Главные вкладки

    О многообразии путей воспитания музыканта-педагога. Взгляд на профессию.

    В данной статье говорится о современной ситуации процесса воспитания педагогического мастерства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzglyad_na_professiyu.docx21.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ ДО ДШИ имени В.В. Андреева г. Твери.

    Зав. народным отделением, преподаватель высшей категории,

    концертмейстер высшей категории

    Виноградова Елена Николаевна

    Статья

    «О многообразии путей воспитания музыканта-педагога.

    Взгляд на профессию»

    Тверь 2015

    Воспитание молодого поколения есть результат деятельности старших, не только членов семьи, родителей, но и наставников, учителей-педагогов всех ступеней народного образования. Круг проблем, которые встают в связи с подготовкой музыканта-педагога, необыкновенно широк. Это прежде всего забота о достижении необходимого профессионального уровня, исполнительского мастерства, музыкальной и общей культуры. Особое место среди этого занимает педагогическая подготовка или воспитание педагогического мастерства. Сам ракурс постановки вопроса может охватывать все стороны учебного процесса – проблемы организационного характера, программы, учебные планы, теорию, методику и практику преподавания.

              У  разных педагогов разные идеалы и критерии, различны не только индивидуальности, но и масштабы дарования людей. Однако есть некий комплекс различных музыкальных и педагогических приемов и умений, необходимых качеств, которые должны быть в арсенале каждого педагога-музыканта.

    I. Учитель и ученик

             В основе педагогического воздействия -  личность педагога. Личность – это емкое понятие, оно включает и специфическое дарование в той области, которой занимается данный человек, и содержательность человека в целом. Педагогу приходится выполнять очень сложную миссию – все время «вести» ученика, организовывать и контролировать не только его занятия, но и настроения. Учитель обязан уметь по достоинству оценивать перспективу развития ученика, правильно расценивать силы.

           Умение учиться в процессе воспитания и обучения – надежный признак педагогического призвания. Учиться у своих учеников – таков девиз творческой педагогике всех времен. Педагог может испытывать удовлетворение от своей деятельности лишь в том случае, если не только дает, но и кое-что берет у своих учеников. «Умейте прислушаться к своим ученикам, умейте видеть в них личность достойную уважения». Этот призыв нужно отнести не только к наиболее одаренным, но и ко всякому учащемуся.

    Педагог учится и на своем опыте, в процессе занятий с каждым учеником,  так как воспитание и обучение  - процесс двухсторонний. Для педагога каждый ученик – личность со своими особыми чертами характера, своими склонностями и вкусами. Истинный педагог-воспитатель проявляется в готовности и умении слушать ученика. Услышать - уловить, угадать… с этого начинается воспитание педагогом игры ученика. Не следует спешить с отрицанием инициативы ученика, сначала прислушаться, понять, положительно оценить ее. Ученики чутко реагируют на то насколько увлеченно и ответственно относится сам педагог к своей специальности и часто просто перенимает его привычки.

    II. Учитель и инструмент

           Педагог обязан поддерживать свое владение инструментом. Постепенная утрата исполнительских умений заметно влияет на самого педагога. У неиграющего педагога постепенно снижается четкость музыкальных представлений, музыкального слышания – падает требовательность к игре ученика. Неиграющий педагог ограничивается изучаемым репертуаром, хорошо известными произведениями, новое  ему осваивать становится все труднее. Такому педагогу труднее приходится найти удобные приемы, закрепить рациональные навыки игры. Успешное решение многих эстетических, педагогических,  инструментальных проблем в процессе обучения возможно лишь при условии исполнительской активности педагога. Речь идет прежде всего об искусстве показа- это педагогически направленное  исполнение, ставящее перед учеником  конечную цель и показ, поясняющий ученику пути к достижению цели. Исполнение педагога может быть  заменено прослушиванием записей  крупных артистов. В этом случае высокий уровень исполнения компенсирует силу непосредственного воздействия живого исполнения педагога. В то же время показ педагога во всех его многообразных  оттенках ничего не может заменить.

    III. Учитель и искусство

            Часто интересы специалистов-педагогов не выходят за рамки обучения игре на инструменте. Однако педагог и школа искусств в целом обязаны оказать глубокое влияние на зарождающиеся в детские годы вкусы. Педагогу необходимо быть в курсе современного искусства и, в условиях раннего созревания интересов детей и подростков, уметь беседовать с ними как с равными. Особую ценность представляют собой совместные  с учащимися посещения концертов, выставок, разнообразных по тематике экскурсий, театров, участие в инновационных проектах и др.

