Главные вкладки

    План-конспект занятия по химии (8 класс) на тему:
    Выращивание кристаллов из растворов солей

    В материале представлен план - конспект занятия на кружке. В нем идет углубление материала о кристаллах и методике их выращивания. Так же показан итог этого занятия. Оно позволяет не только развивать любознательность, но и практические навыки. Причем все материалы доступны.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема занятия: «Выращивание кристаллов из растворов солей»

    Цели:

    - изучить методику выращивания кристаллов; показать межпредметную связь; повторить технику безопасности работы со стеклянной посудой, приборами для нагревания, веществами;

    -развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, наблюдать, делать выводы;

    -воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.

    Оборудование: медный купорос, поваренная соль, сосуды, приборы для нагревания, вода, нить, бумага, презентация  «Кристаллы».

    План.

    1. Оргмомент.
    2. Основная часть.
    1. Вступительное слово учителя.
    2. По сказам П.П.Бажова.
    3. Удивительное рядом:

    а) снег, лед;

    б) морская соль.

    в) кварц.

    4) В пещере алхимика:

    а) закладка опыта по выращиванию кристаллов медного купороса;

    б) закладка опыта по выращиванию кристаллов поваренной соли.

    III.  Заключительное слово учителя.

    IV. Уборка рабочего места.

    Конспект.

    Учитель.  Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем нашу работу с вопроса: «Какие  сказы П.П. Бажова вы читали?

    1) Хозяйка медной горы.

    2) Малахитовая шкатулка.

    3) Серебряное копытце.

    Учитель.  Хорошо. А о чем писал П.П.Бажов?

    Ответы: О несметных сокровищах, скрытых в горах и охраняемых «таинственными силами».

    Учитель.  Предлагаю вашему вниманию видеосюжет мультфильма «Серебряное копытце» по тексту П.П. Бажова:

    « Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из – под ножки – то камешками посыпались: красные, голубые, зеленные, бирюзовые, всякие…».  О чем этот сюжет?

    Ответы: о минералах, кристаллах.

    Учитель.  Верно. Отрадно, что вы увлекаетесь чтением, посмотрим, как обстоят дела с разгадыванием загадок. Слушаем  загадку, о чем она?

    Что за звездочки сквозные

    На пальто и на платке

    Всё сквозные, вырезные,

    А возьмешь вода в руке.

    (Снежинки)

    Учитель.  Верно снежинка. Как вы думаете, какое строение имеют снежинки, лед?

    Ответы. Кристаллическое.

    Учитель.  Перед вами фото морской соли, снега и льда, желатина, силикагелевых кристаллов.  Это тоже кристаллы.

    Это тоже кристаллы. Каково же определение кристаллов?

    Ученик. (Сообщение)

    Кристаллы  - это вещества, в которых составляющие их частицы  (т. е. атомы, ионы, молекулы, группы атомов) расположены правильными симметричными, периодически повторяющимися рядами, сетками, решетками. Кристаллы растут из паров, растворов, расплавов и вырастают они в виде удивительно правильных  симметричных многогранников.

    Удивительные многогранники издавна привлекали внимание людей.  Алхимики думали, что природные кристаллы были сотворены богом раз и навсегда. Лишь в конце 17 века поняли, что минералы растут как соли из воды.  Вывод: кристаллы не сотворены готовыми, а ВЫРАСТАЮТ в форме многогранников.  В земле, вырастают кристаллы природных минералов. На заводах и в лабораториях выращивают синтетические кристаллы.

       Учитель.

    Сегодня вам предстоит заложить опыт по выращиванию  кристаллов медного купороса и поваренной соли. Повторим технику безопасности работы со стеклянной посудой, приборами для нагревания, веществами.

    (повторяем)

    Учитель.

    У вас на столах методички, изучив их приступаем к постановке опыта. 

    1.Способы выращивания.

     (1 группа)

    Опыт № 1. Выращивание сульфата меди.

