Главные вкладки

    Конспект классного часа для 3 класса "Умеем ли мы дружить?".
    классный час (3 класс) по теме

    Петрова Ольга Вячеславовна

    Классный час проводится в виде беседы с элементами игры(в парах, в группах),художественного чтения ,рассматривания ситуациий из литературных произведений, с творческими заданиями.Особое внимание уделяется  размышлениям  над пословицами и составлению значимых законов дружбы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_klassnogo_chasa_dlya_3_klassa.docx39.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект классного часа для 3 класса.

    «Что такое дружба?»

    Цель: способствовать сплочению ребят в группе.

    Задачи:

    • раскрыть ,уточнить и расширить  значение дружбы;
    • развивать познавательную активность, чувство взаимопонимания, поддержки;
    • формировать умения находить общий язык с окружающими, нравственные качества ( умение дружить, беречь дружбу), положительные эмоции, наблюдательность, вести дискуссию;
    • воспитывать  чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, взаимоуважение, стремление совершать добрые дела.

    Оборудование:

    • макет почтового ящика;
    • бумажная ромашка;
    • 6 мячей;
    • таблички с надписями;
    • пословицы о дружбе в конвертах (перепутались слова);
    • отрывки из литературных произведений (стихи, рассказы, ситуации);             записи песен о дружбе («Улыбка», «Настоящий друг», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь»,  «Как здорово , что все мы здесь сегодня собрались»).

    Форма проведения: беседа с элементами игры, художественного чтения.

    План проведения:

    1.Вступление.

    2.Предварительная беседа( ответы на вопросы).

    3.Основная часть.

    4.Обобщение.

    5.Подведение итогов.

    6.Творческое задание.

    Ход классного часа.

    /Звучит песня  «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»./

    1.Вступление.

     Попробуйте догадаться о чем мы сегодня будем говорить.

    Давайте отложим дела на потом,

    О дружбе расскажем, о дружбе споем,

    Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

    Подарит нам радость, согреет теплом.

    Правильно. Мы сегодня поговорим о дружбе. Постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить. Поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают обрести друзей, стать настоящим человеком.

    2.Предварительная беседа.

    На доске: «Друг-это тот, кто…».

    -Кто такой друг?

    -Кого вы называете своими друзьями?

     -Как вы относитесь к своему другу?

    -Что вам нравится в вашем друге?

    -А за что вы обижаетесь на своего друга?

    -Помогали ли вы другу в трудную минуту?

    -Каким бы вы хотели видеть своего друга?

    -Что такое дружба?

    3.Основная часть.

    1)Владимир Иванович Даль в своем  «Толковом словаре» приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь» (без выгоды стойкая симпатия). Что же такое бескорыстие? Это вам поможет понять отрывок из рассказа «Ни за то и ни за это».

    Костя сделал скворечник и позвал Вову.

    -Посмотри, какой птичий домик я сделал.

    Вова присел на корточки.

    -Ой, какой! Совсем настоящий ! С крылечком! Знаешь, что Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

    -Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

    Что же такое бескорыстная дружба? Можно ли назвать бескорыстной дружбой у героев  следующих стихотворений? Почему?

    Требуется друг.

    Все живут, не тужат , а со мной не дружат.

    Бант у Кати расписной, красные колготки

    И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

    Мы же одногодки. Мы, как две сестрички,

    Мы как две голубки из одной скорлупки».

    Я шепчу: «Но ты учти - ты во всем должна идти

    Другу на уступки».

    Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

    Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,

    И девчонок свита.

    Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

    Все пятерки до одной у Светловой Нади.

    Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

    Мы с тобой поладим:

    Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать».

    А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

    Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

    Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

    Почему никто не хотел дружить с этой девочкой?

    Сонечка.

    Тронь ее нечаянно - сразу:

    -Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул!

    -Ой, я укололась, - слышен Сонин голос.

    -Мне попало что-то в глаз,

    Я пожалуюсь на вас!

