Главные вкладки

    План-конспект урока по физике (8 класс) по теме:
    Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

    Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.

    Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забытое старое

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_1.doc65.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_2.doc37 КБ
    Microsoft Office document icon urok_3.doc30.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_4.doc39 КБ
    Microsoft Office document icon urok_5.doc36.5 КБ
    Microsoft Office document icon urok_6.doc26 КБ
    Microsoft Office document icon urok_7.doc182 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Источники света. Распространение света.

    Тип урока: Объяснение нового материала.  

    Цели урока:

    Образовательные: дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления; выявить естественные и искусственные источники света; дать понятие светового луча; выявить особенности распространения света.

    Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.

    Оборудование: две одинаковые свечки, белый шарик на высокой стойке, непрозрачный диск, спички, стекло, два штатива с муфтами и лапками, метр, географический глобус, непрозрачный шар с отверстиями, коллекция электрических ламп накаливания, люминесцентная лампа, карманный фонарь, фосфоресцирующий экран, лазер и т.д.;

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Объяснение нового материала (25 мин);
    3. Закрепление (10 мин);
    4. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Объяснение нового материала: 

    Деятельность человека в начальные периоды его существования и зависимость ее от дневного света. Использование (впоследствии) огня как источника света при освещении жилища и охоте (с факелами).

    Свет как важнейшее средство познания природы (95 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения). Исследование световых явлений и создание (на основе их изучения) оптических инструментов (микроскопов и телескопов).

    Источники света.

    Опыт 1. Демонстрируют различные источники света: свечу, коллекцию электрических ламп накаливания, люминесцентную лампу, фосфоресцирующий экран, лазер и т.д.;

    Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза.

    Опыт 2. В затемненном помещении пучок света, идущий от карманного фонаря, направляют на различные предметы.

    Тела, не относящиеся к источникам света, мы видим только тогда, когда они освещены источниками света. 

    Создание искусственного освещения и его применение.

    Нагревание тел при падении на них света, то есть передача светом этим телам энергии. Связь этого явления с одним из видов теплопередачи – излучением.

    Свет – видимое излучение. Оптика – раздел физики, изучающий световые явления.

    Естественные и искусственные источники света.

    Видение предметов при попадании светового излучения непосредственно в глаза отраженного от поверхностей предметов излучения.

    Понятие точечного источника света и светового луча.

    Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором оценивают его действие, то это тело называют точечным источником света.

    Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.  

    Распространение света.

    Опыт 3. Свет из фонарика направляют вдоль белого экрана. Там, где он попадает на экран, последний называют освещенным, т.е. направление распространения света становится видимым.

    Опыт 4. Электрическую лампу помещают внутрь непрозрачного шара, в поверхности которого сделаны отверстия. Воздух вокруг шара «запыляют». При включении шара становятся видны пучки света, выходящие из отверстий в шаре.

    Свет распространяется от источника во все стороны прямолинейно.

    Закон прямолинейного распространения света.

    Образование тени.

    Опыт 5. На экран направляют свет от осветителя, на пути его распространения помещают непрозрачный диск: на экране возникает четкая тень.

    Пространство, в которое не попадает свет от источника света, называется тенью. 

    Источник света приближают к непрозрачному диску, а затем удаляют от него. Внимание учащихся обращают на размеры тени.

    Размеры тени зависят от расстояния от предмета до источника света: при приближении источника они возрастают, при удалении – уменьшаются до размеров предмета.

    Зависимость размеров тени от расстояния между предметом и источником света.

    Образование полутени.

    Опыт 6. Непрозрачный диск освещают двумя рядом расположенными осветителями. На экране видны область, куда не попадает свет ни от одного осветителя, и бледные тени диска.

    Частично освещенное пространство называют полутенью.

    Получение четкой тени на экране только в случае точечного источника света.

    Опыт 7. Повторяют опыт 5, использовав вместо осветителя электрическую лампу с короткой нитью накала. На экране видна четкая тень от непрозрачного диска.

    Надевают на лампу чехол из полупрозрачной бумаги: тень диска на экране становится расплывчатой и окруженной полутенью.

