Главные вкладки

    Статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) по теме:
    Особенности психологии младших школьников и их влияние на обучение иностранному языку

    Шестак Ксения Викторовна

    Данный материал будет полезен учителям иностранного языка, преподающим в начальном звене. Он содержит психолого-педагогические обоснования проблем при обучении второму языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности психологии  младших школьников и их влияние на обучение иностранному языку

    Работа со школьниками младшего возраста и их обучение иностранному языку предполагает особую психологическую ситуацию. Преподаватель должен знать основы различных видов психологии, как возрастной, так и педагогической, дабы предотвратить и облегчить возможные проблемы. Соответственно, существует надобность формулировки главных психологических функций, с коими педагоги сталкиваются в рамках процесса обучения.
            Важным аспектом организации обучения в младшем звене является овладение учебными навыками. Система формирования не должна иметь строгий алгоритм: нельзя устанавливать ребенку жесткие рамки, нужно сохранять гибкость ума, его самостоятельность и пластичность, особенно при обучении языку, в том числе и иностранному. В начальном звене школьники овладевают операциями учебной деятельности, успешность которой необходима в дальнейших этапах.
             Любое обучение, формирование компетенций необходимо связывать с реалиями жизни, с социумом, правильной, грамотной общественной деятельностью, ориентацией на практику. Также, необходимо формировать навык перехода от урока к внеучебной работе. Вышеперечисленные постулаты – важнейшие функции обучения.
             Цели станут достижимыми при достаточной реализации индивидуального подхода в обучении учащихся начальной школы, так как рассматриваемый этап является фундаментом основ личности, ошибки, совершенные в этот период, являются не допустимыми.
             Существует еще одна функция обучения на первых этапах, четко сформулированная во многих работах психологов-педагогов: функция фундамента при развитии детей, которая зачастую не соблюдается при обучении неродному языку.  Обычный набор знаний, простая передача какого-либо опыта недостаточны, нужна особая последовательность, дозирование, для обеспечения интеллекта ребенка нужным материалом, для оптимального развития его психики.

    Немаловажен вопрос выбора методики обучения языку младших школьников, вопрос целесообразного мотива, вопрос ролей интеллекта, сознания, мышления  ребенка в процессе изучения иностранного языка.

    Ментальная деятельность осуществляет процесс создания и развития иной речевой системы. Данный аспект изучения неродного языка рассматривается с психологической точки зрения. Новая речевая система взаимодействует с уже существующей, ощущает ее интерференцию. Достижение работы двух речевых систем возможно лишь при интенсивном функционировании аппарата речи на начальном этапе изучения языка.

    Теоретическое обоснование концепции формирования речевых навыков владения неродным языком можно найти в исследовании Негневицкой Е.И. Ее наблюдения доказывают, что не механическая память, а природорожденная функция позволяет решить основную проблему в овладении речью в детстве и является психологической основой в данном процессе. Данная функция осуществляет синтез необходимых для обработки речевого потока психофизических свойств. Специфичность данной речевой функции в ограниченности ее деятельности во времени (функционирует до начала обучения в средней школе) и в возможности на базе речевой функции овладеть несколькими языками, разумеется, при наличии разноязычных сред, не смешивающихся друг с другом. Становится понятно, что при прекращении деятельности речевой функции или при интерференции сред, ребенку, так легко чувствующему речь, теперь трудно усвоить второй язык.  

    Ученые утверждают: необходим ориентир на психологию возрастных особенностей  детей при их обучении.  Возможны занятия с детьми 4-9 лет, раньше установленного срока - нецелесообразно, после – такое обучение редко приведет к положительному результату, однако, если учащиеся обладают коммуникативными способностями повышенного или выше среднего уровня, то такой результат возможен.

    В 5-9 лет система родного языка ребенка уже достаточно хорошо сформирована, к изучению иностранного  языка он относится со значительной долей сознательности, поэтому такой возраст является самым оптимальным для начала обучения. Ребенок не владеет большим количеством речевых штампов, способен свободно выражать мысли разными способами,  ему не трудно осуществить коммуникацию на неродном языке.  Школьники с легкостью запоминают небольшие по объему  предложения на языке, воспроизводят их.

