Главные вкладки

    Обязательный экзамен по английскому языку

    Чупина Людмила Александровна

    Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для старшей школы предполагает, что ЕГЭ по иностранному языку должен стать обязательным. О необходимых изменениях в содержании экзамена рассуждает в интервью РИА Новости руководитель Отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Елена Ленская.

    - Елена Анатольевна, как вы оцениваете то, что ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным?

    - Я всегда ратовала за это, еще с 2001 года. Знание иностранного языка, прежде всего английского, дает преимущества на рынке труда. Сейчас многие по окончании школы его не знают: на старшей ступени учителя часто перестают обращать внимание на тех, кто не собирается сдавать экзамен. При обязательности ЕГЭ по иностранному нужно будет работать со всеми.

    - Говорят, преподавание иностранного языка затратно...

    - Затратность отчасти надумана, отчасти есть следствие нашей практики деления классов на малые группы. Двадцать пять, даже тридцать человек в группе - для европейских учителей это норма.

    В России учителя иностранных языков поставлены в условия, равных которым по комфортности работы нет нигде, кроме других стран постсоветского пространства. Я не призываю отказываться от этого преимущества - если мы могли себе позволить такие условия обучения даже в годы жесточайших кризисов, есть смысл их сохранить. Но и не жаловаться. Затраты на лингафонные кабинеты уже не оправданы - мультимедийные установки их полностью заменяют. И речь, собственно, не о расходах школ, а о затратах государства и регионов для повышения квалификации учителей.

    - Должны ли измениться экзаменационные задания?

    - Они должны измениться в любом случае. Сейчас тест не сбалансирован. Много сложных заданий - по грамматике, явно превышающих уровень B1 Европейской языковой рамки, на который мы изначально ориентировались, а задания, связанные с написанием самостоятельного текста, удивительно примитивны. Знание английской грамматики на уровне, какой задает сегодняшний ЕГЭ, нужно лишь будущим лингвистам. Хорошая письменная речь - полезный навык в условиях, когда весь мир переписывается по электронной почте.

    Причин, почему у нас такой «перекос», несколько. Составители тестов представляют интересы лингвистических факультетов ведущих вузов. Экзамен по английскому языку сдают их потенциальные абитуриенты. Неоправданно сложная грамматика - дополнительный способ отсечь «нежелательную» часть поступающих.

    Кроме того составление тестов - это ремесло, им нужно владеть в должной степени. Когда в создании КИМов ЕГЭ по английскому принимали участие прошедшие глубокую и длительную подготовку в Кембриджском экзаменационном синдикате школьные учителя, он был гораздо более адекватным и сбалансированным. Но этих авторов изначального дизайна экзамена по английскому языку не только вытеснили статусные профессора, но даже их фамилии перестали упоминаться.

    Новые задания должны учитывать потребности тех, кому иностранный язык будет нужен в первую очередь для коммуникации. А те, кому сложные грамматические формы действительно нужны, смогут освоить их в вузах.

    - Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил о возможности введения устной части ЕГЭ. Известно: преподавание английского в России - разного уровня. Не станет ли устная часть проблемой для школьников из деревень, малых городов?

    - Ввести устную часть необходимо. Вряд ли это приведет к тому, что кто-то из школьников окажется в худшем положении. Против устной части возражали лишь московские учителя. Но им, в условиях Москвы не способным научить детей элементарной речи, пора искать другую работу.
    Выскажите свое мнение по этому вопросу, уважаемые коллеги.

     

    Комментарии

    Наталья Ивановна Сметанина

    Думаю, для большинства это - неприятная новость. Тот экзамен, который устраивается сейчас очень сложен. В реальное его изменение лично мне плохо верится.
    Чупина Людмила Александровна

    Наталья Ивановна, я с вами согласна. Но мне хочется, чтобы была и устная часть, как и три года назад, но это должен быть экзамен в два дня, иначе очень тяжело сдавать все в один день. Если вы эксперт, то знаете о чем я говорю. Экзамен шел с 10 утра и до 16.00 часов
    Наталья Ивановна Сметанина

    Людмила Александровна, по поводу устной части ситуация абсолютно непонятна: в ГИА она есть, а в ЕГЭ нет! Какова логика?

