Главные вкладки

    Презентация опыта работы "Портфолио - как альтернатива развития ребенка"
    консультация на тему

    Андырзянова Гульчачак Рафаиловна

    Описание опыта работы учреждения по созданию портфолио дошкольника, преимущества портфолио, структура.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon portfolio-_kak_alternativa_razvitiya_doshkolnika.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2»

     группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

            Андырзянова Г. Р.

    Зам. директора по ВМР

    групп общеразвивающей направленности


               "Мама! Мне срочно нужен портфолио!" - эта фраза звучит как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников.  

    Многие родители, прибегая к услугам "сарафанного радио", имеют либо не полную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио", для чего он нужен, когда и как начать его собирать, чем наполнять…

    Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в дошкольном образовательном учреждении. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности (игровой, творческой, коммуникативной и др.), также позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к ребенку,  и является

    В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

    - коллекция работ ребенка, всесторонне демонстрирующая не только его  результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

    - выставка достижений ребенка по различным направлениям за определенный  временной промежуток (полугодие, год).

    Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

    Цель портфолио дошкольника – собрать, систематизировать и  зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

    Портфолио дошкольника является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности.

    Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:

    - создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

    - поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

    - поощрять его активность и самостоятельность;

    - формировать навыки учебной деятельности;

    - содействовать индивидуализации образования дошкольника;

    - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

    - укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ОУ.

    Преимущества технологии портфолио:

    Позволяет индивидуально подходить к каждому воспитаннику, каждый ребенок обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами.

    Предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Учитывая особенности каждого ребенка, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.

    Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

    Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

    Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

    Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

    Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

    Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

    Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

    Одни из первых педагогов, которые ввели портфолио дошкольника в деятельность Паничева Н.С., Чащина Н.А.. Трудоемкий процесс они начали с информационно-разъяснительной работы с родителями, где определили структуру и порядок формирования портфолио.

    Порядок формирования портфолио дошкольника

    Портфолио воспитанника ОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

    Период составления портфолио дошкольника – 1-3 года (средняя, старшая, подготовительная группы).

    Ответственность за организацию формирования портфолио дошкольника и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя.

    Портфолио дошкольника хранится в учреждении в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям.

    При выпуске ребенка из ДОУ ему вручается портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу по усмотрению родителей.

    Структура, содержание и оформление портфолио дошкольника

    Портфолио дошкольника имеет:

    - титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;

    - основную часть, которая включает в себя странички о ребенке, его семье, друзьях, режиме дня дошкольника, его любимых играх, творческих работах, спортивных достижениях, учебных успехах, любимых книгах, путешествиях и праздниках, а также пожелания ребенку;

    - содержание.

    В портфолио дошкольника можно поместить:

    - документы (результаты индивидуальной диагностики, копии дипломов, наград, удостоверения об участии в конкурсах и пр.);

    - работы дошкольника (рисунки, аппликации, копии выполненных учебных заданий и тестов и пр.);

    - фотографии;

    - видеоматериалы.

    Материалы для портфолио дошкольника они решили собирать  совместно с детьми и их родителями по результатам.

    Поскольку портфолио дошкольника может быть красочным и ярким они определили единый стиль для своего портфолио.

    Каждый ребенок принимает участие в оформлении своего портфолио.  Разделы портфолио дошкольника систематически пополняются с помощью воспитателей.

    Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.

    Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

    Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

    Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

    Основными проблемами внедрения технологии «Портфолио» являются: в первую очередь неготовность участников образовательного процесса к работе с портфолио, неподготовленность воспитателей, как моральная, так и профессиональная, к координации деятельности по введению и оформлению портфолио дошкольника. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.

    Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

    Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей.

    В работе с дошкольниками можно использовать электронный портфолио и портфолио-раскраску.

    Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.

    Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы:

    - не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах;

    - в дошкольных группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями;

    - в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья.

    Все это следует - учитывать при внедрении электронного портфолио.

    Недостатки метода «портфолио»:

    Если критерии оценок портфолио  не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ, не отражающим динамики его развития и всей полноты его достижений.

    Как и всякую качественную информацию, материалы портфолио бывает сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции роста воспитанника.

    Не каждый родитель понимает необходимость портфолио, особенно для ребенка дошкольного возраста.

    Портфолио дошкольника позволяет педагогу:

    -    реально представить результаты своего труда;

    -    увидеть резервы для дальнейшего развития ребенка;

    -    иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

             Основная функция данного нововведения - помочь дошкольнику сформировать свои достижения в единое целое, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в начальную школу.

    Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса дошкольника для предъявления результата в начальной школе.

    Придерживаясь  принципа единства    всех    сфер    духовной   жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

    Соблюдая второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация"опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3682775","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"368278...

    Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

    Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

    Презентация опыта работы на тему:"Развитие речевых навыков и коммуникативной активности посредством музыкально -литературных постановок"

    В данной презентации обобщен опыт работы с детьми за трех летний период. Для меня этот раздел педагогической работы особенно дорог ,потому что музыка и литература  в моей профессиональной  ж...

    Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"

    Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...

    Презентация "Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"

    Презентация на тему "Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР"...