Главные вкладки

    Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте
    материал по теме

     

    Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике и   педагогами  разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные  особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palochki_kyuizenera.docx34.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.

            

    Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике и   педагогами  разных стран в работе с детьми начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Основные  особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

    Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.

    Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а так же и самостоятельно.

    Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В  мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создпть полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

    Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

    С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.

     С помощью цветных   детей  легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше»,  «больше – меньше на …»,  познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух  меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета»,  «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

    Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют различную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например , в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых»  состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное семейство.

    Палочки дают возможность выполнять  упражнения и в горизонтальной в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе; с палочками можно «играть» и на полу.

    Для детей разных возрастов предполагаются следующие дидактические пособия:

    • Альбом-игра (для детей 2-3 лет) «Волшебные дорожки»
    • Альбом-игра (для детей 3-5 лет) «Дом с колокольчиком»
    • Игра «Посудная лавка» математикам 5-8 лет
    • Игра «Кростики» математикам 4-7 лет
    • Игра « На златом крыльце сидели»

    В качестве рекомендации предлагается следующая литература:

    1. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизинера как средство предматематической подготовки дошкольников.
    2. Носова Е.А., Непомнящая Р.А. логика и математика для дошкольников
    3. Сумина И.В., Михайлова З.А., Серова З.А. формирование элементарных математических представлений с использованием игровых предметов.
    4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения.


    План работы

    с детьми II младшей группы.

    Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.

    Задачи:

    1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.

    2.Закрепить понятия « цвет», « величина».

    3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.

    месяц

    Тема, задачи.

    д/игры, упражнения.

    Игровой материал.

    Сентябрь.

    Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание.

    Выкладывание палочек в определенной последовательности.

    « Покажи такую же».

    Палочки

    Кюизинера.

    Октябрь.

    Цвет. Учить детей понимать  слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов.

    « Покажи палочку

    определенного цвета».

    « Назови цвета палочек». « Выбери палочки одного

    цвета».

    Палочки Кюизенера.

    Ноябрь.

    Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам.

    « Длинный – короткий» . «Высокий – низкий».

    « Гусеничка».

    Палочки Кюизенера.

    Декабрь.

    Закрепить понятия « цвет», «величина»

    «Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку».

    Палочки Кюизенера.

    Январь.

    Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов.

    « Составь фигуру».

    « Покажи такую же».

    « На что похоже?»

    Палочки Кюизинера.

    Февраль.

    Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета( корпус, крылья, хвост)

    « Подбери по цвету».

    Конструирование

    « Самолет»

    Палочки

    Кюизинера.

    Март.

    Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины.

    Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины.

    Матем. игра «Лесенка».

    Конструирование

    « Машина».

    Палочки

    Кюизенера.

    Апрель.

    Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов.

    « Волшебные дорожки»

    Палочки

    Кюизенера.

    Дид/пособие

    «Волшебные дорожки»

            

            


    План работы

    с детьми средней группы  

    Тема: Формирование элементарных математических представлений с  использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.

    Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.

    Задачи:

    1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке     явления.

    2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.

    3. Развивать логическое мышление.

    месяц

    Тема, задачи

    Д/и, упражнения

    Игровой материал

    сентябрь

    Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году.

    Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера игровое пособие.

    «Дом с колокольчиком»

    октябрь

    Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение.

    «Гусеничка»,

    «Посуда» выкладывание цифр из палочек.

    Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера

    Д/пособие

    «Посудная лавка»

    ноябрь

    Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки.

    Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель.

    «Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера

    Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал.

    декабрь

    Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки.

    «Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера игровое пособие.

    «Дом с колокольчиком»

    январь

    Числа 1-3. Закрепление.

    Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера.

    Картинки с изображением цифр.

    февраль

    Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки.

    Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера

    Д/пособие: «На златом крыльце»,

    март

    Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город»

    Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия  Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера

    Д/пособие: «На златом крыльце»,

    апрель

    Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой.

    Выкладывание чисел из палочек.

    Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера

    Картинки – схемы.

    май

    Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление.

    Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество .

    Палочки Кюизенера

    Картинки – схемы.

    Д/пособие

    План работы

     с детьми старшей группы.

    Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической  подготовки дошкольников.

    Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

     1.Развивать начала логического мышления.

     2.Формировать элементарные математические представления.

      3.Закреплять  понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.

    Месяц.

    Тема. Задачи.

     Д/И, упражнения

    Игровой материал.

    Сентябрь.

    «Цветные палочки»

    Повторить числовое значение

    счетных палочек, принципы

    окраски палочек.

    Выкладывание цифр из палочек.

    Веселая улица для разноцветных    палочек. Самостоятельное творчество.

    Палочки

    Кюизенера.

    Картинки  с

    изображением

    цифр.

    Октябрь.

    « Равно - не равно».

    «Больше-меньше ».

    Учить сравнивать предметы по размеру.

    «  Весы», « Магазин», « Вагончики».

    Самостоятельное творчество.

    Палочки

    Кюизенера.

    Ноябрь.

     «На сколько больше, на сколько меньше».

    Познакомить с понятием

    « лишний», « не хватает».

    « Лесенка», « Календарик».

    Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера.

    Декабрь.

    Изменения.

    Научить детей определять, какие  характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились.

    «Неделька».

    Самостоятельное творчество.

    Палочки

    Кюизенера.

    Январь.

    Повторение .

    Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера.

    Февраль.

    Сложение.

    Познакомить с арифметическим действием сложение»

    Найти палочку равную….

    (фиолетовая + розовая)

    Палочки Кюизинера.

    Март.

    Вычитание.

    Познакомить с арифметическим  действием « вычитание»

    Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были = вишневой по длине.

    Палочки Кюизенера.

    Апрель.

    Линия( прямая, ломаная).

    Познакомить детей с понятием   «линия», её видами.

    « Цветные тропинки»,

     « Флажки»

    Палочки Кюизенера.

    Дид .пособие:

     « Волшебные дорожки».

    Май.

    Построение геометрических фигур. Повторение.

    «Коврики». Самостоятельное творчество.

    Палочки Кюизенера.

    Дид. Пособие:

    Дом с колокольчиком.

    План работы

    с детьми подготовительной группы.

    Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.

    Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

    2. Развивать соотношение числа из ряда палочек.

    3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

    месяц

    Тема, задачи.

    Д\и , Упражнения.

    Игровой материал.

     1.

    Сентябрь.

    Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Самостоятельная

    Деятельность.

    Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

    Палочки

    Кюизенера.

    2.

    Октябрь

    «Сериация по размеру»

    Развивать умение находить место в числовом ряду, развивать внимание.

    « Лесенка»

    «Найди такую же».

    Палочки Кюизенера.

    3.

    Ноябрь

    Состав числа 3и 4.

    Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

    Выкладывание цифр из палочек.

    «Кто здесь живет?»

    Палочки Кюизенера.

    Д/пособие

    «На златом крыльце сидели»

    4.

    Декабрь.

    Состав числа 5 и 6.

    Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

    Выкладывание цифр из палочек.

    «Магазин»

    Палочки Кюизенера.

    Д/пособие

    «Посудная лавка»

    5.

    Январь.

    Состав числа.

    Закрепление знаний о составе числа.

    Составь число из палочек определенного цвета.

    Палочки Кюизинера.

    6.

    Февраль.

    Состав числа  7 и 8.

    Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших.

    Выкладывание цифр из палочек.

    Составь число из палочек определенного цвета.

    Палочки Кюизенера.

    7.

    Март.

    Состав числа 9и 10.

    Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

    « Составь число»

    « Поезд»

    Палочки Кюизинера.

    8.

    Апрель.

    Закрепление.

    Составь число из палочек определенного цвета.

    Палочки Кюизенера.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте.

    Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. ...

    «Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте».

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра ГОРОД  ОКРУЖНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НИЖНЕВАРТОВСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ...

    Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

    Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...

    Палочки Кюизенера – средство развития логики в дошкольном возрасте.

    Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный английским математиком Х. Кюизенером.  Он предназначен  для обучения математике в разных странах, в работе с детьми начиная...

    Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

    Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

    Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

    Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

    Обобщение опыта работы. "Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"

    Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...