их организовывать. Учителю при этом

следует учитывать возрастные особенности занимающихся и следить за соответствием учебной программы по физическому воспитанию. Однако младшие школьники в отличие от старшеклассников не умеют достаточного опыта и умения самостоятельно играть и нуждаются в руководителе. Им может быть учитель или подготовленный старшеклассник. Важно не дублировать методику урока физической культуры. Не должно быть заорганизованности, принуждения к обязательному выполнению тех или иных упражнений, наоборот, надо поощрять инициативу учеников и желание заниматься самостоятельно. Каждое занятие должно строиться по определенному плану, который обеспечивает постепенное вхождение в работу (подготовительная часть), удержание функций организма на уровне малой и средней интенсивности (основная часть) и постепенный выход из работы (заключительная часть). Необходимо следить за тем, чтобы игры не утомляли и не возбуждали детей.

Содержанием занятий могут быть дозированный бег, ускоренная ходьба, выполнение раннее разученных комплексов физических упражнений оздоровительной направленности, ритмическая гимнастика, подвижные игры и эстафеты, спортивные танцы, элементы спортивных игр и др. Во время занятий на подвижной перемене необходимо принять все меры по предупреждению травматизма, обеспечить условия безопасности обучающихся. в порядке очередности дежурные педагоги организуют подвижную перемену. Для успешной организации подвижной перемены учитель физической культуры должен проводить инструктаж по содержанию занятий с учителями и ученическим физкультурным активом.

При проведении физкультурной минутки важную роль играет ее музыкальное сопровождение. Оно прекращается за 5 минут до окончания перемены, что становится сигналом для вхождения в класс и подготовки к предстоящему уроку.

Спортивный час – основная форма занятий физическимиупражнениямивгруппепродленногодня.Егоежедневнопроводятсо

школьниками воспитатели групп на открытом воздухе, в ненастную погоду в спортивном зале, рекреациях (продолжительность не менее 60 минут). Известно, что наиболее эффективен активный отдых, а не пассивный. Отдых должен быть насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями. Ежедневный спортивный отдых включает 40- 45 % суточного объема движения младших школьников.

Спортивный час – это отдых, которое снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, способствует повышению умственной работоспособности и двигательной активности школьников, развитию физических качеств, повышает двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры, а также навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Содержание спортивного часа, как правило, связано с учебной программой по физической культуре, поэтому во время его проведения в игровой, соревновательной форме школьники выполняют уже знакомые упражнения из различных разделов программы. Активный отдых влияет на благоприятное состояние ЦНС, улучшает умственную работоспособность, подвижность нервных процессов. Известно, что после подъема работоспособности школьников в 8-11 часов, далее к 14 ч. Происходит ее снижение. Одновременно фиксируется снижение подвижности нервных процессов, что характерно для детей младшего школьного возраста. В школе с продленным днем лучшим временем для проведения динамической паузы является период снижения работоспособности, т.е. после 12 ч.

Методика проведения спортивного часа. Занятия проводятся в свободной непринужденной обстановке, и носят игровой, соревновательный характер. Соотношение организованной и самостоятельной частей строго не регламентировано и может варьироваться в зависимости от возраста школьников, содержания, условий проведения и задач спортивного часа. Однако обязательными является организованное начало, постепенное возрастание физической нагрузки, снижение её к самостоятельной работе,

конец занятия. Проводить занятия рекомендуется в самых разнообразных формах: урочной, игровой и др. упражнения можно выполнять в любом построении, менять содержание занятия сразу по ходу выполнения. Обязательно следует учитывать настроение и пожелания детей и включать самостоятельные игры под наблюдением и с активным участием учителя.