            Большое влияние на формирование эстетических вкусов учащихся оказывает  слушание и видео ряд  музыки, исполнителей в записи.

    Современный уровень видео и звукозаписи открывает широкие возможности перед слушателями. Но учеников необходимо учить слушать музыку в записи. Прослушиванию должна помогать предварительная подготовка – рассказ о композиторе, знакомство с основными темами его творчества и др., очень важно приучать учащегося к прослушиванию музыки с нотами в руках: последующий разбор, иногда повторное прослушивание углубляет впечатление. В отличии от курса музыкальной литературы, воспитание умения слушать  музыку в данном случае будет связано с особыми задачами специального класса: осознание средств выразительности, особенности звучания данного инструмента и др.

    Большое влияние на эстетическое воспитание учащихся оказывает общая обстановка, «атмосфера», создаваемая педагогами в классе и в школе искусств в целом.

    III. Учитель и наука

            Необходимые музыканту-педагогу профессиональные знания можно разделить на две основные группы:  знания о человеке и знания об искусстве. Преобладание эстетических, музыкально-теоретических, исторических знаний над  вопросами педагогики и психологии оказывается в повседневности. Часто бытует мнение, что практического опыта вполне достаточно для того, чтобы стать хорошим педагогом. Однако, практика  показывает необходимость овладения музыкально-педагогической теорией, а с ней и практической методикой для современного музыканта – педагога.

         Одним из важнейших основ общей педагогики является принцип: «Ученик - не только объект, но и субъект обучения и воспитания». Игнорирование этого принципа в педагогике влечет за собой  усиление авторитарности, господство «директивной» педагогике, догматичной, нормативной методике. Необходимо всесторонне изучать личность ученика в процессе его формирования, где способность к общению является основой педагогического дарования. Этот принцип влечет за собой целый ряд приемов педагогического воздействия. Принцип воспитывающего обучения позволяет совместить обучение игре на инструменте с развитием заложенных в ученике задатков и возможностей. Принцип развивающего обучения создает особые условия для  становления наиболее способных учащихся.  Повышенное внимание к личности ученика заставляет многих педагогов остро ощутить пробелы своего образования. Даже скромные  познания в области педагогики и психологии позволяют достигнуть более успешных результатов в работе с учеником.

    V.Учитель и коллектив

           Нельзя оставить без внимания вопрос: в какой мере атмосфера, господствующая в коллективе, благоприятствует – или наоборот, мешает росту каждого педагога.

          От коллектива и от него самого зависит успешное начало его работы, его дальнейшее становление как самостоятельно мыслящего педагога. Трудности начального периода будут в значительной мере смягчены, если молодой педагог решится и сможет воспользоваться помощью более опытных коллег, если ложное самолюбие не помешает ему к нам обратиться. С другой стороны, далеко не всегда для начинающих педагогов создаются благоприятные условия: часто к ним сразу переводят слабых и «трудных» учеников, с которыми не смогли справиться более опытные педагоги. Сам молодой педагог иногда смотрит свысока на своих новых коллег, в особенности на тех из них, кто имеет меньше, чем он сам  образования. Нередко новый педагог встречается с коллективом, имеющим властного руководителя, коллективом со своими твердыми установками, традициями, маловосприимчивым ко всему новому.

          Молодые педагоги в подобной ситуации ведут себя по-разному. Одни вольно или невольно постепенно подчиняются господствующим в коллективе тенденциям; другие вступают в трудный конфликт; третьи постепенно заставляют к себе прислушаться. Взаимоотношения между педагогами имеют огромное значение не только для неопытного педагога. Постепенно привыкая к особенностям и недостаткам игры своих  учеников, педагог перестает замечать их. В этом одна из причин столь частых  недоразумений, размолвок и конфликтов при обсуждении ученической игры. Иной педагог искренне не замечает недостатков игры своих учеников, которые слышны  коллегам. Необходимо оказывать педагогу помощь в процессе работы в классе. Нужно лишь учитывать, что в этом вопросе необходимо проявлять величайший такт.

            Профессия педагога относится к числу тех, где возможно безграничное совершенствование. Все зависит от любви к путям и формам работы над собой.