    Четкая тень предмета получается в случае точечного источника света.

    Объяснение возникновения солнечных и лунных затмений.

    Опыт 8. На географический глобус направляют свет от проекционного аппарата. Имитирующий Луну белый шарик на высокой стойке перемещают вокруг глобуса. Когда шарик находится между осветителем и глобусом, его тень падает на поверхность глобуса

    В том месте Земли, куда попадает тень Луны, наблюдается солнечное затмение.

    Когда шарик при перемещении вокруг глобуса входит в его тень, он перестает освещаться источником света.

    Если Луна при своем обращении вокруг Земли попадает в ее тень, то наблюдается лунное затмение. 

    Роль наблюдений солнечных затмений в изучении света звезд и солнечной атмосферы.

    Практическое использование закона прямолинейного распространения света в Древнем Египте.

    Закрепление изученного материала:

    1. Разбор вопросов к параграфу;
    2. Заполните таблицу:

    Естественные источники света

    Искусственные источники света

    Д/З § 62, Упр. 29.

    А – 1, 2. Задание 12 (2).

    В – 3. Задание 12 (1, 2).

    Для желающих (3).

    Итоги урока:

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!



    Предварительный просмотр:

    Урок № 57 (2)

    Тема: Отражение света. Законы отражения света.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    Образовательные: дать понятие отражения света; сформулировать законы отражения света; отработать понятия: прямолинейное распространение света, луч.

    Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать, анализировать и обобщать.

    Оборудование: карманный фонарик, сухая пудра, аквариум с чистой водой, марганцовка, зеркало, стеклянный полуцилиндр, прибор для изучения законов оптики, лист плотной белой бумаги.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
    3. Объяснение нового материала (20 мин);
    4. Закрепление (10 мин);
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

    1. Каково значение света в жизни человека, в познании природы, в развитии наук?
    2. Какую связь имеет свет с видом передачи энергии, называемым излучением?
    3. Какое излучение называют светом?
    4. Какой раздел физики называют оптикой?
    5. Приведите примеры естественных и искусственных источников света.
    6. В каком случае мы можем видеть тела, не являющиеся источниками света?
    7. Что называют лучом света?
    8. Прочтите закон прямолинейного распространения света.
    9. Объясните возникновение тени от предмета. Как зависит размер тени от расстояния между предметом и источником света?
    10. Объясните возникновение полутени. В каком случае можно получить четкую тень от предмета?
    11. Какова причина возникновения солнечных затмений? Какие опытные данные можно получить при наблюдении солнечных затмений?
    12. Какова причина лунных затмений?
    13. Приведите примеры использования закона прямолинейного распространения света в практической деятельности человека.  

    Объяснение нового материала:

    Отсутствие возможности видеть свет в случае, если лучи не попадают непосредственно в глаза человека.

    Наблюдение невидимого пучка света при задымлении воздуха.

    Демонстрация и устройство оптического диска.

    Отражение света. Законы отражения света.

    Опыт 1. Пучок, выходящий из осветителя, направляют вдоль демонстрационного стола. Включают и выключают осветитель, однако в чистом воздухе пучок света невидим. Задымляют (запыляют) воздух вдоль пучка, свет освещает частицы дыма (пыли).

    В воздухе, содержащем частицы дыма (пыли), пучок света становится видимым.

    Опыт 2. Свет из осветителя направляют в прямоугольный сосуд с водой. В чистой воде пучок света невидим.

    Добавляют в воду красящее вещество. Свет, попадая на частицы краски, делает их видимыми.

    Освещенные частицы позволяют проследить направление светового пучка.

    Опыт 3. Свет из фонарика направляют вдоль белого экрана. На пути светового пучка помещают плоское зеркало. Оно изменяет направление пучка.

    Отражаясь, свет изменяет свое направление. 

    Отражение света и прохождение его сквозь стекло при падении на стеклянную пластинку.

    Опыт 4. На экране прибора для изучения законов оптики укрепляют стеклянный полуцилиндр. Пучок света из осветителя направляют на плоскую поверхность стеклянной пластинки. В месте падения светового пучка на стекло он частично отражается, а частично проходит через стекло.

