Главные вкладки

    Новые стандарты в образовании начальной школы

    Никитина Наталья Борисовна

    Уважаемые коллеги грядет переход школы на новые стандарты, об этом много говорят...

    Какими будут стандарты нового поколения для начальной школы?

    Прошу Вас высказаться, что вы знаете по этому вопросу,если найдете инфомацию с других сайтов помещайте материал с ссылкой на сайт.

    Ждем с нетерпением Ваших комментариев!

     

    Комментарии

    Никитина Наталья Борисовна

    Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения» в библиотеке группы ищите в разделе РАЗНОЕ
    Никитина Наталья Борисовна

    Переход школы на новые стандарты.

    Переход на новые стандарты: в установленные сроки и по мере готовности О том, что необходимо школам для перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и когда этот переход должен быть осуществлён, в интервью «Вестнику образования» рассказывает заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Елена НИЗИЕНКО.

    – Елена Леонидовна, в СМИ публикуется противоречивая информация о сроках перехода школ на новый стандарт начального образования: эксперты называют срок 1 сентября 2010 года, 1 сентября 2011 года и даже 1 января 2011 года. Когда же переход произойдёт на самом деле? – Новый стандарт начального образования официально вступит в силу с 1 января 2011 года. Это означает, что во всех школах России должны быть созданы условия для того, чтобы первые классы с 1 сентября 2011 года работали по новому стандарту. Но есть возможность переходить на него и с 1 сентября 2010 года по мере готовности. Для этого условия, заявленные в стандарте, должны быть созданы до начала предстоящего учебного года. Речь, в частности, идёт о финансовых условиях и о подготовке кадров – учителей, школьных управленческих команд, разработке основных общеобразовательных программ школ. Подчёркиваю, школа самостоятельно разрабатывает программы, включая учебный план, на основе примерной программы. Это важная инновация принятого стандарта и, конечно, серьёзный шаг на пути развития самостоятельности школ. Соответственно возрастает и ответственность каждого учреждения за результат образования. По такой же схеме будет осуществляться переход на новые стандарты в основной и старшей школе. По плану соответственно в 2015 году на новый стандарт перейдут все пятые классы, а в 2020 году – все десятые. По мере готовности переход в пятых и десятых классах может быть осуществлён досрочно после того, как необходимые условия будут созданы. – Какой объём дополнительных средств понадобится регионам для перехода на новый стандарт в начальной школе? – На этот вопрос нет однозначного ответа – цифры могут значительно разниться от региона к региону. Естественно, регионы, реализовавшие комплексные проекты модернизации образования (КПМО), в части создания условий в большей степени готовы к введению стандарта. А в тех регионах, которые остались за рамками КПМО и даже не подавали заявки на участие в конкурсе, на создание условий понадобится значительно больше средств. Регионам, где уже осуществлён переход на нормативно­подушевое финансирование, возможно, понадобится пересмотреть установленные нормативы с учётом введения нового стандарта. Другое дело – те регионы, где сохранён прежний сметный принцип распределения средств. Им придётся вводить нормативно­подушевое финансирование одновременно с переходом на новый стандарт. – С чего начинается переход на новый стандарт в школе? Что является первоочередным в комплексе мер? – В школе, переходящей на новый стандарт, прежде всего, должна быть разработана образовательная программа образовательного учреждения. Раньше такие программы разрабатывали не более 10% всех школ страны, а остальные просто писали планы воспитательной работы, формировали свой учебный план на основе базисного. В этом смысле задача органов управления образованием всех уровней и системы повышения квалификации работников образования заключается в том, чтобы обеспечить готовность школ к разработке своих программ и собственно разработку. Основой для разработки является примерная программа начального общего образования, уже подготовленная Россий­ской академией образования. В ближайшее время она будет размещена на сайте Минобрнауки России. В феврале на первом всероссийском совещании по введению нового стандарта представители регионов получили проект программы, после чего её авторам были направлены предложения по дора­ботке. Немаловажным в работе по переходу на новый стандарт является широкое информирование родителей. Скорее даже не