    Я не понимаю, почему все ОБЯЗАНЫ знать английский язык? Может, я не заметила как мы вошли в состав Содружества Британской короны? Почему его приравнивают к государственному? Сначала в некоторых школах доплачивают учителям английского языка за сложность предмета, потом обязательный экзамен вводят! Где логика? Может, мы говорим на нем с рождения? Или мы преподаем его по 5-6 часов в неделю? И экзамен в два дня - это нонсенс!Какой ребенок выдержит такой длительный стресс? По статистике все больше детей приходит в школу с врожденными или приобретенными заболеваниями. Надо думать как не навредить, сохранить, то, что есть. Дети родной русский плохо знают. Кому английский понадобится для работы, тот и на курсах выучит. Я обожаю свой предмет, но я против "замусоривания" родного языка английскими словами. Логичней было бы ввести обязательный экзамен по истории России (дети ДОЛЖНЫ знать ее) или по обществознанию, чтоб знали свои права, обязанности и были социально адаптированы. Более двух тысяч выпускников остались в этом году без аттестата. После введения третьего экзамена эту цифру надо умножить на три как минимум! "Двадцать пять, даже тридцать человек в группе - для европейских учителей это норма". Как мы любим равняться на Запад! Тогда давайте будем последовательны. Зарплата европейских учителей в две тысячи евро тоже норма. Работать в полностью оборудованных кабинетах и в современных школах - норма. Высокий престиж профессии - норма. Европейский учитель ПРЕПОДАЕТ предмет тем, кому предмет этот нужен (дети выбирают то, что им нужно и интересно). Он не занимается ремонтом своего кабинета во время отпуска, не ходит по квартирам два раза в год с "переучетом" детей, не ходит в туалет на улицу и не боится за свою жизнь в сто лет не ремонтированном здании школы.
    Шишкин Сергей Матвеевич

    Елена Фёдоровна, Вы абсолютно правы! Те коллеги, кто поддерживает эту идею, хотят облегчить себе свою жизнь в школе. Но, если много выпускников не сдают родной язык. несмотря на низкий пороговый балл, то иностранный в его сегодняшнем формате станет катастрофой. И не потому,что мы не умеем учить,а потому, что ещё ни одному учителю нигде в мире не удалось выполнить те задачи, которые ставят перед нами. Честно говоря, я бы в своё время по окончании школы не смог бы сдать этот ЕГЭ, но сейчас я свободно владею иностранным языком. Обязательным должен быть только один экзамен - русский язык!

    Лакомова Татьяна Кузьминична

    Елена Фёдоровна, Вы абсолютно правы! Я вообще считаю английский просто задавил все языки, много лет преподаю французский и хорошо знакома с проблемой выдавливания языка. Мне очень жаль родителей, которые требуют АЯ не понимая даже зачем. Не может школьный учитель в малокомплектной школе подготовить ученика для ЕГЭ, по причине мотивации ученика.
    Лакомова Татьяна Кузьминична

    Елена Фёдоровна, Вы абсолютно правы! Я вообще считаю английский просто задавил все языки, много лет преподаю французский и хорошо знакома с проблемой выдавливания языка. Мне очень жаль родителей, которые требуют АЯ не понимая даже зачем. Не может школьный учитель в малокомплектной школе подготовить ученика для ЕГЭ, по причине мотивации ученика.
    Лакомова Татьяна Кузьминична

    Елена Фёдоровна, Вы абсолютно правы! Я вообще считаю английский просто задавил все языки, много лет преподаю французский и хорошо знакома с проблемой выдавливания языка. Мне очень жаль родителей, которые требуют АЯ не понимая даже зачем. Не может школьный учитель в малокомплектной школе подготовить ученика для ЕГЭ, по причине мотивации ученика.
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна и коллеги! В этом году две ученицы сдавали ЕГЭ, сильные девочки, но больше 72 баллов не набрали. Считаю, что для эффективной работы по подготовки к ЕГЭ должна быть система, преемственность учебников, сдача ГИА в 9 классе безболезненно,вот потом любой экзамен будет не страшен. А взять и ввести для всех ЕГЭ по английскому языку - абсурд! И почему родители молчат? Ведь возмущаются втихую. Пусть ЕГЭ сдают по выбору те дети, которые обожают изучение английского языка. С уважением, Валентина Сергеевна
    Лакомова Татьяна Кузьминична

    Нас никто не слышит вообще в эа при введении обязательной сдачи ЕГЭ по ИЯ том вопросе. Статус учителя ИЯ оценивается только в случае если 2-3 ученика сдают язык для языковых вузов. Родителям же нужно чтобы в аттестате просто стоял АЯ для каких то там, по их мнению, перспектив для поступления. Бред.
    Чупина Людмила Александровна

    Уважаемые коллеги, я с вами солидарна: нужно сдавать русский язык в первую очередь, мы живем в России, а не в Англии или Америке. Не думаю, что все наши выпускники смогут его сдать даже если порог будет 15 баллов; но с другой стороны, по статистике, меньше всего учащихся, не перешагнувших порог, как раз по иностранным языкам. Все таки мы учим ХОРОШО наших детей с вами, коллеги.
    Шишкин Сергей Матвеевич

    Дорогая Людмила Александровна! "ХОРОШО" - это  по выбору! А в обязательном формате - "КАТАСТРОФА", но не смертельно. если относится к этому правильно!