В качестве доступных средств в спортивном часе можно использовать следующие виды двигательных действий:

  • Ходьбу обычную с различными движениями рук, ног, туловища, в разном темпе по периметру площадки и с изменением направления, ходьбу на носках и пятках.
  • Бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий (перепрыгивание обозначенной линии «канавы», пробегание по бревну, перелезание и др.
  • Прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперед, прыжки через скакалку, обруч и т.д.
  • Бросание и ловлю мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели и т.д.
  • Лазание, перелезание, пролезание через обруч, лестницу и заборчик на игровой площадке. - Висы и упоры на детских перекладинах, гимнастической стенке и других конструкциях.
  • Упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой веревки и т.д.)
  • Упражнения с предметами: с мячами, обручами (катание обручей, прыжки через обручи, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), кеглями (игры по правилам), серсо (набрасывание колец на палку), со скакалками короткими и длинными( разнообразные прыжки на месте и в движении, по одному, по два и т. д.).
  • Подвижные игры с построениями и перестроениями, с обще развивающими упражнениями, бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий.
  • Эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т. д.
  • Спортивные развлечения типа катания на роликах, роликовой доске, самокатах, зимой на коньках, санках, лыжах, элементы игры в бадминтон, развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мячами и хоккейными клюшками.

Подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения согласуются с учебным материалом программы по физической культуре для 1-4 классов, дополняют его и способствуют лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивают двигательный опыт и в целом совершенствуют моторное развитие младших школьников.

Глава 2. Апробирование педагогической деятельности по развитию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

  1. Диагностика уровня развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

Свое исследование мы провели на базе одной из школ города Выксы Нижегородской области.

Для работы были привлечены дети младшего школьного возраста, в количестве 25 человек (3 класс).

На первом этапе мы провели анкетирование по методике Орловой Ю.М.с целью выявления уровня развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста. Анкета включает в себя вопросы с однозначными ответами «да, нет, не всегда, затрудняюсь ответить».

Дети дали свои ответы на следующие вопросы:

  • Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они укрепляют мое здоровье.
  • Явсегданахожувозможностьзаниматьсяфизкультурой,потомучтодвижение доставляет мне радость.
  • В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.
  • Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку (обязательно).
  • Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.
  • В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми.
  • Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем.
  • Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время школьных каникул.
  • Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством.
  • Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.
  • Я думаю, что все оздоровительные мероприятия - физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час -должны содержать разные игры и развлечения.
  • Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно.
  • Самостоятельныезанятияфизическимиупражнениямиужесталимоейпривычкой.
  • Занятия физическими упражнениями мне полезны, улучшают мое настроение и самочувствие.
  • Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.
  • На занятиях физическим упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.
  • Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями.
  • Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями.
  • Чтобы занятия физкультурой и спортом не прерывались во время каникул, меня обязательно должен кто-то контролировать.
  • Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни.
  • Общениесдрузьямивовремяфизкультурно-спортивныхмероприятийдоставляет мне большое удовольствие.
  • На соревнованиях мне нужна только победа.
  • Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.
  • Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элемент соперничества.
  • Мнехочетсязаниматьсяфизическимиупражнениями,чтобынаучитьсякрасиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.
  • Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями.
  • Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.
  • Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры – это моя привычка.
  • Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым и веселым.

Ключ к анкете:

Да – 2 б. Иногда – 1 б. Нет–0б. Высокая мотивация 50-62 б.

Средняямотивация25-49б. Низкая мотивация 0-24 б.

Анкетирование показало следующие результаты: Высокий уровень - 20% (5 человек)

Среднийуровень-40%(10 человек)

Низкийуровень-40%(10 человек)

Дети, имеющие низкий уровень развития мотивации к занятиям физической культурой в основном посещают научные кружки, театральные и другие. Детей привлекает программирование, моделирование, рисование, иностранные языки и другое.

Полученные результаты указывают, что дети младшего школьного возраста имеют разный уровень развития мотивации к занятиям физической культурой. Эти данные указывают на возможность проведения дальнейшей работы.

  1. Апробирование педагогической деятельности

Исходя из результатов первичной диагностики, мы провели работу по развитию мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

Гимнастику до начала учебных занятий проводили с рифмовкой.

«Дети, стройтесь!»

Дети, стройтесь по порядку,(ходьба на месте)

Левая, правая, бегая, плавая (бег, имитация движения руками «брасс»). Мы растем смелыми, на солнце загорелыми (руки за голову, прогнуться). На носочки поднимайтесь, (подняться на носках) руки к солнцу.

Улыбайтесь! (руки поднять в стороны, вверх).

Потянулись, наклонились (руки на поясе, наклон вперед) и обратно возвратились.

Повернулись в право дружно,(повороты туловища направо) в лево тоже делать нужно (повороты туловища налево).

