Главные вкладки

    Деловая игра для учителей начального звена "Тревожный ребенок в школе".
    план-конспект занятия по психологии на тему

    Деловая игра для учителей начального звена "Тревожный ребенок  в школе"

     

    Цель: профилактика школьной тревожности, создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе

     

    Задачи:

    научить распознавать по внешним критериям и поведенческим реакциям состояние тревожности у ребёнка;

    научить способам и приемам конструктивного взаимодействия с тревожными  детьми.

     

    Участники игры:

    Учителя начальной школы

    Педагог-психолог

     

    Правила игры:

    1. В игре нет зрителей, все - участники.
    2. Время обсуждения задания в группе 3 - 5 минут, представитель от каждой группы высказывает мнение группы по вопросу 1 минуту.
    3. Регламент соблюдается всеми участниками.
    4. Ранее сказанное не повторяется.
    5. Уважительное отношение к любым мнениям.

     

    Ход игры:

    1. Упр. на «Психологическое размораживание» (упражнения энергизаторы) и объявление цели и задач игры.
    2. Распределение по группам
    3. Упр. «Расчитайсь!»
    4. Знакомство с правилами игры и ритуал принятие правил
    5. Игра

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon delovaya_igra_dlya_uchiteley_nach_kl.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра для учителей начального звена

    Тема: Тревожный ребенок  в школе

    Цель: профилактика школьной тревожности, создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе

    Задачи:

    1. научить распознавать по внешним критериям и поведенческим реакциям состояние тревожности у ребёнка;
    2. научить способам и приемам конструктивного взаимодействия с тревожными  детьми.

    Участники игры:

    Учителя начальной школы

    Педагог-психолог

    Правила игры:

    1. В игре нет зрителей, все - участники.
    2. Время обсуждения задания в группе 3 - 5 минут, представитель от каждой группы высказывает мнение группы по вопросу 1 минуту.
    3. Регламент соблюдается всеми участниками.
    4. Ранее сказанное не повторяется.
    5. Уважительное отношение к любым мнениям.

    Ход игры:

    1. Упр. на «Психологическое размораживание» (упражнения энергизаторы) и объявление цели и задач игры.
    2. Распределение по группам

    Упр. «Расчитайсь!»

    1.  Знакомство с правилами игры и ритуал принятие правил

    1. Игра

    Вступительное слово (психолог): Слово «тревога»  известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже и появилось понятие «тревожность». Тревожность это личностная особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, легкости его возникновения. Тревога и тревожность не идентичны. Тревога это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Например: ребёнок волнуется перед выступлениями на празднике или, отвечая у доски, но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в таких же ситуациях он остается спокойным.  

    Если состояние тревоги проявляется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с взрослыми, сверстниками) то следует говорить о тревожности. Она не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретно, мы говорим о проявлении страха. Психологи отмечают, что в дошкольном  и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. Девочки волнуются больше по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоит насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный»  поступок девочки переживают о том, что подумает о них мама или педагог, а подружки могут отказаться с ними играть. Мальчики в большей степени  боятся, что их накажут или побьют сверстники.

    Люди, попадая в какую-либо новую ситуацию, могут испытывать чувство тревожности. Ситуация поступления в школу для детей – новая и непривычная. Она может провоцировать повышение тревожности. Исследования психологов подтверждают: через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности.

    Первое задание группам:

    В чем заключается положительное и отрицательное значение тревоги для человека?

    (+) Мобилизует человека на поиск источника тревоги, предупреждает о возможной опасности.

    (-) Может проявиться в беспомощности, неуверенности в себе.

      Слово психолога: Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, называемое тревожностью. Тревожность начинает формироваться в детском возрасте при наличии у ребенка множества страхов. Уже в дошкольном возрасте начинается формирование школьной тревожности. Школьная тревожность  возникает вследствие столкновения ребёнка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Тревожность может быть свойственна ребёнку также в сфере межличностного общения и других областях. По данным ученных, за последние 10 лет увеличилось число тревожных детей.

        Второе задание группам:

    Давайте попробуем создать собирательный портрет тревожного ученика. Перечислите признаки высокой тревожности ученика (в поведении, общении, речи, письме).