    При падении света на стекло происходит его отражение, и прохождение сквозь стекло.

    Падение пучка света на поверхность зеркала.

    Опыт 5. В предыдущей установке стеклянный полуцилиндр заменяют плоским зеркалом. К экрану, где оставил свой след отраженный пучок счета прижимают лист тонкого белого картона или плотной бумаги. Пучки падающего и отраженного света по-прежнему хорошо видны. Нижнюю часть картона хорошо прижимают к зеркалу, а верхнюю наклоняют в сторону класса. На картоне видна только часть отраженного пучка света.

    Формулировка первого закона отражения света: падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точке падения луча.

    Демонстрация равенства углов падения и отражения.

    Опыт 6. Пучок света направляют вдоль экрана на горизонтально расположенное зеркало так, чтобы падающий и отраженный пучки света совпали, а затем меняют угол падения. Внимание учащихся обращают на углы, образованные пучками света и перпендикуляром к отражающей поверхности, восставленным в точке падения пучка света.

    Формулировка второго закона отражения: угол отражения равен углу падения. 

    Демонстрация обратимости световых лучей (с заменой местами падающего и отраженного лучей).

    Опыт 7. Повторяют предыдущий опыт. Внимание учащихся фиксируют на направлениях падающего и отраженного пучков света. Затем осветитель поворачивают так, чтобы падающий пучок занял место отраженного. Тогда отраженный пучок занимает место падающего.

    Пучки света меняются местами. Это свойство отраженного и падающего пучков называют их обратимостью.

    Закрепление.

    Упражнение 30.

    А – начертите отраженные лучи (1, 3), ответьте на вопрос (2).

    В – начертите дальнейший ход лучей, если бы речь шла о перископе (1, 3).

    Задача:

    Дерево, освещенное солнцем, отбрасывает тень, длиной 36 м, а человек ростом 1,75 м – длиной 3 м. Найдите высоту дерева.

    Дано:

    L = 36 м                         β                                     β

    l = 3 м              h                          α                H                          α

    h = 1,75 м                  l                                        L

    H = ?          

    Треугольники, образованные лучом света, предметом (деревом                    или человеком) и тенью, подобны (по равенству двух углов в прямоугольных треугольниках).

    В подобных треугольниках можно составить отношение соответствующих сторон:

     ;        

    Ответ: Н = 21 м.

    Д/З § 63.

    Итоги урока:

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!



    Предварительный просмотр:

    Тема: Плоское зеркало.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    Образовательные: объяснить получение изображения точки в плоском зеркале; дать понятие мнимого и действительного изображения; выявить особенности изображения предмета в плоском зеркале.

    Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать, анализировать и обобщать.

    Оборудование: кукла, зеркало, черный экран, источник тока, ключ, реостат, соединительные провода, две низковольтные лампы на подставках, стекло, два штатива с муфтами и лапками, карманный фонарик.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
    3. Объяснение нового материала (20 мин);
    4. Закрепление (10 мин);
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Проверка домашнего задания:

    1. Можно ли видеть света в случае, если он не попадает непосредственно в глаза человека?
    2. Почему невидимый ранее пучок света становится видимым при запылении воздуха?
    3. Сформулируйте первый и второй законы отражения света.
    4. Как отсчитываются углы падения и углы отражения?
    5. Как понимать «обратимость световых лучей»?

    Объяснение нового материала:

    Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет.

    Опыт 1. Перед плоским зеркалом устанавливают куклу с поднятой рукой так, чтобы учащимся была видна и кукла, и ее изображение в зеркале. Обращают внимание на то, что у предмета и изображения правая и левая части поменялись местами.

    Опыт 2. Установка для демонстрации такая же как в предыдущем опыте. Куклу приближают к зеркалу и удаляют от него. Соответственно, изображение кажется приближенным или удаленным от поверхности зеркала

    То, что мы видим за зеркалом называется изображением предмета.

    У зеркального изображения по отношению к предмету изменяется взаимное расположение правой и левой части, но неизменными остаются взаимные расположения верхней и нижней частей.

    Такое изображение называют зеркальным, прямым.