    Чупина Людмила Александровна

    Сергей Матвеевич, нас учили совершенно по другой методике и другие ставились задачи при обучении иностранному языку. В наше время не было таких возможностей как у сегодняшних выпускников: интернет, скайп, общение с иностранцами, загранпоездки, диски, аудиокниги. Нужно только желание и время для изучения иностранного языка.
    Сигал Татьяна Константиновна

    "Двадцать пять, даже тридцать человек в группе - для европейских учителей это норма". Как мы любим равняться на Запад! Тогда давайте будем последовательны. Зарплата европейских учителей в две тысячи евро тоже норма. Работать в полностью оборудованных кабинетах и в современных школах - норма. Высокий престиж профессии - норма. Европейский учитель ПРЕПОДАЕТ предмет тем, кому предмет этот нужен (дети выбирают то, что им нужно и интересно). Он не занимается ремонтом своего кабинета во время отпуска, не ходит по квартирам два раза в год с "переучетом" детей, не ходит в туалет на улицу и не боится за свою жизнь в сто лет не ремонтированном здании школы". Очень-очень согласна с данным автором!!! Если бы так же правильно мыслили те, от которых зависит окончательное решение... 25-30 учащихся в группе - это исход учителей ИЯ из школ! "Иностранцев" и сейчас пряником не заманишь в школу, а тут еще и целый класс...В своем ли уме "законотворцы"?!
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Как вы правы, уважаемая Татьяна Константиновна! Я за границей была в 1995 году и тогда учитель английского языка получал там в раз 80 больше, чем мы!
    Андреева Юлия Владимировна

    Я как родитель в ужасе! У меня младший сын перешёл в 4 класс, он учится хорошо, но получить знания английского языка на 100 баллов он не сможет за 2-3 часа в неделю классно-урочных занятий. В следующем году буду искать денег, чтобы оплатить репетитора по английскому, школу надо закончить прилично.
    Комиссарова Ирина Александровна

    Введение обязательного экзамена по иностранному языку должно повлечь изменение содержания экзаменационного материала.А, наверное, лучше сказать его градацию для детей с разным уровнем обученности.
    Чупина Людмила Александровна

    Ирина Александровна, думаю, что задания будут рассчитаны на средний уровень, хотя кто его знает.Юлия Владимировна, с репетиторством торопиться не надо. Ребенок может и сам изучить при современных технических средствах. На моей страничке есть статья о репетиторстве, о возможностях изучения иностранного языка: когда лучше начать его изучение и что для этого нужно.
    Евко Елена Юрьевна

    Большие претензии к формату экзамена и времени на написание. Его не хватает . На сегодняшний день это самый трудный из всех ЕГЭ. Поэтому если речь идет об обязательном экзамене , то должно быть изменено лексическое оформление экзамена. Он должен соответствовать школьной программе. А для поступления в языковые ВУЗы возможны дополнительные задания.
    Чупина Людмила Александровна

    Елена Юрьевна, я с вами полностью согласна: нужно менять формат экзамена и адаптировать его под общеобразовательную программу.

    Нужно выступать ПРОТИВ обязательного экзамена по иностранному языку! А не адаптировать его под нас и наших учеников! Хватит экспериментировать над живыми людьми. Хватит пытать детей!
    Чупина Людмила Александровна

    Елена Федоровна, почему выступать против? Мне не понятно. Мы сдавали иностранный в школе в свое время как обязательный. Нас никто не спрашивал. Сдавали мы 7 экзаменов в советское время. И успешно, между прочим. А преподавание было без ИКТ и ЭОР.Чего вы боитесь?

