Главные вкладки

    Воспитательное мероприятие "Диалог о вредных привычках"
    методическая разработка (9 класс) по теме

    Кудяшова Наталья Вячеславовна

    Методическая разработка направлена на первичную профилактику никотиновой, алкогольной зависимостей,формирование ЗОЖ.Может быть полезна учащимся  7-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dialog_o_vrednyh_privychkah.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нижегородская область

    МОУ Шатковская ООШ

    Название конкурса: «Здоровые дети - наше будущее».

    Номинация: «Разработка воспитательного мероприятия».

    Название работы:

    Автор: Кудяшова Наталья Вячеславовна,

    социальный педагог

    2015 год

    Аннотация.

    Методическая разработка направлена  на первичную  профилактику никотиновой, алкогольной зависимостей, формирование ЗОЖ. Может быть полезна учащимся 7-9 классов.

    Цель:

    1.Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.

         2.Содействие формированию здорового образа жизни.

    3.Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

     Задачи:

    1.Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

    2.Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).

    3.Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

    4.Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.

    5.Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

    Методы обучения – источники информации:

    Вербальные

    • рассказ, промежуточное объяснение.

    Наглядные

    • иллюстрирование плакатов, рисунков, демонстрация картинок.

    Средства обучения:

    • учебно-наглядные средства (плакаты, рисунки);
    • дидактическая техника (электронная презентация).

    Способы контроля :

    • тип: промежуточный;
    • вид: самоконтроль, взаимоконтроль.
    • методика: письменный экспресс-опрос, тест;
    • форма: фронтально.

    Вид урока: продуктивный, проблемный и частично-поисковый.

    Форма организации: индивидуальная, парная, коллективная.

    Оборудование и материалы:

    - Тетради, ручки;

    - Раздаточный материал;

    - Маркеры, фломастеры;

    - Компьютер.

    Опережающее задание: цитаты, рисунки (вывешиваются на доске, стенах).

    Ход мероприятия.

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы и целей мероприятия.

    Дорогие ребята! Здравствуйте !  Эпиграфом к сегодняшнему мероприятию я взяла слова Л.Н.Толстого: «Человек, переставший курить и пить,приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда,которые с новой верной стороны освещают для него все являнения жизни.» (слайд №2).Как вы их понимаете? Когда люди, приветствуя друг друга, говорят: “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому! Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

    Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

    В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом! (Слайд №3)

    3.Тестирование учащихся. (слайд №4)         

    У каждого на парте тест, дети отвечают письменно на вопросы теста.                                                                         

    1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

    1. Френсис Дрейк – 16 век.
    2. Христофор Колумб – 15 век. 
    3. Васко да Гама – 15 век.

    2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

    1. Царь Михаил Федорович. 
    2. Иван Грозный.
    3. Петр I.

    3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

    1. Экономика.
    2. Из-за частых пожаров. 
    3. Для сохранения здоровья.

    4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

    1. Петр I. 
    2. Екатерина II.
    3. Александр III.

    А теперь послушаем сообщения об истории возникновения табака. Прослушав их, вы сможете проверить, правильно ли ответили на вопросы теста.

    4. Сообщения учащихся.

    Из истории табака (слайд №5). До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира". Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

    Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья  табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

    5.Проверка  теста. (слайд №6) 

    Учащиеся отвечают, ответы появляются по одному на экране.А теперь послушаем об истории возникновения алкоголя.

    Из истории алкоголя. (слайд №7)

    А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

    Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

    6. Слово педагога.

    Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

    Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

    Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний? Давайте попытаемся в этом сегодня разобраться. (Слайд№8 «Причины курения и  употребления алкоголя»).

    7.Задание учащимся.

     Продолжите фразу: « Курение дает возможность…». (слайд № 9) (Дети записывают ответы в тетрадях, затем –обсуждение ответов).Часто,наверное, вы попадаете в ситуации,когда стоите перед выбором:поддаться соблазну или сказать твердое «нет».Давайте рассмотрим одну из них.(слайд №10) .Какие бы вы привели доводы,чтобы отказаться от сигареты?

    А  каковы причины употребления алкоголя? На экране ряд пословиц (слайд № 11),из которых вам нужно выбрать те, которые объясняют причины пьянства. Запишите правильные ответы в тетради и проверьте в парах.

    1. Начинается пьянство с легкомыслия.