    Опыт 3. На фоне черного экрана вертикально устанавливают лист стекла. Перед стеклом и за ним размещают электрические лампы на стойках. Лампу перед стеклом подсоединяют к источнику тока. Если изображение включенной лампы совпадает с лампой за стеклом, то кажется, что и последняя включена. Циркулем (или демонстрационным метром) измеряют расстояние от каждой из ламп до стекла.

    Изображение в плоском зеркале находится за зеркалом на таком же расстоянии, на каком предмет расположен перед ним.

    Зеркальное и рассеянное отражение.

    Опыт 4. Свет из фонарика направляют вдоль белого экрана. На пути светового пучка помещают плоское зеркало. Оно изменяет направление пучка.

    Зеркальная поверхность отражает падающий на нее пучок света направленно.

    Опыт 5. Установка приборов как и в предыдущем опыте. Плоское зеркало накрывают листком белой бумаги. На экране видно пятно рассеянного света.

    Всякая не зеркальная (т.е. шероховатая, негладкая) поверхность рассеивает свет: отражает падающий на нее пучок света по всем направлениям.

    Закрепление:

    1. Карточки из раздаточного материала 61 – А и 61 – Б.
    2. Может ли изображение предмета в плоском зеркале быть ближе к зеркалу чем сам предмет, или быть другого размера?
    3. Задача: Девочка стоит перед плоским зеркалом, расположенным вертикально, на расстоянии 1 м.

    А – Чему равно расстояние  между изображением и зеркалом? Чему равно расстояние между девочкой и ее изображением?

    В – Какова скорость удаления изображения девочки от изображения, если от зеркала она удаляется со скоростью 0,5 м/с?

    1. Упр. 31 (3).

    Итоги урока:

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!

    Д/З § 64, упр. 31 (1 – 3).



    Предварительный просмотр:

    Тема: Преломление света.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    Образовательные: дать понятие преломления света; сформулировать законы преломления света.

    Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.

    Оборудование: карманный фонарик, экран со щелью, лист белой бумаги, транспортир, линейка, карандаш,  прибор для изучения законов оптики.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
    3. Объяснение нового материала (20 мин);
    4. Закрепление (10 мин);
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Проверка домашнего задания:

    1. Как формируется изображение светящейся точки в глазу человека?
    2. Какое изображение называют мнимым?
    3. Какие особенности имеет изображение предмета в плоском зеркале?
    4. Как понимать симметричность предмета и его изображение в плоском зеркале?
    5. Какими особенностями обладает зеркальное отражение?
    6. Почему при рассеянном отражении не формируется изображение предмета, находящегося перед зеркальной поверхностью?

    Объяснение нового материала:

    Преломление света.

    Опыт 1. На экране прибора для изучения законов оптики укрепляют стеклянную пластинку, выполненную в форме полуцилиндра, на плоскую поверхность которой направляют пучок света из осветителей. На границе раздела «воздух – стекло» пучок света изменяет свое направление.

    Опыт 2. Повторяют предыдущий опыт, но на этот раз пучок света направляют из осветителя на цилиндрическую поверхность пластинки. На границе раздела «стекло – воздух» пучок света изменяет свое направление.

    Опыт 3. Заменяют стеклянную пластинку другой, имеющей форму трапеции. Очерчивают контур пластины. Направляют пучок света на одну из параллельных граней. Ставят по две точки на падающем и преломленном луче. Он дважды изменяет свое направление: сначала на границе раздела «воздух – стекло», а затем на границе «стекло – воздух».

    Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется преломлением света.

    Снимают пластину и на листе бумаги по точкам чертят падающий и преломленный лучи.

    Восставляют перпендикуляры в точках входа луча в пластину и выхода из нее. Результаты заносят в таблицу:

    № опыта

    Углы

    Граница воздух – стекло  

    Граница стекло – воздух

    Падения α

    Преломления γ

    1

     

    2

    3

    Среда, в которой скорость распространения света меньше, является оптически более плотной. Таким образом: оптическая плотность среды характеризуется различной скоростью распространения света.

    Опыт 4. Повторяют опыт 1, но изменяют угол падения светового пучка на плоскую грань пластинки. Обращают внимание учащихся на соответствие изменения угла преломления внутри стекла. Результаты заносят в таблицу.

    Угол преломления света тем больше, чем больше угол падения. При переходе света из воздуха в стекло угол падения больше угла преломления.

    Падающий, преломленный лучи и перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

    Продолжают заполнять таблицу, выполняя необходимые вычисления.

    Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред: . Эта величина называется коэффициентом преломления.

    Опыт 5. Повторяют опыт 1. Фиксируют внимание учащихся на направлениях падающего и преломленного пучков света. Затем осветитель поворачивают так, чтобы пучки поменялись местами (используя обратимость световых пучков).

    При переходе светового пучка из стекла в воздух угол преломления больше угла падения. В зависимости от того, из какой среды в какую переходит свет, угол преломления может быть больше или меньше угла падения.

    Применение законов преломления: призменный бинокль, волоконная оптика и т.д.

    Закрепление:

    1. В каком случае угол падения луча на плоскопараллельную пластину равен углу преломления?
    2. Справедливо ли утверждение, что луч света, пройдя через плоскопараллельную пластину, распространяется в направлении параллельном первоначальному?
    3.  Упр. 32.

    А – Упр. 32 (1, 2)

    В – Упр. 32 (2). Начертите, как нужно поставить зеркала, чтобы ход луча оказался единым.

    1. На горизонтальном дне бассейна глубиной h = 1,5 м лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом α = 450. Показатель преломления воды равен n = 1,33.

    А – Чему равен угол преломления луча?

    В – Чему равно расстояние от точки вхождения луча в воду до точки падения на поверхность зеркала? Определите расстояние от точки восхождения луча в воду до точки выхода на поверхность воды после отражения от зеркала.

    Д/З § 65.

    Итоги урока:

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!


    Предварительный просмотр:

    Тема: Линзы. Оптическая сила линзы

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    Образовательные: дать понятие сферической линзы, оптической оси линзы и ее оптического центра; рассмотреть свойства собирающей и рассеивающей линзы; ввести новую физическую величину – оптическую силу линзы – и ее единицу.

    Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать, анализировать и обобщать.

    Оборудование: собирающая и рассеивающая водоналивные линзы, микроскоп, бинокль, телескоп, лупа и другие оптические приборы; метр, транспортир, очки на «+» и на «-»,карманный фонарик, свечка.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
    3. Объяснение нового материала (20 мин);
    4. Закрепление (10 мин);
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

    1. Какое явление называют преломлением света? Какой угол называют углом падения света? Углом преломления? Как обозначают углы падения и преломления светового луча? Сделайте пояснительный рисунок.
    2. Карточки из раздаточного материала 62 – 64.
    3. Луч света падает на границу раздела двух сред, частично отражается и частично преломляется. При этом отраженный луч и преломленный луч перпендикулярны друг другу. Отношение показателей преломления второй и первой среды равно n21.

    А – Определите угол преломления, если угол падения равен α.

    В – Докажите, что косинус угла падения равен синусу угла преломления. Чему равен угол падения?

    Объяснение нового материала:

    Оптические приборы: микроскоп, телескоп, лупа, бинокль, очки и др.

    Основная часть этих приборов – линза.

    Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

    Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.

    Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.

    Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.

    Опыт 1. На экране прибора для изучения законов оптики укрепляют стеклянную пластинку, сделанную в форме двояковыпуклой линзы. Из осветителя на линзу вдоль ее главной оптической оси направляют пучок света (центральный). Он проходит через линзу, не изменяя своего направления. Параллельно этому пучку направляют второй. Проходя через линзу, он отклоняется в сторону утолщения линзы. Третий пучок света, параллельный первым двум, но расположенный ниже центрального, тоже отклоняется в сторону ее утолщения. Преломленные линзой пучки света пересекаются в одной точке.

    Выпуклая линза преобразует параллельный пучок света в сходящийся, собирая его в одну точку. Поэтому выпуклую линзу называют собирающей. Точку, в которой пересекаются преломленные собирающей линзой световые пучки, называют фокусом линзы.

    Опыт 2. Предыдущий опыт повторяют, используя линзу с другой кривизной поверхности. Внимание учащихся обращают на то, что на этот раз точка пересечения световых пучков лежит на другом расстоянии от линзы.

    Фокусные расстояния зависят от кривизны поверхности линзы.

    Опыт 3. Повторяют предыдущий опыт. Отмечают на экране место пересечения световых пучков. Поворачивают осветитель так, чтобы световые пучки попали на линзу с противоположной стороны, и вновь, отмечают на экране место пересечения световых пучков прошедших через линзу.

    У каждой собирающей линзы имеется два фокуса, расположенные по обеим сторонам линзы на равных от нее расстояниях.

    Опыт 4. Установка для демонстрации такая же, как в предыдущем опыте. Выделяют центральный пучок света и такие дополнительные, которые прежде чем попасть на линзу, проходят через отмеченный в опыте 3 фокус.

    Пучки света, прошедшие через фокус линзы, после преломления ею становятся параллельными.

    Опыт 5. На экране прибора для изучения законов оптики укрепляют собирающую линзу. Из осветителя направляют пучки света через ее оптический центр.

    Пучки света не меняют направления, проходя через оптический центр линзы.

    Опыт 6. Заменяют в установке двояковыпуклую линзу двояковогнутой. Направляют на нее центральный пучок света. Он проходит через линзу, не изменяя своего направления. Затем параллельно ему создают второй пучок света. Пройдя через линзу, он отклоняется в сторону ее утолщения. Третий пучок, направленный параллельно первым двум, но идущий с другой стороны, пройдя через линзу, отклоняется в сторону второго утолщения линзы.

    Линзы, у которых края толще середины, называются рассеивающими. Вогнутая линза, преломляя пучки света, рассеивает их.

    Опыт 7. Установка такая же, как и в предыдущем опыте. Направляют из осветителя боковые пучки света на мнимый фокус линзы (лежащий за линзой).

    Пучок света, падающий на рассеивающую линзу в направлении ее фокуса, преломившись, идет параллельно главной оптической оси.

    Изображения, даваемые линзой.

    Опыт 8. Пламя свечи с помощью сферической собирающей линзы проецируют на экран. Свечу располагают между фокусом и двойным фокусом линзы.

    Если предмет находится между фокусом и двойным фокусом  линзы, то линза дает его увеличенное, перевернутое, действительное изображение; оно расположено по другую сторону от линзы относительно предмета, за двойным фокусом.

    Опыт 9. Повторяют предыдущий опыт, помещая свечу за двойным фокусом.

    Если предмет находится на расстоянии большем двойного фокусного, то линза дает уменьшенное, перевернутое, действительное изображение предмета, лежащее по другую сторону линзы между ее фокусом и двойным фокусом.

    Оптическая сила линзы – величина обратная ее фокусному расстоянию. Рассчитывается по формуле: . Измеряется в диоптриях (дптр).

    1 диоптрия – это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м.

    Поскольку фокус рассеивающей линзы мнимый – ее фокусное расстояние принято считать отрицательной величиной. Оптическая сила такой линзы – отрицательная, у собирающей – положительная.

    Опыт 10. Повторяют опыты 1 и 2.

    Оптическая сила больше у той линзы, у которой фокусное расстояние короче.

    Закрепление:

    А – Определить фокусное расстояние водоналивной собирающей линзы и ее оптическую силу.

    В – Даны две собирающие линзы, определить без помощи источника света, у какой линзы больше фокусное расстояние и оптическая сила. Проверить экспериментально.

    Имеются две линзы: одна – собирающая, вторая – рассеивающая. Как определить, какая из них обладает большей оптической силой, не прибегая к помощи никаких приборов.

    Ответ: Следует сложить обе линзы вплотную. Если полученная система будет собирать лучи, оптическая сила больше у собирающей линзы. В противном случае большей оптической силой обладает рассеивающая линза.

    Д/З § 65. Упр. 33.

    Итоги урока:

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!


    Предварительный просмотр:

    Тема: Изображения, даваемые линзой.

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    Образовательные: рассмотреть зависимость вида изображения и его места от взаимного расположения предмета и линзы; выявить особенности распространения световых лучей.

    Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развитие мышления учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.

    Оборудование: собирающая линза, экран, карманный фонарик, измерительная лента.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
    3. Объяснение нового материала (10 мин);
    4. Лабораторная работа (20 мин);
    5. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Проверка усвоения изученного материала:

    1. Дайте определение сферической линзы. Какие два вида линз вы знаете? Какую прямую называют оптической осью линзы? Какую точку называют оптическим центром линзы?
    2. В какой точке пересекутся лучи после преломления в двояковыпуклой линзе, если до падения на линзу они были параллельны оптической оси? Какое расстояние называют фокусным расстоянием линзы? Почему двояковыпуклую стеклянную линзу называют собирающей? Сколько всего фокусов у линзы?
    3. Каким пучком выйдут из двояковогнутой линзы лучи, которые до падения на линзу были параллельны ее оптической оси? Чем отличается мнимый фокус рассеивающей линзы от фокуса собирающей линзы?

    Объяснение нового материала:

    Условное обозначение линз. Получение изображения предмета с помощью собирающей линзы:

    А) Если предмет находится между собирающей линзой и ее фокусом;

    Б) Если предмет находится между фокусом и двойным фокусом собирающей линзы;

    В) Если предмет находится за дойным фокусом линзы;

    Г) Построение изображения предмета, даваемого рассеивающей линзой.

    Характеристика изображений, полученных с помощью рассеивающей линзы во всех случаях (мнимое, прямое, уменьшенное, расположенное по ту же сторону линзы, что и предмет).

    Лабораторная работа «Получение изображения с помощью собирающей линзы».

    Для уровня В – дополнительное задание: получить изображение прямое и перевернутое.

    Д/З § 67,

     Итоги урока::

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!



    Предварительный просмотр:

    Тема: Решение задач по теме «Световые явления»

    Тип урока: закрепляющий  

    Цели урока:

    Образовательные: повторить и закрепить понятия оптики, углубить и расширить знания по теме.

    Воспитательные: показать практическое применение оптики; раскрыть роль света в жизни человека и природы; объективное проявление законов физики в производстве и быту;

    Развивающие: развивать мышление учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.

    Оборудование: лупа, очки, линзы, плоское зеркало, бумажный квадрат, чертежные принадлежности, карточки-задания, свеча, рассеивающая и собирающая линзы, экран, спички, кружка, монета, стакан с водой, двояковыпуклая линза, линейка

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин);
    2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
    3. Обобщение пройденного материала (30 мин);
    4. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

    Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

    А – повторить выводы, формулировки понятий и законов

    1. линзы, их виды, основные линии и точки;
    2. характеристики линз – оптическая сила;
    3. формула тонкой линзы; законы отражения и преломления.
    4. закона отражения света и закона преломления света
    5. выражение для расчета увеличения изображения, даваемого линзой;

    Творческое задание

    А – Работа с дополнительной и научно-популярной литературой:

    1. по подбору интересного фактического материала по геометрической оптике для сообщений;
    2. создание действующих моделей;
    3. изготовление иллюстративного дидактического материала (чертежей, графиков, рисунков и т.д.).

    В – постановка новых опытов – исследований и их объяснение.

    Разминка.

    А – воспроизвести формулировки, определения.

    1. что такое линза?
    2. что называется фокусом линзы?
    3. что такое оптическая сила линзы, как она обозначается, ее единица измерения?
    4. как записывается формула тонкой линзы?

    В – вывести формулы

    1. тонкой линзы;
    2. закона отражения;
    3. закона преломления – индивидуальный письменный опрос по вариантам.

    А – построение оптических изображений. Форма – быстрый опрос.

     К доске учащиеся выходят один за другим без вызова. По желанию выполняют чертежи хода лучей с последующей характеристикой полученного изображения:

    а) в собирающих линзах (5 вариантов расположения предмета и его разных характеристик);

    б) в рассеивающих линзах.

    В результате анализа выполненных построений нужно сформулировать выводы.

    В ходе этой работы учащиеся прослушивают основные определения, на доске остаются выводы формулы и все варианты построения изображений в линзах, т.е. мы вспомнили главное из пройденного материала.

    Углубление в тему.

    Выполнение заданий с выбором ответа.

    а) А – выберите ответ и его обоснование. Там, где обоснования нет, выбор ответа подвертите своими логическими рассуждениями.

    1. Угол между падающим лучом и плоскостью зеркала равен 300. Чему равен угол отражения?

     

    Ответы: а) 300; б) 600; в) 150; г) 900.

    Обоснование: а) так как ∟ α = ∟ β; б) так как β = 900 – 300 = 600.

    1. Какова скорость света в алмазе, если показатель преломления равен 2,4?

    Ответы: а) примерно 2000000 км/с; б) примерно 125000 км/с; в) 300000 км/с; г) 720 км/с.

    Обоснование: а) так как ; б) так как в вакууме с = 3 х 108 м/с и она не зависит от среды.

    1. Попадет ли световой луч в точку, где построением получено действительное изображение? Мнимое изображение?

    Ответы: а) «нет» – для обоих случаев; б) «да» – для обоих случаев; в) «да» – только для точки получения мнимого изображения; г) «да» – только для точки получения действительного изображения.  

    1. Происходит ли смещение луча, падающего из воздуха под углом 300 на стеклянную плоскополяризованную пластину? От чего оно зависит?

    Ответы: а) «да», зависит от толщины пластинки; б) «да», зависит от цвета луча; в) «да», зависит от материала пластинки и цвета луча; г) смещение луча не происходит.

    5. Угол падения луча красного цвета на границу раздела двух сред больше угла преломления. Что можно сказать о скорости света во второй среде?

    Ответы: а) Она меньше, чем в первой среде, в n раз, где n – показатель преломления; б) Она больше, чем в первой среде в n раз; в) Скорость света уменьшилась во второй среде во столько раз, во сколько угол падения больше угла преломления.

    б) В – индивидуально на карточках:

    1. Укажите рисунок с верным ходом лучей в прямоугольной трехгранной призме, если ее преломляющий угол равен 300, а n – 1,5. 

    Ответы:

    2. На каком рисунке правильно показан ход светового луча, падающего на прямоугольную равнобедренную призму, для которой n = 1,5.

    Ответы:

    в) для желающих – творческие и практические работы:

    1. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получить изображения трех, четырех и пятиугольника? Составьте проект действия и осуществите его.
    2. При помощи каких опытов с данным вам оборудованием можно отличить собирающую линзу от рассеивающей? Выдвиньте гипотезу и проверьте ее.

    3. Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Если в кружку осторожно влить воду, не меняя при этом положения головы и кружки, то монета «всплывает», почему? Проделайте опыт и объясните его.

    1. В двух закрытых одинаковых шарообразных колбах находятся равные количества спирта и воды. Как, пользуясь только источником света и экраном, определить, в какой колбе спирт, а в какой вода? Выдвиньте гипотезу и проверьте ее.
    2. С помощью двояковыпуклой линзы получите увеличенное, уменьшенное и в натуральную величину изображение пламени свечи.

    Д/З. § 66, 67.

    Итоги урока:

    1. Я могу ответить на все вопросы темы
    2. Моя активность на уроке
    3. Сообщения, ответы, выступления
    4. Ставлю себе оценку!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»

    Урок изучения нового материала, основанный на исследовательской деятельности учащихся...

    Разработка урока по физике в 7 классе по теме "Закон сохранения энергии"

    Урок проблемный, направлен на получение учащимися знаний о превращении механической энергии. Ученикам обеспечиваются условия для закрепления понятия превращения энергии и условия для формирования само...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

    Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...

    Методическая разработка урока по физике в 10 классе по теме "Первый закон термодинамики"

    Урок открытия нового знания на основе деятельностного подхода в обучении...

    Методическая разработка урока по физике в 8 классе по теме "Лампа накаливания"

    Урок изучения  нового материала с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

    Разработка урока по физике для 9 класса по теме: "Электромагнитная индукция"

    Данная разработка содержит технологическую карту урока и мультимедийную презинтаци.Урок построен на принципе системно-деятельностного подхода....