Делай раз и делай два не кружись ты, голова!

Повороты продолжай и ладошки раскрывай (повороты туловища, руки в стороны).

А теперь наклон вперед выполняет весь народ (наклон вперед, выпрямиться). Поднимай колено выше – на прогулку цапля вышла (поднимание согнутых ног).

А теперь еще задание – начинаем приседания (приседания). Приседать мы не устанем, сядем – встанем, сядем – встанем. Проведем еще игру–все присядем–скажем«У»(с приседом). Быстро встанем - скажем: «А» (со вставанием).

Вот и кончилась игра!

«Стали мы учениками…»

Стали мы учениками, (шагаем на месте) Соблюдаем режим сами! (хлопки в ладоши) Утром мы, когда проснулись,(прыжки на месте)

Улыбнулись, потянулись.(потягивание)

Для здоровья, настроенья(повороты туловища влево–вправо) Делаем мы упражненья. (рывки руками перед грудью)

Руки вверх и руки вниз,(рывки руками поочередно вверх-вниз) На носочки поднялись. (поднялись на носочки)

То присели, то нагнулись(присели, нагнулись) И опять же улыбнулись. (хлопки в ладоши)

А потом мы умывались,(потянулись, руки вверх–вдох-выдох) Аккуратно одевались, (повороты туловища влево – вправо) Завтракали не торопясь, (приседания)

В школу, к знаниям, стремясь.(шагаем на месте)

«На зарядку, становись!!!»

Доброе утро, девчата!(говорят мальчики) Доброе утро, ребята! (говорят девочки)

Доброе утро, учитель!(говорят все вместе)

Доброе утро,……(каждый говорит свое имя)

Если вы еще не проснулись–повернулись направо и улыбнулись! Есливыитакнепроснулись–повернулисьналевоиулыбнулись! Выопятьстоитебездела?Приселивседружнонаправоеколено! Вы, подрастающая России смена, пересели на левое колено!

Руки,каккрылья,расправиливстороны И полетели, как сильные вороны!

Взмахикрылачащеичаще:свободныйполет–вотэтосчастье!

Деньвчерабылоченьхорошим–Хлопнулидружновсевместевладоши! Очень удачно и необычно – хлопаем дальше все так же ритмично!

Эй,ребята,рукивверхобозначилиикруговыевращенияначали! Крылья размяли, но осталось дело – начинаем разминать тело!

ЕслиестьвклассеЛены,наклонилисьвправо – влево!

ЕсливклассеестьАлены,наклонилисьвпередирукивстороны! И не скоро будет вечер – положили руки друг другу на плечи.

Какякорьдостаетдодна,пошла–полетеламорскаяволна. Если вы еще не устали, руки на пояс и побежали!

Еслихотите,чтобденьбылпрекрасным,топаемножкаминепонапрасну! Если плохое у вас настроенье, сели друг другу все на колени!

Преждечемзнаниямизаряжаться,будемзарядкоймызаниматься!

Встали, присели, руки вверх и на плечи – Хорошее настроение сохраним до вечера!

Асейчасвсеулыбнулись,поднялисьнаносочкиипотянулись! Как хорошо делать зарядку! Рассчитались все по порядку.

Подобралифизкультминуткидляпроведениявовремяуроков.

Физкультминуткидляуроковчтения

Физкультминутка«Раз-два»

Отдыхнаш–физкультминутка, Занимай свои места:

Шагнаместелевой,правой, Раз и два, раз и два!

Прямоспинувседержите, Раз и два, раз и два!

Иподногинесмотрите, Раз и два, раз и два!


Рукидружноразведите И на пояс опустите.

Шагнаместе-раз,два,три! Плечи шире разверни.

Проведемоднуигру.

Все присядем, скажем: «У!» Быстровстанем,скажем:«А!» Нам пора уж за дела.

Физкультминутка«Мынемножкоотдохнем»

Мынемножкоотдохнем,

Встанем,глубоковздохнем, Руки в стороны, вперед.

Детиполесугуляли,

За природой наблюдали. Вверхнасолнцепосмотрели И их всех лучи согрели.

Чудесаунаснасвете:


Сталикарликамидети.

Апотомвседружновстали, Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошомыпогуляли

И немножко все устали.