    Я не боюсь, Людмила Александровна, мне жаль детей, над которыми экспериментируют чиновники, жаль учителей, которые должны молча подстраиваться под их веяния. И я не вижу логики введения обязательного экзамена по английскому! Он не государственный язык! Почему все обязаны его знать? Историю родной страны не должны знать, а английский должны? И в советское время экзамены принимали родные учителя. Они всех вытягивали за уши, чтобы выдать аттестат. Ставили "тройки" и дети шли в техникумы, ПТУ, все получали специальность, все работают и английский им не нужен. Учителя наши ставили те оценки, на которые мы учились 10 лет. А бездушный компьютер может сломать мечту и жизнь ребенку. Есть ученики, которые стараются и учат, всегда готовы, но отличных знаний нет. Они не ходят на дополнительные занятия, т.к. у них другие приоритеты - химия, физика, биология. Хотят стать врачами, инженерами. Английский нужен, но не обязателен. Зачем им еще один экзамен?
    Евко Елена Юрьевна

    Не могу согласиться с Еленой Федоровной. Если хотим соответствовать мировым стандартам, то должны знать. Кто хоть раз бывал за рубежом,убедился , что все знают. Даже в не очень развитых странах. Что же касается тех, кто выберет обучение в ПТУ , они не пойдут в 10-й. А значит не будут сдавать ЕГЭ по английскому. И потом порог очень низкий, могут все сдать. Особенно если проработают лексическое наполнение.

    Елена Юрьевна, что ж мы так любим равняться на мировые стандарты! Кто их установил? Ну, а если и взять их за основу, то где зарплата учителя в соответствии с мировыми стандартами? Или ваша школа соответствует им? Почему мы так безропотно принимаем все, что "барин" приказал? Дети русского родного языка не знают, а сдавать английский при 3 часах в неделю - нонсенс! Те, кому нужен английский, учат его и сейчас и выбирают для сдачи. Но большая часть детей из села в жизни не увидит англичанина и не поедет никуда. А копаться в тракторе или собирать виноград можно и без английского. Раз в жизни понадобится им какой-нибудь перевод - переведут со словарем. Я не боюсь экзамена, я к нему готовила детей с 2002 года и сама была экспертом на экзаменах. И потом согласитесь, немцу легче выучить английский. И язык родственный и мотивация выше намного. Они по Европе свободнее передвигаются.
    Чупина Людмила Александровна

    Елена Юрьевна, не могу не согласиться с вашими доводами: в них есть своя логика и смысл. Но наших детей хотят сделать образованными, вот в чем логика. А образованный человек должен знать английский или другой иностранный, даже для того, чтобы в тракторе возиться, инструкции читать, если трактор из-за рубежа.Вот так, сейчас очень много техники и приложение или инструкция к ней на иностранных языках.
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Познакомьтесь с материалами этой ссылки http://www.ria.ru/edu_analysis/20120724/707845388.html#ixzz22SWj6SDp С уважением, Валентина Сергеевна

    Ох, уж эта госпожа Глебова! Как она лукавит с высказыванием о вторичности ЕГЭ в школах! Да первичен он давно! Все и всё подчинены сдаче ЕГЭ. Когда она последний раз преподавала в школе и готовила кого-то к ЕГЭ не индивидуально, а в классе? Да даже индивидуально! Ученик выбирает английский для сдачи, года 3 ходит к репетитору по 3-4 раза в неделю и сдает на 75-80 баллов. Это неплохо, но это и не 100 баллов! Почему все начинается в обратном порядке? Сначала вводят ЕГЭ, потом "перекраивают" школы, системы и т.д под это? Исходите из того, что есть сейчас и постепенно переходите к новым этапам. Еще не утверждены стандарты, еще учителя не перестроились, не освоились, а ЕГЭ провозглашен!
    Чупина Людмила Александровна

    Да, Елена Федоровна, у нас все ставят с ног на голову, отсюда и проблемы. Есть ученики, которые читают плохо на русском языке, и не всё понимают, что прочли. Валентина Сергеевна, сейчас пройду по ссылке и прочитаю. Спасибо.
    Чупина Людмила Александровна

    Валентина Сергеевна, интересный материал по ЕГЭ. Еще раз спасибо за ссылку.
    Чупина Людмила Александровна

    ЕГЭ 2012 - результаты по английскому языку. Ни один петербургский школьник в этом году не сдал экзамена по английскому на 100 баллов. В прошлом году – один. Средняя оценка подросла на 1 балл и составила 65,8 против 64,57 в 2011 году. Доля двоечников на этом экзамене – самая низкая по сравнению с остальными и составляет примерно 1%. Отметим, что в целом по стране доля двоечников составила 3,3% (3,1% в прошлом). Известно также, что в прошлом году из 60 тысячи молодых людей, сдававших ЕГЭ по английскому, только 11 человек смогли написать его на сотню баллов.В этом году их число значительно больше-28 человек смогли сдать на 100 баллов.Качество преподавания иностранных языков растет. У меня в этом году сдавали 14 человек, средний балл 72. Самый высокий 94 балла.
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Людмила Александровна, у меня тоже средний балл 71, но я рада! Репетиторства не было, один раз в неделю электив и всё. Я довольна, хотя немного удивлена, так как по аудированию низкие баллы, а за эссе и письмо ни одной ошибки, я боялась больше за это! Аудированием только на уроке занимались и ученики дома самостоятельно! С уважением.
    Городничева Ольга Викторовна

