Главные вкладки

    Создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду

    Чванова Юлия Ивановна

    Консультация для педагогов ДОУ. Для создания комфортной атмосферы в детском саду, повышения педагогической компетенции и самоанализа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду»

    Благоприятная психологическая атмосфера в группе детского сада, важнейшее условия воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста.

    В дошкольном возрасте основной сферой познания является мир человеческих взаимоотношений, знакомство с которым происходит по средствам сюжетно ролевой игры, общения с взрослыми и сверстниками. Какой образ мира человеческих взаимоотношений сложится у ребенка, зависит от того, какие примеры он видит в своей повседневной жизни, какие модели взаимоотношений ему транслируют окружающие его взрослые.

    Так, важнейшей задачей гармоничного развития личности ребенка и успешное проживание ребенком дошкольного периода является создание благоприятных условий для его развития. В детском саду эта задача решается по средствам создания благоприятных, эмоционально комфортных условий пребывания ребенка в детском саду.

    Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения с детьми, его умения и желания создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

    От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.

    Эффективное взаимодействие воспитателя с детьми происходит при соблюдений условий:

    - создание положительного эмоционального настроя в группе;

    - выражение доброжелательности и положительного настроя в отношении детей;

    - поддержка воспитанников, взаимопомощь;

    - учет психологического состояния отдельных воспитанников;

    - умение слушать и слышать детей;

    - умение отмечать достоинства детей;

    - взаимодействие с воспитанниками, сотрудничество, нахождение эффективных способов взаимодействия на занятии;

    - создание благоприятной психологической атмосферы, общения на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение и др.);

    - формирование групповых норм и ценностей;

    - манера поведения педагога, стиль общения с воспитанниками.

    Важнейшим условием комфортного пребывания ребенка в детском саду является стиль педагогического общения с детьми, и важной задачей для педагога является выбор благоприятно влияющего на детей стиля общения и взаимодействия.

    Ознакомление с особенностями различных стилей педагогического общения и взаимодействия, помогут педагогу проанализировать, сформировать, свой стиль педагогического общения.

    Классификация Н.Ф.Маслова

    Демократический стиль общения.

    Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:

    - педагог работает со всей группой в целом;

    - стремиться учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность и потребности;

    - характерен личностный подход;

    - не имеет или не проявляет негативные установки;

    - не стереотипен в оценке и поведении;

    - не избирателен в контактах, не субъективен в оценках;

    В дальнейшем такой стиль воспитания, приводит к тому, что ребенок:

    - растает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

    - осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

    - приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

    Авторитарный стиль общения.

    Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:

    - педагог работает «один на один» с ребенком;

    - исходит их усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальных особенностей;

    - характерен функционально-деловой и ситуативный подход;

    - резко выражает негативные установки;

    - стереотипен в оценке и поведении;

    - избирателен в контактах и субъективен в оценках.

    В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:

    - вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы, в которой он будет так же послушен и управляем;

    - взрослея, ребенок сам приобретает весьма авторитарный характер, либо становится послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленный.

    *С течением лет, стажем работы у педагогов усиливаются черты авторитарного стиля, а его негативное влияние на личность ученика часто компенсируются в глазах родителей и коллег результативностью деятельности педагогов.

    Авторитарный стиль в основном присущ требовательным, строгим, хорошо знающим свой предмет педагогам. Зачастую именно эти профессиональные качества становятся приоритетными при выборе педагога.

    Либеральный (снисходителен, анархический) стиль общения

    Так же некоторые авторы выделяют либеральный стиль общения.

    Он характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, педагог, выбрал такой стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом воспитанников. Либеральный стиль является средством реализации тактики невмешательства, которая основывается на равнодушии и незаинтересованности проблемами групповой жизни. Последствия такой позиции педагога - потеря уважения воспитанников и контроля над ними, ухудшение дисциплины, неспособность положительно влиять на личностное развитие воспитанников.

    Уважение – основа педагогики сотрудничества!

    Что препятствует эффективному педагогическому общению:

    - подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;

    - преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;

    - отсутствие желания сотрудничества, утверждение ситуации безмолвной ведомости детей;

    - снисходительно-покровительственное отношение к воспитанникам.

    В стиле общения находят выражения:

    - особенности коммуникативных возможностей педагога;

    - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

    - творческая индивидуальность педагога;

    - особенности детского коллектива.

    Создание благоприятной психологической атмосферы в группе детского сада во многом зависит от воспитателя – от особенностей общения и взаимодействия воспитателя с детьми.

    Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и оформление игрового помещения.

    Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным важно обогащать предметно-развивающую среду психологическими уголками, помогающими ребенку отрегулировать свое эмоциональное состояние в течение дня. С этой целью в группах детского сада создаются такие психологические уголки как – «Уголок уединения», «Уголок эмоциональной разгрузки».

    «Уголок уединения»

    Создание такого психологического уголка дает ребенку возможность в течение дня расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

    Содержание «уголка уединения». В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).

    Наполнение уголка:

    - мат на полу, кресло, подушки, мягкие модули;

    - игрушки антистресс, мягкие игрушки;

    - фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями;

    - аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации).

    Такой уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.

    «Уголок психологической разгрузки»

    «Уголок психологической разгрузки» – это пространство, организованное особым образом, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В уголке детки не только снимают эмоциональное напряжение, но и мирятся друг с другом.

    Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. В уголке воспитанники могут выражать свой гнев в приемлемой форме, снимают накопившееся напряжение, помириться после ссоры или обиды.

    Содержание «уголка психологической разгрузки»

    В уголке психологической разгрузки должны располагаться предметы, игры помогающие ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.

    Наполнение:

    - стаканчики для крика (мешочек крика…), в который можно рассказать свое переживание, высказать все, что накопилось в душе, оставить свой крик перед занятием;

    - дартс, помогает снять мышечное напряжение;

    - куклы БИ-БА-БО в свободном доступе (агрессивные герои – Бармалей, Баба Яга, Леший…), для отрегагирования негативных эмоций;

    - подушки, которые можно побить;

    - легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, стрелять по мишени из игрушечного оружия;

    - резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу;

    - газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить;

    - пластилин, карандаши, бумага – возможность слепить, нарисовать тревожащую ситуацию, обидчика…

    Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.

    -«коробочка добрых дел» (за неделю записываются туда добрые дела, а потом в понедельник на ковре в кругу зачитываются, при этом дети хлопают друг другу),

    - коврики дружбы, коробочки примирения, благодаря которым дети смогут помириться друг с другом,

    - шкатулки добрых дел – на каждого ребёнка, коробка примирения (научить детей разнообразным способам примирения после ссоры).

    Создание таких уголков в группах детского сада способствует сохранению психического здоровья детей, а также благополучное развитие личности ребенка.

    В заключение хочется отметить, что созданная в группе благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.