Главные вкладки

    Технология блочно-модульного обучения
    методическая разработка по химии (9 класс) по теме

    Гудкова Наталья Александровна

    Блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Предлагаемая методическая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 9-м классе по теме «Алюминий и его соединения» в разделе «Металлы».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Модульные технологии на уроках химии в 9 классе

    Предлагаемая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 9-м классе по теме «Алюминий и его соединения» в разделе «Металлы».

    Тема «Металлы».

    1. Модуль «Общие свойства металлов».
    2. Модуль «Щелочные металлы».
    3. Модуль «Щелочно-земельные металлы».
    4. Модуль «Алюминий и его соединения».
    5. Практическая работа «Свойства металлов и их соединений».
    6. Модуль «Железо и его соединения».
    7. Практическая работа «Железо и его соединения».
    8. Модуль «Обобщение темы «Металлы».

    Модульная схема выдается на уроке на каждый стол учащимся. Схема состоит из небольших блоков – учебных элементов (УЭ). В каждом  элементе указаны цели, содержание работы, вид учебной деятельности учащихся. Такие схемы помогают обеспечить индивидуальный подход к учащимся, оказать им конкретную помощь, организовать работу в парах, группах, самостоятельное освоение материала, взаимопроверку.

    Результатом модульного подхода к обучению является:

    • формирование мотивации учащихся к изучению химии, самостоятельности;
    • индивидуализация обучения (содержание, темп, дозированная помощь, самооценка);
    • возможность применения разных подходов в обучении: развивающего, личностно-ориентированного, проблемного, интегративного;
    • применение разных форм познавательной деятельности: самостоятельной, в паре, в группе, фронтальной;
    • развитие как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.

    Модуль «Алюминий и его соединения»

    № урока в модуле

    1-й

    2-й

    3-й

    Тема

    Алюминий.

    Соединения алюминия в природе. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия.

    Алюминий и его соединения.

    Тип урока

    Получение новых знаний.

    Получение новых знаний.

    Урок закрепления, обобщения и коррекции знаний.

    Урок №1.

    Алюминий.

    Тип урока. Урок получения новых знаний.

    Задачи урока.

    1. Найти зависимость между положением элемента в периодической системе Д.И.Менделеева, электронной конфигурацией атома алюминия и его степенью окисления.
    2. Используя прием сравнения, рассмотреть восстановительные свойства неметалла бора и металла алюминия.
    3. Через самостоятельную работу с учебной литературой дать характеристику физических и химических свойств алюминия.
    4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, организованность и целеустремленность.

    Оборудование и реактивы: коллекции изделий из алюминия и его сплавов, интерактивная доска для демонстрации видеосюжетов, гранулы алюминия, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, спички.

    Учебный элемент

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УЭ-0

    Интегрирующая цель: установить соответствие между электронной конфигурацией атома алюминия и его степенью окисления, выяснить свойства алюминия как простого вещества.

    Учащиеся читают текст § 13 по учебнику О.С. Габриеляна «Химия-9».

    УЭ-1

    Определение степени усвоения учебного материала и подготовка учащихся к деятельности

    Алюминий – элемент главной подгруппы III группы периодической системы Д.И.Менделеева.

    Составьте электронную формулу атома алюминия.

    Определите благородный газ, имеющий такое же строение электронной оболочки, как у алюминия.

    Определите по строению атома степень окисления алюминия в соединениях.

    Определите свойства алюминия в окислительно-восстановительных реакциях.

    Сравните восстановительные свойства атомов алюминия с атомами бора.

    Учащиеся по желанию работают индивидуально или в парах.

    УЭ-2

    Организация восприятия материала

    Предлагается коллективно добывать знания о физических и химических свойствах алюминия. Начинается работа в группах, каждая из которых получает свое задание из карты самоконтроля.

    Учащиеся знакомятся с картой самоконтроля и самооценки, выбирают лидера группы.

    УЭ-3

    Восприятие и осознание учебной информации.

    После отчета группы №1 по теме  «Физические свойства алюминия» учащимся предлагается для ознакомления коллекция изделий из алюминия и его сплавов.

    После отчета группы №2 по теме «Химические свойства алюминия» демонстрируются видеофрагменты «Горение алюминия», «Взаимодействие алюминия с йодом, солями» и опыты  «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей»

    Учащиеся записывают в тетрадях ответы  на вопросы самоконтроля, пользуясь указанными в карте источниками информации. Лидеры у доски оформляют свои ответы. Начинается обмен информацией. Вся информация записывается в рабочие тетради.

    УЭ-4

    Подведение итогов, определение степени первичного усвоения материала

    Ответьте на вопросы 1, 3, 4, стр. 62

    УЭ-5

    Рефлексия

    Человек рождается на свет,

    Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

    Чтоб оставить в жизни добрый след

    И решить все трудные задачи.

    Человек рождается на свет… Для чего?

    Ищите свой ответ.

    Учащиеся отвечают на вопросы:

    1. Что на уроке больше всего запомнилось?

    2. Чем были удивлены сегодня?

    УЭ-5

    Домашнее задание

    § 13 до стр. 60, из учебника О.С. Габриеляна: упр.7, стр. 62; из сборника задач Н.А. Гудковой: 14.24, 14.44.

