Общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений «Гигиена – не мука, гигиена - не скука, а важная наука»
методическая разработка по зож (4 класс)

 Программа «Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность.

Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.  

Критическое ухудшение здоровья несовершеннолетних, взрослых – одна из основных проблем современности. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья детей, педагогов, родителей.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений

«Гигиена – не мука, гигиена - не скука, а важная наука»

Возраст учащихся – 7-10 лет

Срок реализации – 6 часов

Разработчик:

Кунаходжаева Виктория Викторовна

- социальный педагог

Пояснительная записка

Программа «Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность.

Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.

Критическое ухудшение здоровья несовершеннолетних, взрослых – одна из основных проблем современности. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья детей, педагогов, родителей.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить несовершеннолетних к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и, таким образом, актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье - у нас не будет будущего. Будущее нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Целью современного общества должно стать приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.

Актуальность программы:

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.

Новизна программы:

Новизна Программы основывается на разработке каждого компонента программы с учётом психологических и возрастных особенностей детей на основе обучения элементарным способам саморегуляции эмоциональных состояний.

Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью обучающихся. Материалы занятий ориентируют специалиста не только на формирование и привитие навыков здорового образа жизни, но и на обсуждение с детьми проблем, связанных с укреплением здоровья физического, психического и духовного.

Использование лэпбука, как нового метода, помогающего закрепить и обработать полученные знания, дает возможность посеять в обучающихся "зерно" открытия и исследования.

Адресат программы: Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 7-10 лет. Форма занятий групповая.

Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения составляет 6 часов.

Цель программы: формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • научить практическому использованию лэпбука.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать внимание путем совмещения теоретического материала с элементами игры;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (саморегуляция эмоциональных состояний).

Воспитательные:

  • воспитать желание заботиться о своем здоровье;
  • помочь обучающимся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укреплять здоровье.

Условия реализации программы:

Занятия проводятся по заявке в государственном бюджетном образовательном образовательных учреждений района. Администрация образовательного учреждения (далее – ОУ) направляет заявку на проведение занятий по Программе, указывает сроки, расписание занятий на учебный год, количество групп, контактную информацию, собирает согласия родителей (законных представителей) на проведение занятий с детьми. Занятия по Программе проводятся на базе ОУ, подавшего заявку на проведение мероприятий. Продолжительность одного занятия 45 минут (1 академический час). Слушатели располагаются за партами, как и во время учебного процесса. Для эффективной реализации обязательно присутствие на занятии педагога образовательного учреждения.

Оптимальное количество учащихся 15-25 человек.

Формы проведения занятий: беседа, практикум, выставка

Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная (беседа, показ, объяснение); групповая организация работы (обсуждение, общение, игра, создание работ).

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации групповых занятий необходимо:

  • помещение со столами и стульями, а также свободным пространством;
  • интерактивная доска, проектор, мультимедийная установка и экран;
  • кукла Солнцелученька, наглядно-демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические пособия, гигиенические средства для практической работы, карандаши, чистые листы-открытки.

Кадровое обеспечение: занятие проводит специалист государственного бюджетного учреждения центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга (социальный педагог или педагог-психолог).

Планируемые результаты:

  • сформированность представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • умение обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • умения обучающихся выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформированность представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, умения несовершеннолетних составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • владение элементарными способами саморегуляции эмоциональных состояний;
  • создание лэпбука, как нового метода закрепления и обработки полученных знаний;

Занятия способствуют формированию чувства ответственности за свой выбор, своё здоровье и здоровье близких людей, актуализируют и расширяют знания о здоровом образе жизни, повышают мотивацию к его ведению. Результатом работы по Программе является приобретенный обучающимися объём знаний в области права и умение их использовать.

Определение результативности предусматривает применение входящей, промежуточной и итоговой диагностики с использованием беседы и наблюдения, устных экспресс-опросов, оформление выставки.

Нормативно – правовые основания программы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Указ Президента РФ от №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  3. Распоряжение Правительства РФ от N 678-р «Об утверждении

Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года");

  1. 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений

«Гигиена –не мука, гигиена – не скука, а важная наука»

№ п/п

Название тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Беседа «Личная гигиена. Уход за телом»

1

Входящая диагностика с использованием беседы и наблюдения

2

Беседа «Глаза-главные помощники человека»

1

Экспресс-опрос

3

Беседа «Гигиена органов слуха. Уход за ушами»

1

Промежуточная диагностика с использованием беседы и наблюдения

4

Беседа «Гигиена полости рта. Уход за зубами»

1

Экспресс-опрос

5

Беседа «Гигиена рук и ног»

1

Экспресс-опрос

6

Беседа «Режим дня»

1

Итоговая диагностика с использованием беседы и наблюдения. Выставка

Итого

6

3

3

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений «Гигиена –не мука, гигиена – не скука, а важная наука»

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

6

6

1 раз в неделю по 1 часу

В данной Программе представлен типовой календарный график, отражающий распределение учебных часов по программе по неделям обучения. Перед реализацией Программы осуществляется индивидуальное согласование графика с каждым образовательным учреждением. Календарный график сформированных групп будет представляться в виде расписания занятий для каждой конкретной группы в приложении Программы по мере их комплектования.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Гигиена –не мука, гигиена – не скука, а важная наука»

Адресат программы: Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 8-9 лет (2 «В» класс ГБОУ СОШ № 691). Форма занятий групповая.

Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов 6 часов.

Цель программы: формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • научить практическому использованию лэпбука.

Тема

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1

Личная гигиена. Уход за телом

1

2

Глаза-главные помощники человека

1

3

Гигиена органов слуха. Уход за ушами

1

4

Гигиена полости рта. Уход за зубами

1

5

Гигиена рук и ног

1

6

Режим дня

1

Всего:

6

Адресат программы: Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 9-10 лет (3 «Ш» класс ГБОУ СОШ № 691). Форма занятий групповая.

Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов 6 часов.

Цель программы: формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • научить практическому использованию лэпбука.

Тема

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1

Личная гигиена. Уход за телом

1

2

Глаза-главные помощники человека

1

3

Гигиена органов слуха. Уход за ушами

1

4

Гигиена полости рта. Уход за зубами

1

5

Гигиена рук и ног

1

6

Режим дня

1

Всего:

6

Содержание программы:

1. Беседа «Личная гигиена. Уход за телом»

Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи:

- раскрыть понятие «личная гигиена»;

- познакомить обучающихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение правил – важное средство сохранения здоровья человека;

- формировать гигиенические навыки и умения, воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни;

- развивать познавательные процессы.

Описание форм и методов проведения занятий:

#1057;ловесные методы обучения: устное изложение, анкетирование.

#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, гигиенические средства для практической работы, раздаточный материал, карандаши, чистые листы-открытки.

#1055;рактические методы обучения: заполнение анкеты, выполнение практического задания, оформление лэпбука.

2. Беседа «Глаза – главные помощники человека»

Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи:

- познакомить детей с органами слуха;

- формировать практические умения ухода за ушами;

- прививать умение соблюдать правила ухода за ушами;

- развивать познавательные процессы.

Описание форм и методов проведения занятий:

#1057;ловесные методы обучения: устное изложение.

#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, рисунок строения глаза, карточки к игре «Полезно — вредно», зеркальце, фонарик, карандаши, чистые листы-открытки.

#1055;рактические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.

3. Беседа «Гигиена органов слуха. Уход за ушами»

Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи:

- познакомить детей с правилами бережного отношения к зрению;

- формировать практические умения беречь свои глаза;

- прививать умение соблюдать правила бережного отношения к зрению;

- развивать познавательные процессы.

Описание форм и методов проведения занятий:

#1057;ловесные методы обучения: устное изложение.

#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, ракушки, вата, часы.

#1055;рактические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.

4. Беседа «Гигиена полости рта. Уход за зубами»

Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи:

- познакомить обучающихся с правилами ухода за полостью рта;

- формировать практические умения чистить правильно зубы;

- прививать умение соблюдать правила личной гигиены;

- развивать познавательные процессы.

Описание форм и методов проведения занятий:

#1057;ловесные методы обучения: устное изложение.

#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, рисунки-задания, зубные щетки, средства по уходу за зубами, зеркальце, тетради, рисунки – карточки, карандаши, чистые листы-открытки, кружки для рожицы.

#1055;рактические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.

5. Беседа «Гигиена рук и ног»

Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья

Задачи:

- познакомить детей с правилами ухода за руками и ногами;

- формировать практические умения гигиены рук и ног;

- развивать познавательные процессы.

Описание форм и методов проведения занятий:

1. Словесные методы обучения: устное изложение.

2. Наглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, валик, гигиенические средства для практической работы.

3. Практические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.

6. Беседа «Режим дня»

Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи:

- познакомить детей с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека;

- помочь детям осознать необходимость двигательного режима;

- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;

- развивать познавательные процессы.

Описание форм и методов проведения занятий:

1. Словесные методы обучения: устное изложение.

2. Наглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, плакат с режимом дня, карточки с изображением режимных моментов, раздаточный материал.

3. Практические методы обучения: выполнение практического задания, оформление выставки.

Методические и оценочные материалы

Методические материалы: помещение со столами и стульями, интерактивная доска, проектор, мультимедийная установка и экран, наглядно-демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические пособия, гигиенические средства для практической работы, канцелярские принадлежности.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Методика проведения развивающих занятий предполагает развитие интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий), формированию собственной позиции. Это способствует самостоятельности и самореализации, а также мотивирует к познанию новых деталей в уже известных сферах жизни.

Способы определения результативности:

Результативность освоения программы определяется путем сравнения полученных данных опросов на разных этапах реализации программы.

Информационные источники

  1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998.
  2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
  3. Барташникова И.А., Барташникова А.А. Учись играя.- Харьков, 1997
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- СПб: Акцидент, 2000
  5. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М.:Просвещение, 1986
  6. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни.- М.: «Физкультура и спорт», 2006
  7. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
  8. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков.- М.:Медицина, 1986
  9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М., 1988
  10. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 2000.
  11. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника.- М.: Просвещение, 1986
  12. Эльконин Д.Б. Психология чувств.- М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе

Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе

Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).

  Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения  - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Методы и технологии формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...