Физкультминуткидляуроковматематики Физкультминутка «Считалочка»

Мы считали и устали. Дружновсемытиховстали.

Ручкамипохлопали-раз,два,три, Ножкамипотопали–раз,два,три.


Сели,встали,сели,встали, И друг друга не задели.

Мынемножкоотдохнем Иопятьсчитатьначнем.

Физкультминутка«Буратино» Буратино потянулся,

Раз–нагнулся,два–нагнулся, Руки в стороны развел,

Видноключикненашел.

Чтобыключикнамдостать,


Наносочкинужновстать. Буратино потянулся,

Раз–нагнулся,два–нагнулся, Руки вытянул, согнул

Ипоулице шагнул.

Физкультминутка«Подорожке» По дорожке, по дорожке

Скачеммынаправойножке.(Подскокинаправойноге) И по этой же дорожке

Скачеммыналевойножке.(Подскокиналевойноге) По тропинке побежим,

Долужайкидобежим.(Бегнаместе) На лужайке, на лужайке

Мыпопрыгаем,какзайки.(Прыжкинаместенаобеихногах) Стоп.(присели)

Немногоотдохнем

Идомойпешкомпойдем.(Ходьбанаместе) (Руки в стороны, вверх, вниз, выдох, сели)

Физкультминуткидляуроковокружающегомира Физкультминутка «Спал цветок»

Спалцветокивдругпроснулся,(Туловищевправо,влево)

Больше спать не захотел.(Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся,(Руки вверх, потянуться) Взвилсявверхиполетел.(Рукивверх,влево,вправо) Гимнастика для ног «Медведь»

Ой-ее-ее-ечки!

Спалмедведьнакоечке.(Поднимаютсятонаноски,тонапятки).

Свесилисьскроватки(Поднимаютсянаноскиинапятки,расположивстопы на одной линии носками внутрь).

Двебосые пятки.

Двебосые,двесмешные.(Поднимаютсянаноскиинапятки,расположив стопы носками наружу).

Ой,смешныепятки! Увидала Мышка,

Мышка-шалунишка,(Переминаютсясногинаногу). Влезла на кроватку,

Хватьегозапятку!(Делаютвыпадногойвперед,затемменяютногу).

Физкультминутка«Стрекоза» Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась.

Раз–росойонаумылась,

Два–изящнопокружилась,


Три–нагнуласьиприсела. У реки остановилась,

Надводоюзакружилась.

Физкультминуткидляуроковрусскогоязыка Физкультминутка «Ванька-встанька»

Детивыполняютдвиженияпотексту. Мы ногами топ-топ,

Мырукамихлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда, Повернисьвокругсебя.

Раз–присели,два–привстали, Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали, Ванькой-встанькойсловностали.

Физкультминуткидляуроковмузыки,ИЗО Физкультминутка «Антошка»

Все умеем мы трудиться И, конечно, веселиться. Детвора,быстрейвставай, Пляску дружно начинай. Мы к Антошке побежим И картошкой угостим.


Если он трудиться будет, Топроленьсвоюзабудет.

Детиисполняюттанцевальный элемент

«шагс подскоком»

наместеиповороте,рукина талии.

Физкультминутка«Есливеселоживется» Если весело живется,

Хлопайтак:хлоп,хлоп.(Хлопки.) Если весело живется,

Щелкайтак:щелк,щелк.(Щелчкипальцам)

Есливеселоживется,Делайтак:(Хлопкиладонямипоколеням.) Если весело живется, Топай так: топ, топ.

Если весело живется, Делайвсе:хлоп–хлоп,

Щелк–щелк,топ–топ.Хорошо! Если весело живется,

Мыдругдругуулыбнемся.

Есливеселоживется,Хорошо!Хорошо!

Физкультминутка«Мысегоднярисовали»

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Пустьнемногоотдохнут,


Снова рисовать начнут. Дружно локти отведем, Сноварисоватьначнем.

Игрыдляорганизацииподвижнойперемены.

