Главные вкладки

    Урок ОРКСЭ "Добро и зло"
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Бирюкова Марина Викторовна


    Конспект урока ОРКСЭ  по теме "Добро и зло"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_orkse_dobro_i_zlo.docx13.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок ОРКСЭ в 4 классе

    Тема: Добро и зло

    Цель: осмысление главных моральных понятий в жизни — добра и зла.

    Задачи:

    1. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.

    2. Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли.

    3. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

    Оборудование: учебник «Основы светской этики»,  проектор, компьютер, презентация, песни В. Мигули «Доброта», «Дарите добро». На каждой парте лист, разделенный на две части.

    № п/п

    Название слайда

    Содержание урока

    Солнышко

    1. Организационный момент, настрой на рабочий лад.

    В жизни по-разному можно жить –

    Можно в беде, а можно в радости.

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    На рассвете встать –

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обожженною солнце достать

    И подарить его людям.

    - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

    «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»

    а).  Работа с эпиграфом.

    Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное.

    А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова:

    Давайте поклоняться доброте!

    Давайте с думой жить о доброте:

    Вся в голубой и звездной красоте,

    Земля добра. Она дарит нас хлебом,

    Живой водой и деревом в цвету.

    Под этим вечно неспокойным небом

    Давайте воевать за доброту!

    - Ребята, как вы думаете, что такое добро? (дети говорят то, что они думают о добре, доброте)

    Словарная работа.

    Добро

    Зло

    б).  Словарная работа.

    Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое добро. А более точно посмотрим в «Толковом словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение)

    Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

    Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

    - А что такое зло?

    - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

    Сообщение темы и цели урока.

    Тема сегодняшнего урока  «Добро и зло».

    Поступки людей

    Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы так поступаете?

    Назовите поступки, которые вы считаете злыми.

    Чтение текста учебника «Основы светской этики» (стр. 12 - 13)

    Работа с дополнительным текстом.

     Чтение и анализ притчи В. Сухомлинского (Читает учитель)

    • Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
    • Как поступают первый, второй и третий проезжие?

    (первый – равнодушный, второй - делал для своей выгоды, третий - милосердный, великодушный, благородный)

    • В чем вы видите разницу между их поступками?
    • Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
    • Как дед отозвался про второго путника? Почему он сказал «И это ЕЩЕ не человек?»
    • Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
    • Каким еще человеком его можно назвать? (отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным)
    • Какое качество автор считает главным для человека?
    • Согласны ли вы с автором?
    • Почему притча называется «Обыкновенный человек»?  
    • Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

    (Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни).

    Вывод: Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся.

     Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

    Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один.

    Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным,  к родному краю.

     Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

    Дети, а можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым?

     -Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.

    Доброта — способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

    Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.

    Физкультминутка

    Упражнения на разминку.

    Портреты философов и их высказывания.

    г).  Работа с высказываниями писателей.

    - Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу?

     «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес)

      «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо)

     «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир)

     «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль)

    «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин)

    Заставка

    5. Прослушивание песни  «ДОБРОТА» в исполнении В. Мигули

    Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить?

    Работа в парах.

    6. Группировка понятий. Работа в парах. На парте лист, разделенный на две части: зло (слова уже записаны, прочитайте их, подумайте над их смыслом) – добро. Запишите подходящие слова в графе добра.

    • Что вы можете сказать о словах добро и зло?   (Антонимы)  
    • Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
    • Пред нами дерево, которое выросло из корня зла. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы отрубить корень зла, а вырастить дерево добра.  Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и будем рубить этот корень зла. Называйте слова добра.

    Добро

    Внимательность к людям

    Помощь

    Отзывчивость

    Вежливость

    Верность

    Сердечность

    Порядочность

    Совестливость

    Благодушный

    Мягкосердечный

    Добрососедство

    Доброжелательность

    Любовь к людям

    Щедрость

    Взаимовыручка

    Уважение

    Понимание

    Улыбка

    Радость за других

    Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

    Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Релаксация

    Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

    Ведь делать добро – это здорово.

    Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй!

    Лучами земля опоясана,

    Тут хитрости вовсе не нужно особой.

    Цветами земля опоясана,

    Понять и исполнить желанье другого –

    Ходите дорогами ясными,

    Одно удовольствие, честное слово!

    Летайте высокими трассами,

    Орбитой любви и привета

    Пусть мчится вся наша планета.

    Стремитесь открыть хоть однажды

    Звезду человечности в каждом!

     - Давайте листок со злом скомкаем, разорвем в мелкие клочья и выбросим в мусорное ведро, чтобы никогда не делать зла! А все доброе – сохраним для себя.

      Вывод: главное человеческое качество – доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого.

      Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

    Домашнее задание

    Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче.

    Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

    Читать учебник (стр.12-13)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

    Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

    Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

    Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

    «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

    Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

    Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

    «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

    Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

    Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

    Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

    Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

    Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...