Общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений «Гигиена – не мука, гигиена - не скука, а важная наука»
методическая разработка по зож (4 класс)
Программа «Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность.
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.
Критическое ухудшение здоровья несовершеннолетних, взрослых – одна из основных проблем современности. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья детей, педагогов, родителей.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений
«Гигиена – не мука, гигиена - не скука, а важная наука»
Возраст учащихся – 7-10 лет
Срок реализации – 6 часов
Разработчик:
Кунаходжаева Виктория Викторовна
- социальный педагог
Пояснительная записка
Программа «Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность.
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.
Критическое ухудшение здоровья несовершеннолетних, взрослых – одна из основных проблем современности. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья детей, педагогов, родителей.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить несовершеннолетних к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и, таким образом, актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Это одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье - у нас не будет будущего. Будущее нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Целью современного общества должно стать приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.
Актуальность программы:
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Новизна программы:
Новизна Программы основывается на разработке каждого компонента программы с учётом психологических и возрастных особенностей детей на основе обучения элементарным способам саморегуляции эмоциональных состояний.
Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью обучающихся. Материалы занятий ориентируют специалиста не только на формирование и привитие навыков здорового образа жизни, но и на обсуждение с детьми проблем, связанных с укреплением здоровья физического, психического и духовного.
Использование лэпбука, как нового метода, помогающего закрепить и обработать полученные знания, дает возможность посеять в обучающихся "зерно" открытия и исследования.
Адресат программы: Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 7-10 лет. Форма занятий групповая.
Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения составляет 6 часов.
Цель программы: формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- научить практическому использованию лэпбука.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание путем совмещения теоретического материала с элементами игры;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (саморегуляция эмоциональных состояний).
Воспитательные:
- воспитать желание заботиться о своем здоровье;
- помочь обучающимся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укреплять здоровье.
Условия реализации программы:
Занятия проводятся по заявке в государственном бюджетном образовательном образовательных учреждений района. Администрация образовательного учреждения (далее – ОУ) направляет заявку на проведение занятий по Программе, указывает сроки, расписание занятий на учебный год, количество групп, контактную информацию, собирает согласия родителей (законных представителей) на проведение занятий с детьми. Занятия по Программе проводятся на базе ОУ, подавшего заявку на проведение мероприятий. Продолжительность одного занятия 45 минут (1 академический час). Слушатели располагаются за партами, как и во время учебного процесса. Для эффективной реализации обязательно присутствие на занятии педагога образовательного учреждения.
Оптимальное количество учащихся 15-25 человек.
Формы проведения занятий: беседа, практикум, выставка
Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная (беседа, показ, объяснение); групповая организация работы (обсуждение, общение, игра, создание работ).
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации групповых занятий необходимо:
- помещение со столами и стульями, а также свободным пространством;
- интерактивная доска, проектор, мультимедийная установка и экран;
- кукла Солнцелученька, наглядно-демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические пособия, гигиенические средства для практической работы, карандаши, чистые листы-открытки.
Кадровое обеспечение: занятие проводит специалист государственного бюджетного учреждения центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга (социальный педагог или педагог-психолог).
Планируемые результаты:
- сформированность представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- умение обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- умения обучающихся выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформированность представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, умения несовершеннолетних составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- владение элементарными способами саморегуляции эмоциональных состояний;
- создание лэпбука, как нового метода закрепления и обработки полученных знаний;
Занятия способствуют формированию чувства ответственности за свой выбор, своё здоровье и здоровье близких людей, актуализируют и расширяют знания о здоровом образе жизни, повышают мотивацию к его ведению. Результатом работы по Программе является приобретенный обучающимися объём знаний в области права и умение их использовать.
Определение результативности предусматривает применение входящей, промежуточной и итоговой диагностики с использованием беседы и наблюдения, устных экспресс-опросов, оформление выставки.
Нормативно – правовые основания программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Распоряжение Правительства РФ от N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года");
- 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений
«Гигиена –не мука, гигиена – не скука, а важная наука»
№ п/п | Название тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Беседа «Личная гигиена. Уход за телом» | 1 | Входящая диагностика с использованием беседы и наблюдения | ||
2 | Беседа «Глаза-главные помощники человека» | 1 | Экспресс-опрос | ||
3 | Беседа «Гигиена органов слуха. Уход за ушами» | 1 | Промежуточная диагностика с использованием беседы и наблюдения | ||
4 | Беседа «Гигиена полости рта. Уход за зубами» | 1 | Экспресс-опрос | ||
5 | Беседа «Гигиена рук и ног» | 1 | Экспресс-опрос | ||
6 | Беседа «Режим дня» | 1 | Итоговая диагностика с использованием беседы и наблюдения. Выставка | ||
Итого | 6 | 3 | 3 | ||
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений «Гигиена –не мука, гигиена – не скука, а важная наука»
Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
|
| 6 | 6 | 1 раз в неделю по 1 часу
|
В данной Программе представлен типовой календарный график, отражающий распределение учебных часов по программе по неделям обучения. Перед реализацией Программы осуществляется индивидуальное согласование графика с каждым образовательным учреждением. Календарный график сформированных групп будет представляться в виде расписания занятий для каждой конкретной группы в приложении Программы по мере их комплектования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Гигиена –не мука, гигиена – не скука, а важная наука»
Адресат программы: Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 8-9 лет (2 «В» класс ГБОУ СОШ № 691). Форма занятий групповая.
Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов 6 часов.
Цель программы: формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- научить практическому использованию лэпбука.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Личная гигиена. Уход за телом | 1 | ||
2 | Глаза-главные помощники человека | 1 | ||
3 | Гигиена органов слуха. Уход за ушами | 1 | ||
4 | Гигиена полости рта. Уход за зубами | 1 | ||
5 | Гигиена рук и ног | 1 | ||
6 | Режим дня | 1 | ||
Всего: | 6 |
Адресат программы: Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 9-10 лет (3 «Ш» класс ГБОУ СОШ № 691). Форма занятий групповая.
Объем и срок реализации программы: общее количество учебных часов 6 часов.
Цель программы: формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- научить практическому использованию лэпбука.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Личная гигиена. Уход за телом | 1 | ||
2 | Глаза-главные помощники человека | 1 | ||
3 | Гигиена органов слуха. Уход за ушами | 1 | ||
4 | Гигиена полости рта. Уход за зубами | 1 | ||
5 | Гигиена рук и ног | 1 | ||
6 | Режим дня | 1 | ||
Всего: | 6 |
Содержание программы:
1. Беседа «Личная гигиена. Уход за телом»
Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
- раскрыть понятие «личная гигиена»;
- познакомить обучающихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что соблюдение правил – важное средство сохранения здоровья человека;
- формировать гигиенические навыки и умения, воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни;
- развивать познавательные процессы.
Описание форм и методов проведения занятий:
#1057;ловесные методы обучения: устное изложение, анкетирование.
#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, гигиенические средства для практической работы, раздаточный материал, карандаши, чистые листы-открытки.
#1055;рактические методы обучения: заполнение анкеты, выполнение практического задания, оформление лэпбука.
2. Беседа «Глаза – главные помощники человека»
Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
- познакомить детей с органами слуха;
- формировать практические умения ухода за ушами;
- прививать умение соблюдать правила ухода за ушами;
- развивать познавательные процессы.
Описание форм и методов проведения занятий:
#1057;ловесные методы обучения: устное изложение.
#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, рисунок строения глаза, карточки к игре «Полезно — вредно», зеркальце, фонарик, карандаши, чистые листы-открытки.
#1055;рактические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.
3. Беседа «Гигиена органов слуха. Уход за ушами»
Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
- познакомить детей с правилами бережного отношения к зрению;
- формировать практические умения беречь свои глаза;
- прививать умение соблюдать правила бережного отношения к зрению;
- развивать познавательные процессы.
Описание форм и методов проведения занятий:
#1057;ловесные методы обучения: устное изложение.
#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, ракушки, вата, часы.
#1055;рактические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.
4. Беседа «Гигиена полости рта. Уход за зубами»
Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
- познакомить обучающихся с правилами ухода за полостью рта;
- формировать практические умения чистить правильно зубы;
- прививать умение соблюдать правила личной гигиены;
- развивать познавательные процессы.
Описание форм и методов проведения занятий:
#1057;ловесные методы обучения: устное изложение.
#1053;аглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, рисунки-задания, зубные щетки, средства по уходу за зубами, зеркальце, тетради, рисунки – карточки, карандаши, чистые листы-открытки, кружки для рожицы.
#1055;рактические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.
5. Беседа «Гигиена рук и ног»
Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья
Задачи:
- познакомить детей с правилами ухода за руками и ногами;
- формировать практические умения гигиены рук и ног;
- развивать познавательные процессы.
Описание форм и методов проведения занятий:
1. Словесные методы обучения: устное изложение.
2. Наглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, валик, гигиенические средства для практической работы.
3. Практические методы обучения: выполнение практического задания, оформление лэпбука.
6. Беседа «Режим дня»
Цель: приобщить обучающихся к здоровому образу жизни, к ответственному поведению по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
- познакомить детей с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека;
- помочь детям осознать необходимость двигательного режима;
- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;
- развивать познавательные процессы.
Описание форм и методов проведения занятий:
1. Словесные методы обучения: устное изложение.
2. Наглядные методы обучения: кукла Солнцелученька, плакат с режимом дня, карточки с изображением режимных моментов, раздаточный материал.
3. Практические методы обучения: выполнение практического задания, оформление выставки.
Методические и оценочные материалы
Методические материалы: помещение со столами и стульями, интерактивная доска, проектор, мультимедийная установка и экран, наглядно-демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические пособия, гигиенические средства для практической работы, канцелярские принадлежности.
Организация учебно-воспитательного процесса:
Методика проведения развивающих занятий предполагает развитие интеллектуальных умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий), формированию собственной позиции. Это способствует самостоятельности и самореализации, а также мотивирует к познанию новых деталей в уже известных сферах жизни.
Способы определения результативности:
Результативность освоения программы определяется путем сравнения полученных данных опросов на разных этапах реализации программы.
Информационные источники
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
- Барташникова И.А., Барташникова А.А. Учись играя.- Харьков, 1997
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- СПб: Акцидент, 2000
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М.:Просвещение, 1986
- Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни.- М.: «Физкультура и спорт», 2006
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
- Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков.- М.:Медицина, 1986
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М., 1988
- Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 2000.
- Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника.- М.: Просвещение, 1986
- Эльконин Д.Б. Психология чувств.- М., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
•В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных ор...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках в начальной школе
Наша школа в 2012 году получила статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве в ус...

Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»
За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).
Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"
Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Методы и технологии формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...