    2. Веселая голова живет спустя рукава

    3. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

    4. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

    5. Вино веселит, да от вина голова болит.

    6. Дали вина – так и стал без ума.

    7.Счастлив тот, кто вина не пьет.

    Обсуждение ответов учащихся. Появление правильных вариантов на экране по одному, после ответа (слайд №12):1,3,5.

    А теперь подведем итог. Каковы же причины употребления табака и алкоголя? Обсуждение с учащимися.

    8.Причины употребления табака и алкоголя. (слайд №12)

     А теперь поговорим о том, какие последствия ожидают людей, которые курят и употребляют алкоголь. Для этого выполним задания.

    9.Последствия курения и употребления алкоголя. (слайд №13)

    10. Задание учащимся (анаграмма). 

     Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия курения на организм человека: АКР, РБОХИНТ,ДЫОКША,КИЕГЛЕ,ДЕЛУЖОК,ХЛУС(слайд №14).Правильные ответы записать в тетрадь. Сверить свои ответы с ответами на слайде (слайд№15),обсудить.

    А теперь поработаем с пословицами. Нужно сопоставить начало и окончание пословиц (слайд 16).

    1. За чужое здоровье  выпиваешь                                 находишься без рубашки.

    2.Без ума пьет                                                                 утром  лентяй

    3. Нынче гуляшки, завтра  гуляшки                             а свое пропиваешь

    4. Сколько муж выпьет вина                                         без  угла живет

    5. Вечером  пьяница                                                       столько жена и дети  прольют   слез

    Правильные ответы (слайд №17) появляются по одному, после ответов детей. Нужно объяснить смысл пословиц.

    1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

    2. Без ума пьет - без угла живет.

    3. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

    4. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

    5. Вечером пьяница, утром лентяй.

    А теперь подведем итог.Каковы же последствия курения и употребления алкоголя?

    Наиболее характерные для табакокурения заболевания:

    Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

    Раковые заболевания легких, гортани.

    Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

    Спазм артерий, облитерирующий эндоартериит, инфаркт, инсульт, мигрень.

    Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

    Расстроена работа потовых и сальных желез.

    Волосы истончены, секутся и выпадают.

    Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

    Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

    Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

    Понижается острота слуха.

    Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

    “Синдром хронической усталости”.

    Последствия употребления алкоголя:

    Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

    Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

    Сердечно- сосудистые заболевания, инфаркт.

    Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

    Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

    “Синдром хронической усталости”.

    Снижение иммунитета.

    Раннее старение (особенно девушек).

    Ухудшение работы желез внутренней секреции. ( слайд №18)

     Какие меры вы можете предложить для предотвращения курения и употребления алкоголя? Обсуждение.

    11.Меры по предупреждению курения и употребления алкоголя. (слайд№19)

    Меры для предупреждения: 

    Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

         Запретить рекламу сигарет.

    Запрет со стороны родителей.

    Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

    Получать достоверную информацию о вреде.

    Принятие самостоятельного решения: да или нет! (слайд №20).

    12.Слово педагога. Заключение.

    Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не  брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”(слайд №21). Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить?Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

    Впереди ожидает Вас
    Дружба и свет любимых глаз,
    Шум и радость жизни,
    И служение Отчизне.
    Новых звезд и открытий блеск,
    А не вредных соблазнов треск.
    Их не выбираешь,
    А то жизнь ты проиграешь!
    Благодарность за урок.(слайд №22)

    Список литературы.

    1. Основы безопасности жизнедеятельности. №2. 1997.
    2. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007
    3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус. 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар «Роль воспитательной работы в профилактике безнадзорности, вредных привычек среди подростков»

    Цель:Информационно-просветительская работа по профилактике безнадзорности и вредных привычек среди подростков, пропаганде здорового образа жизни. Задачи:·...

    Конспект воспитательного занятия "Парад вредных привычек"

    Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:   - показать воспитанницам пагубное воздействие алкоголя, никотина,          ...

    Сценарий воспитательного мероприятия "Вредным привычкам скажем: "нет".

    Создание необходимых условий для развития и воспитания у подростков интереса к своему здоровью, как основе всех будущих успехов в жизни....

    урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

    Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

    Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

    В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

    Воспитательное мероприятие "Вредным привычкам скажем: "нет"! Здоровый образ жизни!

    Это мероприятие формирует сознательное отношение детей к своему здоровью, учит активным приемам ведения здорового образа жизни. Воспитывает общую культуру здоровья....