    По аналогичной схеме проходит урок получения новых знаний №2 «Соединения алюминия в природе. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия».

    Урок №3.

    Алюминий и его соединения алюминия.

    Тип урока. Урок закрепления, обобщения и коррекции знаний.

    Задачи урока.

    1. Проверить усвоение знаний по теме «Алюминий и его соединения алюминия».
    2. Закрепить умения составлять уравнения реакций и выполнять расчеты.

    Учебный элемент

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УЭ-0

    Интегрирующая цель: проверить степень усвоения знаний.

    Индивидуальные ответы у доски по решению задач и уравнениям реакций.

    УЭ-1

    Задания по теме «Алюминий»:

    №1. Почему щелочные и щелочноземельные металлы хранят в керосине, а алюминий просто на воздухе?

    №2. Перечислите физические свойства простого вещества алюминия. Объясните причину проявления этих свойств.

    №3. Составьте три уравнения химических реакций, в которых происходит превращение: Al0 → Al3+.

    №4.   Закончите уравнения реакций:

    а) Al + O2 → ;

    б) Al + Cl2 → ;

    в) Al + S → ;

    г) Al + N2 → ;

    д) Al + H2O → ;

    е)  Al + KOH → ;

    ж) Al + Fe2O3 → ;

    з)  Al + HCl → .

    Расставьте коэффициенты  методом электронного баланса, назовите продукты реакций.

    №5. Перечислите основные области применения алюминия. На каких свойствах основано его применение?

    На вопросы заданий №1, №2 и №5 учащиеся отвечают устно. Остальные задания учащиеся выполняют в тетрадях с последующей проверкой (несколько учащихся работают на доске за створками).

    УЭ-2

    Задания по теме «Соединения алюминия»:

    №1.С какими из данных веществ будет взаимодействовать оксид алюминия:

    а) вода;

    б) серная кислота;

    в) оксид серы (VI);

    г) гидроксид калия;

    д) хлорид калия;

    е) оксид калия.

    Составьте уравнения реакций, назовите продукты реакций.

    №2. Напишите уравнения реакций между гидроксидом алюминия и следующими веществами:

    а)  гидроксидом натрия (при сплавлении);

    б)  раствором гидроксида натрия;

    в) серной кислотой.

    Составьте уравнения реакций в ионной форме, назовите продукты реакций.

    №3.  Составьте формулы следующих солей:

    а) нитрат алюминия;

    б) гидросульфат алюминия;

    в) сульфат алюминия;

    г) сульфид алюминия;

    д) ортофосфат алюминия;

    е) гидроортофосфат алюминия;

    ж) дигидроортофосфат алюминия

    Учащиеся выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой (несколько учащихся работают на доске за створками).

    УЭ-4

    Задания по теме «Генетическая связь»:

    №1.  Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 →Al.

    №2.  AlCl3→Al2O3→AlCl3→ Al(OH)3 → Al2O3 →Al.

    Учащиеся выполняют задание №1 в тетрадях. Работая в паре, они пишут реакции, чередуясь и проверяя друг друга. №2 – для тех, кто успел выполнить №1 раньше других. Его выполнение можно поставить на оценку.

    УЭ-5

    №1. Выведите простейшую формулу химического соединения, в котором массовая доля калия равна 39,8 %, массовая доля алюминия равна 27,55 %, массовая доля кислорода равна 32,65 %.

    №2. Образец кристаллогидрата хлорида алюминия массой 19,32 г содержит 8,64 г кристаллизационной воды. Выведите простейшую формулу этого кристаллогидрата.

    №3. Алюминиевую фольгу массой 5,4 г опустили в бром  массой 50 г. Найдите массу образовавшейся соли.

    Учащиеся выполняют задачу №1 в тетрадях, №2 и 3 – для тех, кто успел выполнить №1 раньше других. Их выполнение можно поставить на оценку.

    УЭ-6

    Подведение итогов урока:

    1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени?

    2. Оцените свою работу на уроке.

    Домашнее задание: § 13 до стр. 60, из учебника О.С. Габриеляна: упр.6, стр. 62; из сборника задач Н.А. Гудковой: 14.52 (а), 14.53 (а).

    В соответствии с тематическим планированием после изучения модулей «Общие свойства металлов», «Щелочные металлы», «Щелочно-земельные металлы»,  «Алюминий и его соединения» проводится практическая работа «Свойства металлов и их соединений».

    Список используемой литературы:

    1. Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс, 2004.
    2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2004.
    3. Воловик В.Б., Крутецкая Е. Д. Неорганическая химия. Упражнения и задачи. Пособие для старшеклассников. СПб: Изд-во А.Кардакова, 2004 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"

    Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...

    технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

    "Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

    Формирование УУД учащихся посредством применения технологии блочно-модульного обучения и интеграции

    Тезисы по теме самообразования Осенновой Татьяны Николаевны, учителя русского языка и литературы МАОУ «Лицей №1» г. Сыктывкара,«Формирование УУД учащихсяпосредством применениятехнологи...

    Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.

    Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах.  Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...

    Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

    Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

    Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"

    В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...