    Предположительный портрет: не уверен в себе, беспокойный, суетливый, раздражительный, утомляемый, трудности с концентрацией, стремиться «закрыться»- садиться подальше от учителя, отгораживается учебником, тетрадью, избегает смотреть в глаза, при ответе сбивается, теряется, краснеет, голос тихий, редко поднимает руку, грызет ногти или ручку, напряжение мышц в области лица, шеи, плеч.

       Рефлексия (психолог): Как ведет себя тревожный ученик?

    Чаще всего, он не уверен в себе, боится ситуации, в которой нужно себя проявить, выступить публично, затрудняется четко сформулировать свою просьбу, отстоять свое мнение. В некоторых случаях тревожные учащиеся могут вести себя агрессивно - отвечать  с раздражением, отказываются выполнять требование, вести себя не соответственно ситуации. Это может происходить, когда внутренний конфликт достигает такого уровня, когда учащийся не может регулировать своё поведение. Достаточно редко тревожные ученики ведут себя уверенно: отстаивают свои интересы спокойно, не ущемляя интересов других.

        Третье задание группам: Сейчас группам будут предложены ситуации, в которых описаны разные виды поведения. Вам предстоит определить, какие из них описывают уверенное, какие - агрессивное и неуверенное поведение.

    Таблицы предлагаются в качестве раздаточного материала для работы в группе.

    Неуверенное поведение

    Агрессивное поведение

    Уверенное поведение

    Спина согнута, взгляд направлен в пол, общается на большой дистанции, голос дрожит, своим видом показывает: я готов принять ваш отказ.

    Взаимодействие с людьми с позиции:

    « Я плохой – ты хороший»

    Говорит громко, кричит, не слушает партнера, резкие движения руками, нередко переходящие в удары, сильное напряжение, глаза смотрят исподлобья.

    Взаимодействие с людьми с позиции:

    « Я хороший - ты плохой»

    Голос спокойный.

    Открыта поза ( спина прямая, голова поднята, глаза смотрят на партнёра).

    Свободно двигается тело. Взаимодействует с людьми с позиции:

    «Я хороший – ты хороший».

    Ситуации для обсуждения

    1. Ребенку необходимо написать доклад и он точно не знает, какая ему нужна для этого информация, и где ее можно найти. Ребёнок говорит сам себе: «Я просто глупый, я вообще ничего не знаю: ни как начать, ни что мне делать с этим докладом».
    2. Школьник 3 раза опаздывает на занятия. Учитель говорит: «Когда вы опаздываете на мои уроки, то каждый раз, разбираясь с вами, я отнимаю у класса время. Мне очень мешает, когда вы опаздываете».
    3. Мать наказывает своих детей, если она замечает, что их комната не убрана. Она говорит: «Вы самые отвратительные дети во всем городе. Если бы я знала, что быть матерью такое трудное дело, то я бы никогда не завела детей».

        Для закрепления материала можно проиграть ситуации уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Ситуации даны на карточках:

    1. Ситуация: Проходя мимо парты Максима, Олег столкнул его пенал и тетради (предложите варианты реагирования: уверенного, агрессивного, неуверенного).
    2. Ситуация: Миша, играя в салочки, случайно толкнул проходящего мимо одноклассника (предложите варианты реагирования: уверенного, агрессивного, неуверенного).
    3. Ситуация: Выходя из класса, Вася увидел, что два его одноклассника громко спорят и начинают толкаться (предложите варианты реагирования: уверенного, агрессивного, неуверенного).

    Слово психолога: Как развивается тревожность? Когда ребёнок находится в ситуации внутриличностного конфликта, который может быть вызван следующими причинами:

    • Негативные требования, предъявляемые ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.
    • Неадекватные, чаще всего завышенные требования.
    • Противоречивые требования со стороны родителей, или противоречия в требованиях между родителями и школой.

    Чем можно помочь тревожному ребёнку?

    • Повышение  самооценки.
    • Обучение ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
    • Снятие мышечного напряжения.