  1. Светофор– учитель стоит с кругами по цветам светофора, дети – в кругу. Учитель произносит команды: «Пошли! Остановились! Приготовились!», поднимая соответствующие цвета светофора, дети выполняют команды. Кто ошибся – выходит из круга.
  2. Смена номеров– игроки в шеренгу становятся, рассчитываясь по порядку. Водящий называет громко два номера наугад. Они должны поменяться местами, а водящий – успеть свободное место занять. Кто не успел, превращается в нового водящего.
  3. Хлопки – игроки в кругу с присвоенным номером каждому. Все хлопают – дважды в ладоши и дважды по коленям. Хлопая в ладоши, нужно назвать свой номер, а хлопая по коленям – чужой. Тот, кто не успел свой номер назвать или назвал номер выбывшего игрока в игре уже не участвует. Побеждают два последних оставшихся игрока.
  4. 3,13,30– участники присваивают действие каждому числу, например, три – поднять руки вверх, тринадцать – руки на пояс положить, тридцать – руки за спину спрятать. Нужно быстро называть числа и успевать производить соответствующие движения.
  5. Съедобное или нет– игроки сидят рядом, ведущий бросает небольшой мячикодномуизребятипроизноситназваниепредмета.Если его естьможно – игрок должен мяч словить, если нельзя такое есть – отбить.
  6. Испорченный телефон – дети в шеренге. Первый ребенок загадывает слово и быстро шепотом сообщает второму, тот третьему и так по цепочке. Последний участник должен это слово громко произнести вслух. Часто испорченные слова получаются достаточно смешными.
  7. Ручеек– нечетное количество игроков. Они разбиваются на пары, становятсядругзадругом,берутсязарукииподнимаютих,делая

своеобразный коридор. Тот, кто без пары остался, проходит по коридору под руками и выбирает себе пару, становится с ней в начале. Ребенок без пары повторяет, это позволяет ручейку перетекать вперед.

  1. Ассоциации– первый называет словои шепчет его на ухо следующему участнику. Например, собака. Второй придумывает на него ассоциацию и передает шепотом второму, например, охрана. Третий придумывает ассоциацию далее, например, супермаркет и так пока не дойдут слова до последнего участника. Потом все пытаются отгадать, какое же слово было первым.
  2. Найди предмет– один человек отворачивается, остальные ученики прячут предмет (кубик, ластик). Потом диктуют тому, кто будет искать, маршрут: три шага прямо, два налево и т.д.
  3. Кто это– учитель раздает детям карточки животных. По очереди ученики имитируют звуки животных и движения, остальные угадывают.

Спортивныйчас:«Весёлыеэстафеты». Цели и задачи:

  1. Укреплениездоровьядетей.
  2. Развитиеудетейинтересакфизическойкультуре,пониманиезначения спорта в жизни человека.
  1. Воспитаниескоростныхкачеств,пропагандаздоровогообразажизни. Место проведения: спортивная площадка.

Оборудованиеиинвентарь:большиекубики,большиемячи,маленькие мячи, скакалки, ракетки, ведерки.

Ведущий:Мырадыприветствоватьваснанашемспортивномпразднике“Весёлые эстафеты”.

Ведущий:-Длятогочтобысохранитьхорошуюформуинеболеть,нужно заниматься спортом, физическими упражнениями и закаляться.

Чтец:Спорт,ребята,оченьнужен, Мы со спортом - крепко дружим! Всем известно, всем понятно,

Чтоздоровымбытьприятно! Ведущий:

-НаплощадкупопорядкуСтановисьскореевряд! На зарядку, на зарядку Приглашаем мы ребят!

Разминка.

Игра«Светофор».

Правила игры: я поднимаю картонный кружок жёлтого цвета- вы хлопаете в ладоши, красного цвета- вы стоите неподвижно, зелёного цвета- все маршируют на месте.

Ведущий:

Вы размялись хорошо - Праздниквеселейпошел, Ждут вас новые заданья Непростые испытанья.

Эй,командысмелые, Дружные, умелые

На площадку выходите, Силу,ловкостьпокажите.

Ведущий:-Встречаемнашикоманды! (Команды строятся в 2 колонны).

Ведущий:Командамприготовитьсякприветствию! Капитан 1 команды: Наша команда: «Смешарики»!

Нашдевиз:«Чтобрастиизакалятьсябудемспортомзаниматься!» Капитан 2 команды: Наша команда: «Смайлики»!