    (2 группа)

    Опыт № 2. Выращивание кристаллов поваренной соли.

    Учитель.

    Подведем итог нашего занятия словами У. Блейка: «то, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». Сегодня мы заложили опыт доказывающий, что даже в школьной лаборатории можно вырастить кристаллы. Все очень ответственно отнеслись к постановке опытов, молодцы. Результаты  опытов  мы подведем позже. Опытные образцы сохраняем до следующих занятий и приводим в порядок рабочие места. На этом наше занятие окончено. До свидания.

    (Ребята следуют указаниям)

     Методичка. 

    Постановка эксперимента:

    1. готовим горячий  насыщенный раствор соли:

    а) хлорида натрия,

    б) сульфата меди,

    1.  охлаждаем  его,  чтобы излишек растворенного вещества не выпал в осадок (такой раствор называется пересыщенным),
    2. вводим затравку, кристаллик той же соли, подвешенный на нитке.
    3. прикрываем сосуд листом бумаги, ставим сосуд  в укромное место и ждать, пока не вырастут кристаллы,
    4. подливаем понемногу насыщенный раствор по мере испарения.

    Ожидаемый результат:

          На нитке произойдет наращивание кристалликов соли.

    Кристаллы темно - синего цвета (медный купорос).  

    Кристаллы бесцветные – поваренной соли

    Кубическая  кристаллическая решётка

    a = b = c

    α = β = γ = 90о

    Поваренная соль

    NaCI 1, 2

    Триклинная  кристаллическая решётка

    а; b; c

    α ≠ β ≠ γ ≠ 90о

           CuSO4  · 5H2O

       (медный купорос).  

    Приложение.

    1. Природные и искусственные кристаллы.

    C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02189.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02181-1-1-1.jpg      C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02191-1.jpgC:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02191-1-1-1.jpg

    C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02194.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02195-1.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02195-1-1.jpg

    C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02209.jpg  C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02212.jpg

    1. Кристаллы выращенные учащимися.

    C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01885.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01941.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01942-1.jpg 

    C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01943-1.jpg  C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01945-2.jpg


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Природные кристаллы.

    Слайд 2

    Кристаллы льда и снега.

    Слайд 3

    Искусственно полученные кристаллы. Желатин пищевой. Силикагелевые кристаллы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Кристаллы выращенные учащимися МКОУ «СОШ №2 г. Усть - Джегуты »

    Слайд 2

    Поликристаллы

    Слайд 3

    Монокристаллы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая работа учащихся "Выращивание кристаллов"

    Цель творческой работы - познакомиться с кристаллами и способами их выращивания; вырастить кристаллы медного купороса, свинца, повареной соли....

    Выращивание кристаллов соли в домашних условиях

    Кристаллы получают в лаборатории, но бывают они и в природе. Наступила зима. Посмотрите вокруг: снежинки, морозные узоры на оконных стеклах и иней на ветках деревьев. Это кристаллы.Многие кристаллы – ...

    Выращивание кристаллов

    я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать и собирать коллекции. У меня есть своя коллекция минералов. Мне стало интересно узнать, можно ли вырастить кри...

    Программа краткосрочного курса по выбору "Выращивание кристаллов"

    Краткосрочный курс для учащихся 5-6 классов....

    Выращивание кристаллов

    Данный материал предназначен для учащихся 5-6х классов с целью формирования первичных навыков проведения химических опытов, изучения химичиских явлений....

    Исследовательская работа по физике "Выращивание кристаллов"

    В данной исследовательской работе учащиеся выясняли что такое кристаллы, их свойства. Самостоятельно выращивали различные кристаллы....

    Презентация экспериментальной работы по выращиванию кристаллов из сахара

    На своих  занятиях  с ребятами первого и второго  класса проводили эксперимент по выращиванию кристаллов из сахара.Дети наблюдали как растут кристаллики и решили поделиться впечатлениям...