        Тревожные ученики часто испытывают мышечное напряжение. Их тело как бы находится в ожидании неожиданности, от которой нужно защититься: несколько согнутая спина, опущенная голова. В состоянии волнения могут совершать навязчивые движения (постукивание ногой, перебирание пальцев и т. д.) Предлагаю выполнить упражнение черепаха, которое покажет, как трудно  постоянно находиться в состоянии мышечного напряжения и как приятно почувствовать расслабление. Черепашка от страха прячется в свой панцирь: втяните голову в плечи как можно сильнее, руки между коленей, согните спину, теперь как можно сильнее напрягите мышцы шеи, головы, рук, ног. Побудьте в таком состоянии 30 секунд. А теперь примите обычную позу, расслабьте мышцы.

    Чтобы научить ребёнка управлять своим поведением, нужно искренне интересоваться его проблемами и вместе обсуждать их. Ни в коем случае нельзя легковесно относиться к словам ребёнка ( разве в твоем возрасте боятся темноты..)Категорически противопоказано сравнивать тревожных учащихся с другими, желательно избегать состязательных видов деятельности.

    Повышать самооценку необходимо длительное время. Обращение по имени, похвала даже за незначительные успехи, похвала в присутствии других детей - все это способствует повышению самооценки.

        Четвертое задание для групп: Сейчас каждая из групп примет на себя одну  из ролей: роль родителя или учителя. Сформулируйте (с позиции выбранной роли) и запишите советы по взаимодействию с тревожным ребёнком.

    Ситуация № 1. Таня очень выразительно читает стихи, но очень волнуется, выступая перед аудиторией. Как помочь девочке подготовиться к выступлению на конкурсе чтецов?

    Ситуация № 2. Миша стесняется  отвечать устно  и не выходит отвечать у доски во время урока, хотя на перемене свободно общается со сверстниками. Как поступить учителю?

    Ситуация № 3. Мама заметила, что ее 10-летняя дочь стала плохо засыпать, не разрешает выключить свет. Что посоветовать маме?

       

    1. Итоговое задание и рефлексия занятия

    Педагогам дается задание: составить памятку  для педагогов по взаимодействию с тревожными учащимися.

    Рефлексия и доработка окончательного варианта памятки

    ПАМЯТКА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ  С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ

    1. Чаще обращайтесь по имени к ученику, устанавливайте визуальный контакт.
    2. Искренне хвалите в присутствии других ребят за любые достижения так, чтобы учащийся знал, за что его хвалят.
    3. Ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми.
    4. Не предъявляйте завышенных требований.
    5. Избегайте работ, учитывающих скорость.
    6. Спрашивайте в середине урока. Задавая вопрос, давайте достаточно времени для подготовки ответа.
    7. Помогайте учащемуся управлять собой в волнующих ситуациях.
    8. Делайте учащемуся как можно меньше замечаний.
    9. Демонстрируйте образцы уверенного поведения.

    Несколько правил как играть с тревожными детьми:

    1. Включать в любую новую игру поэтапно. Сначала ознакомить с правилами игры, пусть посмотрит, как в  неё играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет её участником.
    2. Необходимо избегать соревновательных моментов.

    1. Если вводится новая игра,  то для того чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасность от встречи с чем то неизвестным, лучше проводить на материале уже знакомом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

    Педагогический совет по теме " Роль учителя в создании оптимальной организации учебного ространства на уроке". Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для ...

    Деловая игра для учителей: "Личностно-ориентированный подход в обучении".

    На педсовете темой, которого был "Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании: теория и практика", было решено провести деловую игру. Преодолев смущение вначале, учителя с удовольствием ...

    Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы

    Психологическая поддержка педагога.Метапредметные  результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные  действия...

    Анализ работы методического объединения учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида

    Данная публикация представляет собой годовой отчет по работе МО учителей начальных классов ГОАУ коррекционной школы - интерната №5 за 2012 - 2013 учебный год...

    Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

    Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ДЕЛОВАЯ ИГРА «В МИРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

    Коллектив учителей разбивается на две группы путем жеребьевки, получает задания на каждом этапе и работает в сотрудничестве. После каждого этапа следует обсуждение и комментирование, выслушиваются раз...