Нашдевиз:«Используйловкостьинастройпобедабудетзатобой!» Капитан 3 команды: Наша команда: «Орлята».

Нашдевиз:«Никогданеунывайдухителозакаляй!» Ведущий:

Дети! Слушайте сейчасВотспортивныйнашнаказ:

Соревнуйтесьвдружбе,мире, Маленьких не обижать.

Чтоже,можемначинать.

Ведущий:представляювамнашежюри... Построение команд.

Эстафета «кенгуру».

“Кенгуру” - зажав между ногами (выше колен) мяч, двигаться прыжками вперёд до ориентира и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. (Побеждает команда, первой закончившая эстафету.)

Эстафета «золушка».

“Золушка” - на противоположном конце площадки чертят по 4 круга. Первым игрокам вручают по ведерку с кубиками. По сигналу дети бегут и раскладывают все кубики по 1 в кружок и пустое ведерко передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают кубики в ведерки и передают ведерки следующему игроку и т.д., пока не соберут все кубики.

Эстафета «Снайперы».

По сигналу первые участники бегут к черте, берут мяч и кидают в мишень. Бегом возвращаются назад, затем бегут следующие участники,жюри подсчитывает количество попаданий в цель каждой команды.

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри. (Жюриподводититогипрошедшихэстафет).

Эстафета«Прыжкичерезкочки».

По сигналу ведущего первые участники перепрыгивают через кочки (большие кубики-кирпичики) на двух ногах, стараясь не задеть кубики.

Ведущий: - Наши конкурсы на выносливость завершились. Пока жюри решает,кто же из нашихкоманд победил,проверим вашусообразительность.

"Переправа”.

Командывыстраиваютсявзатылокдругзадругом.Первыйучастник

бежит до определённого места (стены), касается рукой, возвращается, берёт следующего участника команды за руку и вместе бегут до места. Там первый участник остаётся, а второй бежит за третьим, берёт его за руку и отправляется к первому. Второй участник остаётся с первым, а третий бежит за четвёртым и т.д.

Очко получает та команда, которая быстрее окажется на противоположной стороне.

«Передачамячавколоннах».

Инвентарь:длякаждойкоманды-одинмяч. У направляющих в руках по мячу.

Описание эстафеты: По сигналу впереди стоящие участники эстафеты передают мяч под ногами другим участникам. Последний участник в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны на место направляющего. Команда, чей участник раньше принесет мяч, получает выигрышное очко. Продолжают эстафету до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонны. Выигрывает команда, которая наберет больше очков. Если мяч потерян, его поднимают и продолжают эстафету. Передавать мяч можно только своему соседу. Рекомендуется разнообразить способ передачи мяча (сбоку, под ногами, на корточках, на одной ноге и т.д.).

Эстафета«Передачаолимпийскогоогня».

Капитанамвручаютсякрасныефлажки.Покоманде«Марш!»капитаны бегут вперед, обегают финишные стойки и, вернувшись к линии старта, передают флажок следующему игроку своей команды, а сами становятся в конце колонны. Второй игрок, обежав стойку, передает флажок третьему и т.д. По окончании эстафеты капитан (который снова оказывается впереди колонны) поднимает флажок вверх, остальные игроки разводят руки в стороны (это положение финиширования).

Подведениеитогов. Ведущий:

Сегодняпроигравшихнет,

Есть просто лучшие из лучших. Пустьвкаждомсердцедружбысвет, Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущий:Отдохнулимынаславу Победили все по праву

Похвалдостойныинаграды

Имымедаливручитьвамрады!

Ведущий:-Поздравляемкоманды!Желаемимбытьсильными,ловкими, быстрыми и обязательно дружными.

Ведущий:

Всемспасибозавнимание. За задор и звонкий смех.

ЗаогоньсоревнованияОбеспечившийуспех. Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь. Говорим всем - до свиданья, Досчастливыхновыхвстреч!

  1. Анализполученныхрезультатов

На третьем этапе провели итоговую диагностику с целью выявления динамики по развитию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста. Мы использовали ту же анкету, что и при первичной.

Результатыполучилиследующие:

высокийуровень–28%(7)

среднийуровень–44% (11)

низкийуровень–28%(7)

Сравнение результатов первичной и итоговой диагностик уровня развития мотивации к занятиям физической культуры свидетельствуют о некоторых увеличениях этого уровня.

