Главные вкладки

    Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 6 класс (с модулем по образовательной робототехнике")
    рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме

    Саенко Сергей Петрович

    Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в который внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego Mindstorms NXT 2.0)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_informatika_i_ikt_6_kl.rar49.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    1. Статус программы

    С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Определён перечень демонстраций, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

    2. Структура документа

    Программа включает:

    - титульный лист;

    - пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки учащихся и основным содержанием с распределением учебных часов по темам курса информатики;

    - календарно-тематическое планирование курса информатики 6  класса.

    3. Роль и место курса информатики в обучении

    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

    Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

    4. Цели обучения информатике:

    Изучение информатики  направлено на достижение следующих целей:

    • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
    •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
    •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ на этапе среднего (полного) образования являются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность.

    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. В рабочей программе всё это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. Знакомство с основными конструкциями алгоритмов дает возможность учащимся применять универсальные способы обработки информации. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

    6. Результаты обучения (требования к уровню подготовки обучающихся)

    В результате изучения информатики на базовом уровне ученик должен

    знать/понимать:

    • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
    • способы перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно;
    • и иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

    уметь:

    • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
    • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
    • различать необходимые и достаточные условия;
    • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
    • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
    • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
    • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
    • определять назначение файла по его расширению;
    • выполнять основные операции с файлами;
    • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
    • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
    • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

    Сокращения, используемые в рабочей программе:

    КР – контрольная работа

    РЗ – решение задач

    ФО – фронтальный опрос

    ИО – индивидуальный опрос


    Основное содержание тем учебного курса

    Компьютер и информация

    Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

    Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации. История вычислительной техники. История счета и систем счисления.

    Компьютерный практикум

    Клавиатурный тренажер.

    Практическая работа №1. Работа  с файлами и папками. Часть 1.

    Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

    Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

    Практическая работа №4. Нумерованные списки.

    Практическая работа №5. Маркированные списки.

    Человек и информация

    Информация и знания.

    Чувственное познание окружающего мира.

    Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.

    Компьютерный практикум

    Практическая работа №6. Создаем таблицы.

    Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

    Практическая работа №8. Строим диаграммы.

    Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

    Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

    Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.

    Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

    Алгоритмы и исполнители

    Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

    Исполнители вокруг нас.

    Формы записи алгоритмов.

    Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

    Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

    Ханойская башня.

    Компьютерный практикум

    Практическая работа №13. PowerPoint. «Часы».

    Практическая работа №14. PowerPoint. «Времена года».

    Практическая работа №15. PowerPoint. «Скакалочка».

    Практическая работа №16. Работа с файлами и папками. Часть 2.

    Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.

    Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

    Практическая работа №20. Исполнитель LINE.

    Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.

    Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.

    Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).

    Учебно-тематический план

    Тема курса

    Количество часов

    Практическая часть (часов)

    Формы контроля

    Компьютер и информация

    13

    Практические работы – 8

    Контрольные работы – 1

    Контрольная работа

    Человек и информация

    13

    Практические работы – 11

    Контрольные работы – 1

    Контрольная работа

    Алгоритмы и исполнители

    9

    Практические работы – 7

    Контрольные работы – 1

    Контрольная работа

    Всего

    35

    Практические работы – 26

    Контрольные работы – 3


    Перечень литературы

    Для учащихся:

    1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    Интернет-ресурсы:

    http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей

    http://www.internet-school.ru - Интернет-школа «Просвещение. ru»

    http://www.child.ru - Московский детский клуб «Компьютер»

    Для учителя:

    1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
    4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
    5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

    Интернет-ресурсы:

    1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika - Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
    2. http://school-collection.edu.ru/ - Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    3. http://emc.km.ru - Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»
    4. http://ekochelaeva.narod.ru - Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой
    5. http://distant.463.jscc.ru - Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме «Решение уравнений и неравенств с модулем»

    Целью урока является совершенствование навыков решения уравнений и неравенств с модулем. В ходе урока рассматриваются рациональные приёмы и методы решения. Урок предназначен для классов с ...

    факультативное занятие в 6 классе по теме "Уравнения и неравенства с модулем"

    Содержание программы факультативного курса включает углубление тем базовой общеобразовательной программы, а так же расширение по отдельным темам. Данное занятие, которое включает теоретический м...

    Рабочая программа по технологии с модулем по информатике для 3 класса по программе "Школа 2100".

    Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают самораз...

    Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 5 класс (с модулем по образовательной робототехнике")

    Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в которую внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego...

    Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3

    Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...

    Сборник учебно-методических материалов по образовательной робототехнике / сост. О.С. Нетесова, ТГПУ, 2015. – 108 с.

    В сборнике представлены методические разработки преподавателей и аспирантов ТГПУ, ТУСУР, школ г. Томска. Работы посвящены актуальным вопросам преподавания образовательной робототехники. Материалы сбор...

    Рабочая программа спецкурса по математике в 10 классе «Уравнения и неравенства с модулем» 2часа в неделю

    Рабочая программа спецкурса по математике для 10 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования 2 часа в неделю...