взаимосвязь пианистических и вокальных особенностей письма в романсах М.И.Глинки
Статья была подготовлена в соавторстве с преподавателем класса фортепиано Ледуховской Л.П для научно-практической конференции "Музыка- душа моя", посвященной 210-летию со дня рождения М.И.Глинки. конференция была проведена в Новомосковском музыкальном колледже имени М.И.Глинки 26 ноября 2014г.Статья была опубликована в сборнике материалов областной научно-практической конференции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПИАНИСТИЧЕСКИХ И ВОКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА В РОМАНСАХ М.И.ГЛИНКИ
Золотухина О.В., Ледуховская Л.П., преподаватели г.Донской, МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1»
К камерной вокальной музыке Глинка обращался на протяжении всей жизни. Им создано более 70 произведений этого жанра. Среди них лирический романс, элегия, «русская песня», серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах (вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза и других). В них нашли отражение разнообразные душевные состояния, а также созданы различные портреты, живописные пейзажи, бытовые сценки, картины далеких стран.
Богатство содержания в романсах Глинки сочетается с высоким совершенством художественной формы. Присущий его лирике благородный артистизм неизменно проявляется во всех его тонко отшлифованных, изящных романсах. Вокальная мелодия отличается редкой пластичностью и завершенностью. В композиционном строении романсов Глинка, как правило, избегает свободного, «сквозного» развития и стремится к ясным, закругленным формам.
В романсах Глинка не стремится к широкой «концертности», внешней виртуозности и не выходит за рамки камерного стиля. Однако при кажущейся простоте средств они требуют от исполнителя высокого мастерства, отточенности малейших деталей, в них широко использованы самые разнообразные приемы вокальной выразительности: широкая кантилена и выразительная декламация, тончайшие нюансы в градации звука, тембровые контрасты.
В совершенстве владея техникой вокального исполнения, Глинка, сам выдающийся певец и педагог-вокалист, в своих романсах создал произведения подлинно вокальные, в которых ведущая роль всегда принадлежит певцу и основное содержание выражено. Прежде всего, в обобщающем, ярком мелодическом образе.
Основным средством воплощения содержания романса является напевная мелодия широкого дыхания, иногда с отдельными речитативными изобразительными интонациями, отличающаяся единством всех элементов. Мелодическая линия всегда плавная и закругленная. Сами мелодии благородны, изящны, пластичны, гибки. В их основе лежит народная песенность. Фортепианная партия играет большую роль в романсах, особенно в зрелых. Она передает общее настроение, подчеркивает характер основных образов, рисует фон действия. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чем поется в романсе. Обрамление в виде фортепианного вступления и повторяющего его заключения придают всей форме стройность и совершенство – прием очень часто встречающийся у Глинки. Фортепианное сопровождение с мягкими гармониями, плавно переходящими одна в другую и напевностью всех голосов (в том числе и баса) подчеркивает главное в вокальной мелодии, обогащает ее выразительность.
В 1840 году Глинка создает свой единственный вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н. Кукольника. Такое название цикл получил в связи с намечавшимся отъездом Глинки за границу. И хотя в нем нет единой сюжетной линии, все 12 романсов объединяются одной темой – темой прощания с родиной, темой странствования.
«Попутная песня»- пример яркой жанровой зарисовки. Она была написана по случаю открытия первой в России железной дороги. В ней все – движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. Романс построен на чередовании двух контрастных образов. Один из них (ре мажор)- оживленный, праздничный, радостный – передает веселую суету и шум толпы. Быстрая скороговорка восьмых в вокальной мелодии дублируется фортепианной партией, а четкий упругий ритм и энергичный акцентированный аккорд сопровождения в начале каждой строфы носят изобразительный характер. Другой, лирический образ (си минор) передает переживания героя, его волнение в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остается прежним, но скороговорка вокальной партии сменяется широкой и распевной кантиленой.
«Жаворонок» - своеобразная эмблема творчества композитора – задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью, воспринимается как лирический образ родной природы. В нем тонко преломлены характерные черты «русской песни». Романс имеет куплетную форму. В фортепианной партии выразительно воссоздается русский пейзаж – бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Уже вступление настраивает на задумчивый лад, а звучание верхнего регистра, форшлаги, восходящие октавные ходы подражают пению птицы. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струею» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей». Особенностью мелодии является постоянное возвращение к V ступени, которое как бы притягивает к себе все остальные звуки и «выразительно вибрируя», рождает впечатление звенящего высоко в небе голоса жаворонка.
На примере представленных произведений можно отследить взаимосвязь пианистических и вокальных особенностей письма Глинки. Как правило, фортепианное вступление готовит мелодическую линию. Звукоизобразительные приемы применяются автором, как в вокальных партиях, так и в фортепианном сопровождении. Местами за кажущимся спокойствием мелодической линии скрывается волнение, передаваемое фортепианным сопровождением. Чаще всего в романсах Глинки и аккомпанемент и вокальная партия рисуют объемный художественный образ. Но какими бы приемами не пользовался композитор, главной его задачей является достижение гармонического единства вокальной и фортепианной партий.
Закончить хочется словами композитора А.К.Глазунова: «что за неисчерпаемость фантазии у Глинки, и как все просто и естественно, открывается каждый раз что-то новое!» Думается, что и вы согласитесь с тем, что музыка Русского Гения обладает той аристократической красотой, которая очаровывает и пленяет нас!
В этом, наверное и таится секрет того, что эту музыку не наскучит слушать вновь и вновь.
