Главные вкладки

    Обучение детей грамоте в игровой форме.
    материал по логопедии (старшая группа) на тему

    Буклет. Обучение детей грамоте в игровой форме. Старшая группа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_detey_v_igrovoy_forme.doc266.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А.С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу» каждому педагогу необходимо научиться правильно, использовать игру в образовательном процессе.

    В слове есть звуки

    Цель данных ниже игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

    Какое слово задумано?

    Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).

    Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: "Это ...омашка". Дети улыбаются и поправляют его: "Ромашка". Он соглашается: "Я же так и говорю - ...омашка". Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. "Почему у меня получается не так?" - удивляется воспитатель. "Вы не говорите звук р, пропускаете его", - объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (...люч, ...нига, ...тол, ...веток, ...каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель - без первого звука. Педагог их поправляет.

    Эта же игра может быть проведена иначе: воспитатель называет, слова без первого звука, но не показывает картинку: ...ак. Дети отгадывают, какое это слово: рак, мак, бак, лак, - ...ук - лук, жук, Мук, бук, сук

    Какой звук потерялся?

    Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: "Подготовлен ...амолет, он отправится в полет". В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его". Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолет был пропущен звук с и что со звуком будет так: "Подготовлен самолет, он отправится в полет".

    Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах: "Наша Таня ...ромко плачет, ...ронила в речку мячик"; "Наша ...аша маленька, на ней ...убка аленька"; "Зайку ...росила хозяйка, под дожде... остался ...айка". Дети восстанавливают пропущенные звуки.

    При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки-добавлялки (см. приложение), несложные стихотворные тексты.

    Найду тебя по имени

    Игра проводится так же, как и предыдущая, только вместо слов, выбираемых произвольно, дети громко, отчетливо называют свое имя, и откликаются им ребята, чье имя похоже (рифмуется) с названным. Например, Юра - Шура, Майя - Рая - Тая и т. д.

    Детям, оставшимся без пары, воспитатель предлагает про вести по своему желанию какую-нибудь общую игру со всеми.

    Что собрали братья?

    "Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного был звук в, а в имени другого - звук о. Как их звали? Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук к ("земляника, клубника"), а Коля - грибы тоже со звуком к. Какие грибы оказались у девочки в лукошке? Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и Колю фруктами, в их названиях были звуки б, к, о".

    Какой звук есть во всех словах?

    Воспитатель произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает: "Какой звук есть во всех этих словах?" Дети называют: "Звук ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ; коса, усы, нос - с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа - л; липа, лес, соль - ль; рыба, ковер, крыло - р; рис, крепость, букварь - рь.

    Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

    Уважаемые родители!

    "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

    В. А. Сухомлинский

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

    группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

    Обучение грамоте детей в игровой форме.

    Учитель-логопед

    Семено Л.В.

    Югорск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Путешествие на луну" Обучение грамоте в игровой форме

    «Путешествие на луну»Обучение детей грамоте в игровой формеЦели :Закреплять понятие «согласный звук». Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Развивать мелкую моторику, зрите...

    Обучение детей грамоте в игровой форме

    Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, логопедам и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Представленные в книге заб...

    Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

    Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

    "Использование игровых приёмов и методов в обучении детей грамоте в домашних условиях"

    Консультация для родителейВнедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры в...

    Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

    Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ (методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму).

    Быкова И. А.Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позв...

    «Обучение детей грамоте в игровой форме»

    Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте в игровой форме»...