    "Качество преподавания иностранных языков растет." - Не качество растет, а желание самих детей, их заинтересованность, да плюс родительские деньги на репетиторов.
    Чупина Людмила Александровна

    Валентина Сергеевна, поздравляю вас и ваших учеников. Моим тоже трудно далось аудирование третьего текста. С письмом и эссе справились нормально.
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! Спасибо за комментарий! Посоветуйте, пожалуйста, как с аудированием готовиться? Может секреты есть? Буду благодарна. С уважением
    Чупина Людмила Александровна

    Секретов нет никаких, Валентина Сергеевна. Слушать не только на уроках, но и вне; очень много наши ученики слушают песен на английском языке, у них слух хорошо развит. Советую своим ученикам слушать аудиокниги на английском и общаться с иностранцами в интернете на языке.
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Спасибо, Людмила Александровна!
    Королевская Ирина Владимировна

    Людмила Александровна, то что ЕГЭ по английскому языку станет обязательным-это еще спорный вопрос.Это новшество прописано в 3 варианте проекта стандартов для нашей школы. На сайте Минобрнауки скоро появится доработанный вариант. И даже если его примут, подобное изменение начнет действовать не раньше 2020г. Я думаю, что уровень сложности будет разным и язык будет преподаваться на разном уровне.
    Чупина Людмила Александровна

    Ирина Владимировна, это мне известно. Пока это все на уровне обсуждения. Но думаю, что раньше чем 2020 будет принято решение, которое и явится руководством к действию. Недаром так активно взялись у нас за экспертов.
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Здравствуйте, уважаемая Людмила Александровна! Мне кажется, что обязательный экзамен сначала будет как пробный. Помните, так было с русским и математикой. А потом сделают обязательным. Но не в 2020, раньше однозначно! Уж рано стали пугать коллег! С уважением, В.С.
    Ротанова Зинаида Аркадьевна

    Здравствуйте,уважаемые коллеги!Речь идет о ЕГЭ только по английскому языку?А что касается других иностранных языков?
    Грязнова Валентина Сергеевна

    Зинаида Аркадьевна, нет по иностранным всем, думаю. Да и на курсах говорили. С уважением.
    Чупина Людмила Александровна

    Я читала только об английском языке, так как он международный. Насчет других не уверена.
    Евко Елена Юрьевна

    Нет, речь идет об иностранных языках. Так говорили на курсах в Москве. Впрочем в стандарте старшей школы нужно поискать и прочесть.

    Новость об обязательном экзамене по английскому языку восторгов и радостных откликов ни у кого не вызывает. Для детей - это стресс, для родителей - шок, для администрации - дополнительная головная боль. Ну а уж для учителей - тяжелое бремя. Вот сидят в классе 23-24 человека. Такой класс на группы не делится. Как же всех подготовить к ЕГЭ по языку, на котором большинство учеников и общаются-то(?) только 3 раза в неделю по 45 минут? Не в каждой семье есть возможность оплатить услуги репетитора. Да и далеко не все ученики могут усвоить чужой язык. В провинциальных городках нет должной мотивации к изучению иностранных языков? Думаю, что этот экзамен очень индивидуален. У нас в городе результаты высокие. И это только потому, что английский язык - экзамен по выбору.

    Много раз писала, но повторюсь еще. Хотят ввести ЕГЭ по иностранному с 2020 года. А количество часов не увеличивают. Программу не сокращают. Новых стандартов нет. А по старым - требования как к первокурснику иняза. Математику и русский преподают 5-6 часов в неделю, у нас 2-3. Как готовить, когда? В некоторых школах учителям - иностранцам доплачивают за сложность предмета, т.е. признают, что предмет СЛОЖНЫЙ. И вводят ЕГЭ по СЛОЖНОМУ предмету для всех! Где логика? Дети русский сдают с трудом, а это родной, они в него "погружены"с рождения.
    Чупина Людмила Александровна

    Коллеги, не будем ломать копья, поживем увидим.