Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему:
    Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

    Анастасия Алексеевна Ахметшина

    В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Дана характеристика коммуникативно-речевого развития детей данной категории с учетом классификаций О.С. Никольской и А.В. Хаустова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отклонения в коммуникативно-речевом развитии - один из основных признаков при расстройствах аутистического спектра. Проявления нарушений речевой коммуникации при РАС чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, отличаются степенью выраженности, и в большинстве случаев обусловлены трудностями в общении.

    Приводимые разными авторами особенности речевого развития детей данной категории многочисленны, но в основном совпадают [1].

    В первую очередь это:

    • мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;
    • эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
    • большое количество слов-штампов и фраз-штампов, наличие феномена «телеграфной, фонографичной речи» («попугайность»), что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
    • отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
    • автономность речи;
    • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я»), реверсия местоимений: их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а о других иногда «я»);
    •  нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы; семантико-прагматическое и рецептивное расстройство (О.И. Доленко).
    • нарушения грамматического строя речи;
    • нарушения звукопроизношения;
    • нарушения просодических компонентов речи.

    Характеристика уровней сформированности

     коммуникативных навыков (классификация по А.В. Хаустову)

    Дети 1-й группы с низким уровнем коммуникативных навыков не умеют или затрудняются привлечь внимание окружающих адекватным способом; не способны выражать просьбы, требования; демонстрируют несформированность адекватной социальной реакции, диалоговых навыков, а также навыков сообщения и запроса информации; выражают вокализации или однословные высказывания, тесно связанные с непосредственной ситуацией общения.

    Дети 2-й группы со средним уровнем коммуникативных навыков выражают просьбы, демонстрируют адекватную ответную реакцию, комментируют окружающие события, но не способны описывать свойства предметов, прошедшие и будущие события; используют невербальные средства коммуникации, двух-, трехсловные высказывания, ограниченные ситуацией общения.

    Дети 3-й группы с высоким уровнем коммуникативных навыков активно выражают просьбы, демонстрируют адекватную социальную реакцию в ответ на высказывания, просьбы и действия другого человека; способны комментировать свои действия и действия других; используют развернутую фразовую речь, не ограниченную ситуацией общения [3].

    Группы или типы аутистического дизонтогенеза

    (классификация О.С. Никольской)

    Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от внешней среды характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.

    Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий.

    Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Характерны развёрнутая речь и более высокий уровень когнитивного развития. Низкая способность к эмпатии.

    Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше выражена патология аффективной и сенсорной сфер. На первый план выходят неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах [2].

    Таким образом то, что в норме является основой организации коммуникативно-речевого взаимодействия, для детей с РАС становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции. Кроме того, у всех аутичных детей с разными вариантами проявления нарушений речевой коммуникации встречается недостаточность понимания и осмысления речи.

    Все эти варианты отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при расстройствах аутистического спектра большинство из них имеет специфические и выраженные характерные особенности.

    Комплексно-тематическое планирование

    коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков

    у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

    Возраст обучающихся ─ 7-8 лет.

    Характеристика аутистического дизонтогенеза обучающихся (по О.С. Никольской) - II тип.

    Сформированность коммуникативных навыков обучающихся (по А.В. Хаустову) – 1 уровень.

    Первый этап коррекционного воздействия

    Задачи

    Направления работы/способы реализации

    Приемы/методы работы

    Количество часов в год

    Развитие невербальных компонентов коммуникации

    1. Формирование мотивации к усвоению невербальных средств общения.

    2. Знакомство с невербальными средствами самовыражения.

    3. Развитие кинестетических средств, воздействующих на процесс сотрудничества с взрослым, регулирующих процесс коммуникации.

    4. Развитие оптико-кинетических средств общения (мимики и пантомимики).

    5. Развитие экстралингвистических средств общения (развитие темпо-ритмической стороны речи).

    *Альтернативные (дополнительные) средства коммуникации:

    - визуально-графические

    - объемные репрезентации

    - пооперационные карты

    - пиктограммы

    - фотографии на распознавание дифференцирование и воспроизведение эмоциональных состояний

    * Игры на развитие мимики и пантомимики.

    10

    Формирование базовых компонентов коммуникативной деятельности

    1. Формирование коммуникативной мотивации.

    2. Формирование положительного настроя на занятие (система «положительных подкреплений»).

    3. Создание системы коррекции проявлений негативизма в различных ситуациях.

    4. Развитие умения привлекать внимания людей адекватным способом.

    5. Формирование социальной ответной реакции.

    * Пиктограммы (проблемные ситуации)

    * Элементы куклотерапии

    * Демонстрация фотографий

    10

    Второй  этап коррекционного воздействия

    Развитие невербальных средств общения

    1. Обучение жестам, используемым для передачи информации о предметах, явлениях, признаках окружающего мира.

    2. Введение невербальных средств общения в нерегламентируемую деятельность ребенка.

    3. Углубленное ознакомление с предметами, их качествами,  свойствами и с действиями объектов; развитие умения устанавливать взаимосвязь назначения предметов с его строением через систему символов-операторов.            

    * Комплекс жестов и выразительных движений (развитие понимания со словесной инструкцией и без нее).

    * Выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно.

    * Дополнение фразы жестом или рисованным знаком: развитие мимики и жеста.

    * Жестовое приветствие и прощание: действия с воображаемыми предметами.

    * Воспроизведение позы изображенного на картинке объекта.

    * Ситуативный диалог с использованием мимики и жестов: демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить.

    14

    Развитие коммуникативных навыков

    1. Формирование умения подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей посредством символов-операторов.

    2. Овладение вопросно-ответной формой речи (с помощью символов отвечать на вопросы и задавать их).

    3. Формирование умения выражать различные желания, просьбы, требования, тесно связанные с ситуацией общения (использование зрительной поддержки).

    4. Обучение обращаться за помощью к взрослым в затруднительных ситуациях (с привлечением речи).

    5. Развитие умений подчиняться заданным правилам совместной работы.

    * Моделирование, проигрывание проблемных ситуаций.

    * Использование элементов куклотерапии.

    * Совместное рисование.

    14

    Третий этап коррекционного воздействия

    Развитие коммуникативных навыков

    1. Формирование представлений о правилах общественного поведения и знакомство со средствами реализации потребности в межличностном взаимодействии.

    2. Учить с помощью символов «рассказывать» о событиях из собственной жизни, описывать изображения на картинках.

    3. Продолжать активно использовать коммуникативные навыки: попросить (потребовать), привлечь внимание.

    4. Формирование социальной ответной реакции: выражать согласие, отказ в социально приемлемой форме.

    5. Формирование умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений в игровой деятельности с соблюдением правил совместной работы.  

    * Моделирование

    (проигрывание) проблемных ситуаций с элементами куклотерапии и использованием различных типов пиктограмм.

    * Использование символов.

    16

    Итого:

    64 часа

    Список литературы

    1. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2002.
    2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-е, стер. — М.: Теревинф, 2010. — (Особый ребенок). — 288 с.
    3. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП, 2010. - 84 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами

    Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

    Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

    Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.

    Статья содержит описание практического опыта работы по развитию пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

    Формирование базовых учебных навыков у детей с раcстройством аутистического спектра на занятиях изобразительной деятельностью

    Материал будет полезен для педагогов работающих с детьми инвалидами (психологам, дефектологам  и учителям ИЗО)...

    аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"

    В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР...

    Проблемы чтения и понимания у детей с расстройствами аутистического спектра

    Несмотря на недостаточность пространственного гнозиса и, как следствие, фокусирование на деталях, а не на целом, на проблемы с кратковременной памятью, на неумение выстроить логические цепочки и устан...