    Важным моментом является постепенный переход от игры к учебе, смена ведущей деятельности.  Необходимо помнить, что игра сохраняет свою главную роль до 10-12 лет.  Возможность опоры на игровую деятельность обеспечивает мотивацию речи на языке,  делает осмысленными самые примитивные  высказывания.  Такая игра органически связана с учебной деятельностью и не противоречит ей, ведь, вслед за Коменским: с помощью игры легче осуществляется включение детей в учебную деятельность. При игре внимание ребенка и его память произвольны,  каждая игра имеет правила, требует от ребенка их соблюдения, подчинения своего волеизъявления игровым задачам.

    Младших школьников отличает любознательность, яркое восприятие, неустойчивое внимание и сосредоточенность. Дети не воспринимают длительных монологов учителя,  поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы.

    Мнемоника детей несовершенна, запоминание непроизвольно:  они быстро запоминают ту информацию, что интересна и вызывает эмоциональный отклик.  Условия для  произвольного  усвоения  детьми  лексики и речевых образцов возможно при помощи игровых приемов и в процессе увлекательного взаимодействия детей. Ребят характеризует развитое воображение, его творческий и воспроизводящий характер, наглядно – образное мышление. Они переходят от решения задач к наглядным представлениям о них.

    Младшие школьники способны к проведению простейшего звукового анализа речи, к выделению отдельных звуков в словах. Речь имеет описательный характер, но намечается развитие ее объяснительного аспекта, например, при объяснении правил игры.

    Дети возраста 5-8 лет общительны, любят находиться в группе сверстников.  Они не принимают на себя лично замечания учителя, если те носят общий характер, и применимы ко всему классу. У  детей  также наблюдаются  значительные  индивидуальные различия в психологическом развитии, и на это учителю следует обратить особое внимание.

    Беляев Б.В.  говорил об идее существования двух типов овладения неродным языком: рационально-логического и интуитивно-чувственного.  В  своих экспериментах Кабардов М.К. выявил «коммуникативный»  и  «некоммуникативный»  типы учащихся. Их различия состоят не только в активности первых и пассивности вторых, но и в большей степени в формах протекания этой активности: в яркой внешней  коммуникации,  в активности в познавательной сфере.  В ходе экспериментов были получены следующие данные: для коммуникативного типа характерен больший объем слухового восприятия, оперативной  памяти,  большей скоростью переработки новой информации, актуализации знаний как таковой, словесная беглость,  языковой  анализ.  Такие учащиеся успешны как в условиях непроизвольного, так и произвольного  запоминания.  Учащиеся  второго типа овладения относительно продуктивны при наличии зрительного образа вербального материала.

    Судя  по  результатам  исследования, ребенку младшего школьного возраста присуще сознательное владение языком;  такое оперирование характерно не менее чем для 25% учеников. Следовательно, мыслительные возможности  ребенка вполне смогут обеспечить овладение иностранным языком путем сознательного оперирования им. Этот путь соотносится также с познавательной мотивацией.

    Учеными экспериментально доказано, что наличие или отсутствие способностей к иностранному языку не оправдывает успешность или неуспешность  овладения  им. Любой ребенок способен овладеть иностранным языком, если он этого достичь не может,  следовательно, у него не сформированы требуемые умения, не учтены индивидуальные особенности. В связи с этим нужно более подробно остановиться на трудностях  усвоения  иностранного языка.

    Первая проблема: отсутствие у школьников действенных мотивов овладения иностранным языком. Школьник владеет родным языком, решает с помощью него проблемы общения, удовлетворяет основные интересы,  не чувствует актуальной потребности владения другим языком. В раннем же детстве речевая функция и языковая  среда  имели  достаточно сильный импульс для усвоения языка.

    Актуальными мотивами для  изучения  языка являются:  стремление к общению и расширению его сферы, к углублению сферы познания, интерес к культуре и народу, приятное звучание иноязычной речи. Все мотивы могут быть конкретизированы, объединены, на уроках их нужно заново активизировать,  укреплять,  развивать. Суть данного процесса заключается в том, чтобы органически ввести элементы его будущей жизни в настоящую действительность,  именно в данном случае  мотивы  изучения иностранного языка станут действенными.

    Следующая трудность: владение учащимися родным языком.  Ученики невольно переводят на родной язык смысловые единицы второго языка, осознание им этих единиц достигается посредством родного, а не иностранного языка. При попытке построения речевого  высказывания на неродном  языке  ученик  использует речевые структуры родного языка,  речевой механизм последнего подменяет и вытесняет его.

    Возникает  проблема  ослабления влияния механизма родного языка  в  процессе  освоения иностранного. Следует описать процессы сближения механизмов родного и иностранного языков, которые бы способствовали овладению второго.

    Еще одна трудность: личностные психологические барьеры, неуверенность, стеснительность,  боязнь  ошибок в речи, нежелательных оценок, в связи с частым неуспехом, не стимулирующими отметками и отношением учителя.  Следовательно, необходимо усиление роли таких оценок в процессе обучения иностранному  языку.

    При оценивании учитель должен отмечать положительные стороны в речевых навыках и умениях детей, на таком фоне делать замечания, указывать на недочеты.

    Следующее условие повышения  эффективности   процесса обучения иностранному языку младших школьников состоит в осуществлении процесса обучения на начале  личностно - гуманного подхода. Его суть в том, чтобы настроить ребенка на педагогическое влияние,  сделать своим соратником, дать почувствовать веру в собственные способности,  порадоваться за его успех.  Необходимо  оказать помощь школьнику в преодолении неудач, осмыслении их как временных трудностей, которые можно и нужно преодолевать, создать ситуацию успеха.

    Тем самым, мы выделяем два дидактических требования при организации процесса обучения языку младших школьников. Первое: максимальная  опора на возможность  формирующего обучения, не простое использование сложившихся психических особенностей ребенка, а активное формирование этих особенностей в процессе обучения, что подразумевает и его развивающий характер. Вторым требованием является особая методика обучения, для максимальной  реализации  индивидуальных преимуществ каждого школьника как личности.

    Реализация данных требований оптимальна при обучении рефлексии над двумя языками в единой системе действий и при коллективных формах обучения. Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что раннее обучение иностранному языку обосновано  и  оправдано как педагогически, так и психологически.

    Список литературы

    1. Амонaшвили Ш.A. Психологические особенности усвоения второго языкa младшими школьникaми. // Инострaнные языки в школе. - 1986. – № 2. - с. 24-27
    2. Безуклaдников К.Э. Содержaние и оргaнизация самостоятельной рaботы учaщихся нaчaльных классов в кабинете английского языка во внеурочное время. // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 5. - с. 17.
    3. Бим И.Л.,  Биболетовa М.3.  Возможные формы и содержaние курсов обучения инострaнным языкам в начальной школе. // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. - с. 3.
    4. Боровикова Е.Г. Наглядная программа для младших школьников, изучающих английский язык, и их родителей. Проблемы, поиски, решения. // Иностранные языки в школе.  -1992. - № 2. - с. 14-18.
    5. Верещагина И.Н., Дубровин М.И., Притыкина Т.А. Книга для учителя.  –М.. Просвещение. 1997.
    6. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах. // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 4. С. 54-55.
    7. Данилина Н.Е. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка (на материале зарубежных пособий). // Иностранные языки в школе. - 1990. - №5. - с. 64-68.
    8. Кaрпиченкова  Е.П.  Роль  музыки  и  песен в изучении английского языка. // Инострaнные языки в школе. - 1997. - № 5. - с. 45.
    9. Корнаева З.В. Об отборе коммуникативного минимумa для начального этапа обучения в средней школе. // Иностранные языки в школе. - 1989. –№ 1. - с. 36.
    10. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе aнглийского языка для 1 класса. // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 4. - с. 52.
    11. Серебрякова В.А. О путях повышения интереса учaщихся к предмету. // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 2. - с. 42.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование музыкальных произведений в воспитательном процессе и их влияние на эмоциональное состояние школьников

    Эмоции занимают важное место в жизни людей. Они способны оказывать воздействие на поведение и деятельность человека. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых ле...

    Психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку

    Важным фактором для успешного преподавания   английского языка, является учет психолого-возрастных особенностей детей и выбор соответствующих методов  обучения АЯ в разных возрастн...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

    Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

    НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ

    В данной статье раскрывается вопрос о влиянии нарушений устной речи у младших школьников на овладение ими навыками чтения и письма. Материал рекомендован логопедам, дефектологам и учите...

    Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников.

    Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников. При создании этнопедагогических учебных фотофильмов следует учитывать ...

    Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"

    Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...

    Виды языковых и коммуникативных игр для обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников

    Виды языковых и коммуникативных игрДля обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников...