Главные вкладки

    Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Карибова Наталья Викторовна

    Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok3.docx26.23 КБ

    Предварительный просмотр:

             Разработка открытого урока

    по русскому языку

    Тема :"Части речи (общее понятие)".

    3класс  

    программа «Школа России» ,

    учебник  Т. Рамзаевой.

    Учитель начальных классов: Карибова Н.В.

    Калининград 2013год

    Русский язык по теме "Части речи (общее понятие)". 3-й класс

    Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, дать начальное представление о их классификации.

    Задачи:

    1.     Обучающая: систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
    2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
    3. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование:

    1. Презентация на смарт- доске
    2. Компьютер, проектор.
    3. Раздаточные листы для обучающихся
    4. Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 3 класс, II часть

    Ход урока

    1. Организационный момент

     - Здравствуйте.

      – Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.        

               Будем отвечать активно,

            Хорошо себя вести,

           Чтобы гости дорогие

           Захотели вновь прийти!

    2.    Откройте тетради, запишите в тетрадях число, кл. работа.

    Я тетрадку наклоню

    Сяду ровно

    Кулачек подлажу

    И красиво напишу.

    3. Минутка чистописания

    - Внимательно посмотрите на данный ряд букв(1 слайд).

    С,    К,  З,  Т, П

     - Подумайте, какая буква  в нём лишняя и почему?( Буква «зэ»)

    - Дайте характеристику звуку, который соответствует этой букве?

    (Букву «зэ», она означает согласный парный звонкий звук, а все остальные –      глухие).

          - Пишем строчку буквы Зз

    4.Словарная работа

    - Какие словарные слова вы знаете на букву «зэ»? Назовите.

       Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните буквы написание которых надо запомнить  :  (з…вод, завтр…к, зап…д, за…ц,  завтр…, з…мл…ника).

        

    (Ученик на смарт- доске – вставляет пропущенную букву и ставит ударение, подчеркивает безударную гласную).( слайд 2)

    - Проверти. Все согласны…

    - А сейчас я предлагаю составить из букв этих слов новое слово.

     

    Первая буква слова «запад»;

    вторая буква – ударная гласная слова «завтра»;

    третья обозначает согласный, звонкий, непарный твердый звук слова «земляника»;

    четвертая – ударная гласная в слове «заяц».

    (Ученик на смарт – доске  вынимает буквы из слов и составляет новое слово. Слайд 3

     

    - Какое получилось слово? (зима)

    - Назовите орфограмму в этом слове. (Безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово -  зимы)

    - Пред вами на столе, а у меня на доске,  лежат слова  выберите только однокоренные слова.

    - Но какое правило мы должны вспомнить прежде, чем приступить к выполнению этой работы.

    (У однокоренных слов общая часть- корень и их основное значение)  Работаем в парах.

    Мороз , зима, зимовье, вьюжный, зимний, зимушка, холод, перезимует, снежинки,

    по-зимнему, пурга, зимовать, предзимний.

    ( Один работает у доски. Проверка.)

    Зима, зимовье, зимний, зимушка, перезимует, по-зимнему, зимовать, предзимний.

    1. Работа по теме урока.

    - На какие три группы можно разделить данные слова?

    Зима                зимний                     зимовать

    Зимовье          по-зимнему              перезимует

    Зимушка        предзимний              

    - По какому признаку разделили слова?

    (В первой группе слово отвечающие на вопрос что?  И обозначают предмет.

    Во второй группе слово отвечает на вопрос что делает? И обозначает действие предмета. В третей группе слово отвечает на вопросы какой? И обозначает признак предмета.)

    - А вы знаете слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи.

    - Так формулируйте тему нашего урока? ( Части речи) А какие?

    ( существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союзы)

    -  Правильно! Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ».  А какая задача нашего урока?

    ( Умение распознавать слова, относящиеся к различным частям речи)

    -На уроке мы вспомним, повторим все, что мы знаем о частях речи.

    -Прочитайте текст. О чем в нем идет речь. Устно поставьте вопросы к каждому слову.

     -Выпишите группами слова ,  которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной части речи. Если при выполнении этого задания , вы, встретите неизвестную часть речи, запишите её в последний столбик.

    Поздно ночью тридцать первого декабря пошёл сильный снег. Сотни снежинок кружились в воздухе. Они быстро покрыли землю белым покрывалом

    (Ученик на смарт – доске распределяет слова в  столбики по частям речи)

     

    Существит.

    Глагол

    Прилагател.

    Местоимение

    Предлог

    Незнакомая часть речи

    ночью

    пошёл

    сильный

    они

    в

    тридцать

    декабря

    покрыли

    белым

    поздно

    снег

    первого

    снежинок

    сотни

    воздухе

    быстро

    землю

    покрывалом

    -Прочитайте слова последнего столбика. На какие вопросы отвечают эти слова?( Как? – быстро. Когда? Поздно. Сколько?  тридцать, сотни. Которого?  первого.)

    - Что общего у слов тридцать, сотни, первого? Что они обозначают? ( число)

    - Так как мы можем их назвать?  ( Числительные)

    - Давайте попробуем изменить слово быстро по родам и числам?

    Подставим эти слова в предложения.

    Девочка прибежала ( как?) ……

    Мальчик прибежал  ( как?)…….

    Дети прибежали ( как?) …….

    - Изменяется слово быстро? ( Нет) Так вот слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы  как? где? куда? откуда? когда?, называются наречиями. Наречие это какая часть речи? ( Неизменяемая)

    - Откройте учебники и почитайте правила.

    Рефлексия. Сколько частей речи вы уже знаете? ( Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, числительное)

    - Что бы правильно определить части речи, что для этого нужно? (поставить вопрос)

    - Для закрепления полученных знаний вам нужно будет объединиться в группы.

    5.Работа в группах

    (Задание у каждой группы своё). А кто напомнит правила работы в группе?

    1. Уважай своего товарища
    2. Умей каждого выслушать.
    3. Не согласен- предлагай!

    Задание для 1,3 группы.Подпишите над каждым словом часть речи , заполните таблицу и   вы, получите предложение.  Запишите  в тетрадь, подпишите части речи)

    Зима, веселая, с, волшебной, старой, пришла, сказкою.

    Глагол

    Существ.

    Прилагат.

    Предлог

    Прилагат.

    Прилагат.

    Существ.

    Задание для 2, 5группы. Составить из данных слов предложение, начиная с предлога и заканчивая глаголом. Записать в тетрадь и подписать части речи.

    Разукрашенной, на, фонарики, елке, качаются.

    Задание для 4 группы. Составить из слов предложение, начиная с выделенного слова. (Запишите в тетрадь, над каждым словом, подпишите часть речи )

             

              Пусть, весёлая, подольше, зимушка, не кончается!

    Задание для 6 группы. Составить из данных предложений четверостишие.

    ( записать в тетрадь, над каждым словом пописать части речи)

    Пусть зимушка весёлая

    Подольше не кончается!

    Пришла зима веселая

    С волшебной старой сказкою.

    На елке разукрашенной

    Фонарики качаются

    Отчет групп  о проделанной работе, проверка на смарт- доске, оценка работы в группах.

    7. Итог урока:

     

    - Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.

    Отвечаем по рядам.

    1.     Имя существительное – это…

    2.     Имя прилагательное – это…

    3.     Глагол – это…

    - Какие еще знаете части речи?

    Предлог – служит для связи слов в предложении.

    Наречие – неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы «где? когда?»

    Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.

    Числительное – отвечает на вопросы «сколько? который?»

      8. Рефлексия Молодцы! Я очень довольна вами. За хорошую работу принесла вам призы: слова разных частей речи! (раздаю открытки со словами: Молодец! Умница! Хорошо! Отлично!) А пока я раздаю подарки , возьмите любимый карандаш и  на полях тетрадей нарисуйте смайлик  который  отражает ваше настроение сейчас.  Ну, я вижу, у многих из вас хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее, мне понравилось с вами работать! Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Части речи Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам

    Части речи. Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам...

    Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"

    Урок проведен в  технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...

    Урок русского языка по теме: «Части речи (общее понятие)».

    Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).Формы работы: парная, групповая, задания для мальчиков и девочек.Система развивающего обучения Л. В. Занкова. 1 класс....

    Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

    Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....

    Открытый урок по русскому языку " Части речи"

    Закрепление знаний о частях речи...

    Методическая разработка и самоанализ открытого урока по русскому языку. Развитие речи. "Этажи леса"

    Данный учебный материал разработан для 2 класса, УМК "Школа России". Поможет учителю организовать урок в интересной и увлекательной форме....