При выполнении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дети заинтересовались физической культурой.

Дети старались выполнять все наши задания. Утром мало кто опаздывал на гимнастику до начала учебных занятий. На подвижных переменах сами предлагали подвижные игры.

Сравнение полученных результатов первичной и итоговой диагностик показывает, что низкий уровень уменьшился в среднем на 12 %, а высокий уровень увеличился в среднем на 8 %.

Таким образом, опытно-практическая работа, проведенная в течение одного месяца, показала, что необходимо включать режим учебного дня физкультурно-оздоровительные мероприятия на развитие мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.

Все приведенные данные полученных результатов свидетельствуют о эффективности проведенной работы по развитию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить теоретические основы проблемы развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.

Проведенная опытно-практическая работа показала эффективность включения в режим дня физкультурно-оздоровительные мероприятия на развитие мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста. В практической части прослеживается положительная динамика.

Проведенные мероприятия в режиме учебного дня по развитию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста являются значимыми впедагогической деятельности.Подобранные физкультурно-спортивные мероприятия целесообразно использовать для развития мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие/ Г.И Щукина – М.: Просвещение. 2018- 354с
  2. АникееваН.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева. М.: Просвещение 2017- 334с.
  3. Анцибор М.М. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём / М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения». - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
  4. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. «Физ. культура» // под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2019. - 287 с.
  5. Байбородова Л.В., Бутин И.М., Леонтьева Т.Н., Масленников С. М. Методика обучения физической культуре: 1- 11 кл.; Метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 248 с.
  6. Быкова А.И. Обучение детей младшего школьного возраста основным движением. Изд.13- М.- 98с.
  7. Бейлин В.Р. Игровая гимнастика в 1-2 классах / В.Р. Бейлин. - Мозырь: Белый ветер,2019. - 296 с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирование личности / Л.И. Божович М.: Педагогика 2007- 324с.
  9. Воронин Л.Г. О физиологических механизмах двигательных навыков- М., 98с.
  10. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ.пед. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2016- 160с.
  11. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет / Е.А. Карашвили. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 64 с.
  12. Карпушина М.А. Двигательная активность младших школьников // Физическая культура в школе/ Под ред. В.А. Минкина. – М., #1089;.
  13. Курамшин Ф. Теории и методика физической культуры / Ф.Курамшин. - М.: Советский спорт, 2020. - 464 с.
  14. Леви – Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей младшего школьного возраста.- М.: «Академия». - 2017, -170с.
  15. Лосева О.А. Продлённый день в школе: Режим и организация досуга /О.А. Лосева: науч. исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 2017, - 112 с.
  16. Максименко А.М. Теории и методики физической культуры: учебник для физической культуры / А.М. Максименко. – 2- е изд., доп.- М.;Физическая культура, 2009. – 496с.
  17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя/ А.К. Маркова – М.: Просвещение 2019- 196с.
  18. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. под. – СПб.: Издательство «Лань», 2017. – 384с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
  19. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя // Под ред. Митвинова Е.Н., Погадаева Г.И., Торочкова Р.Я. – М.: Просвещение, 80с.
  20. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова// Психология и педагогика – 2019- №2- с.5- 6.
  21. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана.– М., 2016.
  22. Попова И.Н. Организация и содержание работы в группах продленного дня: Начальная школа / И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И. Ромашкова. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 144 с.
  23. Смирнова Л.А. Спортивные упражнения для младших школьников – М., 423с.
  24. Теория и методика физического воспитания. – Т.1/Под, общ.ред. Проф. А.Д. Новикова и докт. пед. наук, проф. Л.П. Матвеева. – М.: ФИС, 512с.
  25. Успенская Л.Б. Оценка физических качеств младших школьников. – М.,#1089;.
  26. Физиологические особенности детского организма/ Сб. научн. трудов.-М., #1089;.
  27. Фирсин С.А. Подвижные игры напеременах в начальных классах // Начальная школа, №#1057;.64-67.
  28. Холодов,Ж.К.Теорияиметодикафизическоговоспитанияиспорта/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 480 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

     Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...

«Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста».

«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это ...

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...

Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший...