Главные вкладки

    Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте
    статья по теме

    Чванова Юлия Ивановна

    Методическая разработка по теме: Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте»

    Автор: педагог-психолог Чванова Юлия Ивановна

    Дошкольный возраст это особый этап в развитии человека, это период, когда ребенок активно познает окружающий мир, знакомится с различными предметами и явлениями окружающей действительности.

    Откуда же берется это желание исследовать окружающий мир?

    Активность ребенка побуждается интересами и потребностями, а также практическому опыту, развивающемуся мышлению и воображению. Дошкольники направляют свою активность на получение какого-то результата, и эта активность принимает форму различных видов деятельности – игр, выполнении учебных действий, трудовых… Благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действенные отношения с окружающим миром. Также важно, чтобы ребенок мог самостоятельно добывать знания об окружающем мире, так как именно эти знания являются самыми ценными и прочными.

    Для познания окружающего мира у ребенка необходимо развивать исследовательские способности, позволяющие ему ставить вопросы, наблюдать, делать умозаключения и выводы и т.д. Другими словами, у ребенка должны быть развиты психические процессы такие как внимание, мышление, воображение, восприятие, память. Их развитие является необходимым условием для осуществления любой деятельности, в том числе и исследовательской.

    В чем же заключается особенность познавательных функций в дошкольном возрасте и почему они являются важными исследовательскими способностями?

    Так, восприятие является основой ориентаций человека в окружающем мире; в основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Воображение представляет собой особую форму отражения действительности, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Память это один из уровней отражения действительности, способствующий организации и сохранения прошлого опыта. Мышление позволяет установить отношения между предметами, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать.

    Одной из основных исследовательских способностей является внимание, под которым понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте (Н. Ф.Добрынин). Внимание способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков.

    В развитии внимания выделяются две линии – с одной стороны это развитие непроизвольного внимания, привлекаемого и направляемого внешними стимулами, а с другой стороны развитие произвольного внимания, или способности самостоятельно управлять своим вниманием. Таким образом, в своем развитии внимание проходит путь от непроизвольного к произвольному.

    М.Познер выделял 3 системы внимания, являющиеся схемой его развития, на которую опирается современная психология. Это:

    • система бдительности это общий тонус, или уровень активизации организма;
    • система ориентировки или направления внимания, она ответственна за привлечение внимания к определенным объектам или местам в окружающем мире
    • система управления внимания, участвует в обеспечении целенаправленности познания и предметных действий.

    На протяжении дошкольного возраста развитие внимания происходит по мере развития его свойств, таких как - объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, и существенно зависит от значимости, эмоциональности (интереса) для ребенка материала. Развитие произвольного внимания неотрывно связано с развитием способности ребенка к программированию и контролю собственной деятельности.

    Примерно к пяти годам внимание ребенка начинает обретать особенности характерные для внимания взрослого человека: оно становится не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому на что, когда, как и на какое время ему следует обращать внимание. В качестве ведущих средств организации внимания выступает указательный жест и речь взрослого. Например взрослый указывает на задание (предмет) и в результате ребенок выделяет его среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок может сам выделять и сосредотачиваться на интересующем его предмете. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредствовано речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К семи годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становится внутреннем.

    Развитием внимания «определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности» (Г.А.Урунтаева). Т.Рибо, цитируя одного из своих современников, подчеркнул, что «умственное развитие пропорционально вниманию».

    Итак, мы можем видеть необходимость развития внимания, важность его как исследовательской способности. Это и способность выделять интересующие предметы из окружающего мира и сосредотачиваться на них, а также активизировать организм для дальнейшего изучения, интересующего предмета. Таким образом, внимание является одной из основных исследовательских способностей, а развитие внимание важнейшей задачей для педагогов и родителей.

    Список литературы:

    1. Общая психология / под ред. Б.С.Братуся - Т.4. Внимание М.В.Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
    2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Издательство Просвещение: Владос, 1995
    3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1996


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

    В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

    РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    В статье проанализирован опыт экспериментальной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: исследователь, экспериментирование, поисково – познавательная деятельность, умо...

    ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В данной статье указывается о проблеме  сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве,  раскрывается зн...

    Тема выступления: "Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста".

    quot;Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста"....