Главные вкладки

    Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
    методическая разработка по химии (8 класс) на тему

    Гудкова Наталья Александровна

    Предложенный материал позволяет в игровой форме обобщить знания о свойствах основных классов неорганических соединений, закрепить понятия о генети­ческом ряде элементов, развить умение осуществлять пе­реходы от одного класса соединений к другим. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

    Цели:

    • обобщить знания о свойствах основных классов неорганических соединений;
    • закрепить понятия о генетическом ряде элементов;
    • развить умение осуществлять переходы от одного класса соединений к другим.

    Ход урока.

    Вступительная часть.

    Сегодня у нас урок-игра, подведение итогов наших визитов в мир неорганических соединений. Они живут в удивительной стране, которая называется «Неорганическая химия».

    Перед вами «визитные карточки» жителей этой страны. Что нужно сделать? Распределите их по семействам! А какие классы неорганических соединений вы знаете? (Оксиды, основания, кислоты, соли.) Как их узнать?

    Задание. Распределите вещества-карточки по классам (задание из 4 вариантов). Вещества задают вам вопрос: «Родственники ли мы?» (Постановка проблемной задачи, переход к основной части урока.)

    Примерный вариант карточки:

    CO2

    H2O

    H3PO4

    CaCl2

    HCl

    Zn(NO3 )2

    Fe(OH)3

    HgO

    Ba(OH)2

    K2O

    N2O

    Sn(OH)2

    CuCl2

    H2S

    FeO

    H2SO4

    Основная часть.

    1. Понятие о генетической связи (связь по происхождению).
    2. Игра «Найдите родственников!»

    Составьте из предложенных веществ схему генетической связи и напишите уравнения реакций.

    CO2       CaSO4       H2SO4       Ca(OH)2       MgO       CaO       Al       Cl2       Ca       AlCl3       H2O       SO2       MgSO3       Fe2O3       CaSO4        H2SO3       S       CaCO3

    1. Пришло сообщение: «Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное с наименованием С. Назовите пропавшее вещество» (письменно)

    P → P2O5 + H2O → A

    Ca → CaO + H2O → И

    А + В → С

    1. Игра «Кто быстрее угадает?»

    1 вариант

    Где получится FeSO4?

    а) SO2 + Fe(OH)2 → ….

    б) Fe + Zn SO4→ ….

    в) FeO + H2SO4→ ….

    г) Fe2O3 + H2SO4→ ….

    2 вариант

    Где получится H2O?

    а) Ca + HI → ….

    б) NaOH + HI→ ….

    в) CaO + H2O→ ….

    г) SO3 + H2O→ ….

    1. Игра «Спортивная».

    Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки - ответ).

    Какие пары веществ взаимодействуют? Если реакция идёт, напишите её.

    а) CO2  и  H2O

    б) MgO и HCl

    в) SO3 и CO2

    г) K2SO4 и HCl

    д) SiO2 и H2O

    е) NaOH и HCl

    ж)Cu и HCl

    з) CaCl2 и Na2CO3

    1. Игра «Остров Вундеркиндий»

    Учёный попал на необитаемый остров Вундеркиндий. В его распоряжении четыре вещества: карбонат кальция, сульфат меди (II), гидроксид натрия и вода. Чтобы вернуться домой ему нужно получить: а) три оксида, б) две соли; в) два гидроксида.

    Вариант ответа:

    CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4 (первый гидроксид и первая соль)

    Cu(OH)2 → CuO + H2O (первый оксид)

    CaCO3 → CaO + CO2 (второй и третий оксиды)

    CaO + H2O → Ca(OH)2 (второй гидроксид)

    CO2+ 2NaOH → Na2CO3 +  H2O (вторая соль)

    Заключительная часть.

    1. Составить генетический ряд и проиллюстрировать его примерами.
    2. Как доказать, что оксиды, кислоты, основания и соли взаимосвязаны между собой?
    3. Почему они объединены в группу важнейших неорганических соединений?

    Классы сложных веществ очень разнообразны по свойствам. Однако у каждого класса имеется общность химических свойств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Смотр знаний "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений".

    Обобщающий урок по химии в 8 классе с использованием ИКТ. Содержит разноуровневые, дифференцированные упражнения, задания творческого характера. Будет полезен как начинающим, так и опытным учителям....

    Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

    Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

    генетическая связь между основными классами неорганических соединений

    презентация на тему "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений", с техникой безопасности...

    Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

    Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...

    Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

    Вводится понятие генетической связи, генетического ряда и правил осуществления генетической цепочки....