столько информирование, сколько вовлечение их в процесс подготовки и перехода на новый стандарт. Ведь они по закону равноправные участники образовательного процесса. Их участие будет, несомненно, значимым в том числе и в выборе комплекса учебников. – Как определить, готова школа к переходу на новый стандарт с 1 сентября 2010 года или нет? – Это ещё одна задача для органов управления образованием и даже в большей степени для региональных институтов повышения квалификации. Нужно научиться объективно определять меру готовности школ. Предположим, в региональный орган управления образованием поступили заявки от 15 образовательных учреждений, сообщающих о своей готовности работать по новому стандарту с 1 сентября 2010 года. Орган управления образованием может предложить институту повышения квалификации разработать критерии готовности и на их основе провести экспертизу образовательных учреждений. Результаты этой экспертизы должны лечь в основу решения о переходе на новый стандарт по мере готовности. – График перехода на новые стандарты – по мере готовности и в установленные сроки – подразумевает, что дети в разных школах будут учиться по разным программам. Нет ли угрозы нарушения целостности единого образовательного пространства страны? Чем будут руководствоваться разработчики контрольных измерительных материалов для ЕГЭ и промежуточных экзаменов? – Я не вижу здесь никаких угроз. К тому же подобная ситуация для нас не является новой: на сегодняшний день одни школы работают по БУПу 1998 года, другие – по БУПу 2004 года, которые отличаются друг от друга. При этом никаких трудностей при разработке, к примеру, экзаменационных материалов не возникает. Другой вопрос, что в соответствии с действующим законодательством подход к разработке стандарта изменился: в отличие от ситуации 2004 года, там нет содержания образования, нет дидактических единиц, и в основу для разработки измерительных материалов так или иначе должны быть положены требования к результатам образования. Изменения здесь происходят постепенно, и главная тенденция – проверять не только предметные результаты, но и межпредметные, не только знания, но и компетентности. К примеру, в этом году значительно изменены КИМы по математике – в них уже нет части «А» с выбором ответа из предложенных, которая была рассчитана именно на проверку знаний. – Планируются ли какие­либо изменения в порядке экспертизы учебников в связи с переходом на новые стандарты? – Да. Если раньше на экспертизу принимались отдельные учебники и завершённые предметные линии, то в ближайшее время порядок будет изменён: на экспертизу будут приниматься комплексы учебников для всей начальной школы по основным предметным областям. В условиях работы по стандарту, определявшему необходимый для изучения набор дидактических единиц, учителя могли использовать самые разные учебники, никак не связанные между собой, не обеспечивающие достижение межпредметных результатов. Теперь же, при переходе на новые стандарты, для достижения результатов необходимо не только выстроить завершённые предметные линии с 1 по 4 класс, но и обеспечить горизонтальные связи. – Что делается на федеральном и региональном уровнях для обеспечения условий перехода на новый стандарт? – Проводится серия всероссийских семинаров для представителей региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации. В субъектах Федерации ведётся планомерная работа, и об этом свидетельствуют выступления участников всероссийского совещания руководителей региональных органов управления образованием, которое состоялось в середине апреля в Тверской области. Примечательно, что на совещании не было отдельных выступлений, конкретно посвящённых переходу на новый стандарт, но так или иначе участники совещания акцентировали на этом внимание, говоря о реализации президентской инициативы «Наша новая школа», нормативно­подушевом финансировании, новой системе оплаты труда, итоговой аттестации или других актуальных проблемах системы образования. Переход на новый стандарт стал реалией сегодняшнего дня, и, чтобы переход был успешным, необходимо слаженно и планомерно работать на всех уровнях. Беседовал Борис Старцев

    Никитина Наталья Борисовна

    Данная презентация представляет собой практический материал для учителя начальной школы. В ней дано самое основное, что должен знать и на что должен обратить внимание учитель начальной школы при переходе на ФГОС. Также даны рекомендации по составлению рабочей программы внеурочной деятельности. С данной презентацией можно выступить на МО, педсовете, конференции.