    Дома снова жалобы: - Голова болит…

    Я бы полежала бы – мама не велит.

    Сговорились мальчики: - Мы откроем счет.

    Сосчитаем жалобы - сколько будет в год?

    Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

    Жадина.

    Кто держит конфету свою в кулаке,

    Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,

    Кто, выйдя во двор, никому из соседей

    Не даст покататься на велосипеде,

    Кто мелом, резинкой, любою безделицей

    В классе ни с кем никогда не поделится?

    Имя тому подходящее дадено,

    Даже не имя, а прозвище: Жадина!

    Жадину я ни о чем не прошу,

    В гости я жадину не приглашу.

    Не  выйдет из жадины друга хорошего,

    Даже приятелем не назовешь его.

    Поэтому честно,  ребята, скажу:

    С жадными я никогда не дружу!

    2)Каким же должен быть настоящий друг?

    Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить  или просто погулять.

    Друзья-товарищи.

    День стоял веселый раннею весной.

    Шли мы после школы - я да ты со мной.

    Куртки нараспашку, шапки набекрень-

    Шли куда попало в первый теплый день.

    Шли куда попало - просто наугад,

    Прямо и направо, а потом назад.

    А потом обратно, а потом кругом,

    А потом вприпрыжку, а потом бегом.

    Весело бродили я да ты  со мной,

    Весело вернулись к вечеру домой.

    Весело расстались - что нам унывать?

    Весело друг с другом встретимся опять!

    Как вы понимаете в этом стихотворении хорошо ли друзьям вместе? Почему?

    3)Для настоящей дружбы расставание не помеха. Можно письмо написать.

    Как вы чувствуете себя в разлуке со своим другом?

    4)В жизни часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не поняли, напрасно обидели. Что не хватает для взаимопонимания? Правильно ли мы оцениваем своих товарищей, знаем их, умеем ли верно судить о людях.

    Игра «Словесный портрет».

    Составляем словесный портрет (внешность, манеры…) одного из детей группы и отгадываем, кто это. Вы должны узнать, о ком идет речь, оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ребенка.

    Игра «Умеешь ли ты наблюдать». /Работа в парах./

    Посмотрите на своего соседа за партой. Попробуйте определить, в каком настроении он, как он  себя чувствует, о чем думает, что его тревожит. Обменяйтесь своими наблюдениями.

    Способны ли вы по движению лица , позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания?

    Игра «Кто это».

    Выбираете человека, не называете его по имени, перечисляете его качества и внешние признаки.

    5)Каких людей не любят? Почему у некоторых дружить не получается? Что мешает таким людям?

    У русского народа есть  мудрое изречение: «Себялюб никогда не люб». Такого человека мы еще называем эгоистом. Ему тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, утешение и поддержки ему найти не у кого - у него нет друзей.

    Как ведут себя драчуны перед схваткой? Кого они напоминают в этот момент?

    Мы - друзья.

    С виду мы не очень схожи:

    Петька толстый - я худой,

    Не похожи мы, а все же

    Нас не разольешь водой!

    Дело в том, что он и я-

    Закадычные друзья!

    Все мы делаем вдвоем:

    Даже вместе…отстаем!

    Дружба дружбою,  однако,

    И у нас случилась драка…

    Дрались честно,

    Как положено друзьям:

    -Я как стукну!

    -Я как тресну!

    -Он как даст!

    -А я как дам!

    Скоро в ход пошли портфели.

    Книжки в воздух полетели.

    Словом, скромничать не буду-

    Драка вышла хоть куда!

    Только смотрим - что за чудо?

    С нас ручьем бежит вода!

    Это Борькина сестрица

    Облила нас из ведра!

    А она еще смеется:

    -Вы действительно друзья!

    -Вас водой разлить нельзя!

    Как же научиться обходиться без кулаков и драки?

    6)Почему бы нам не говорить учтивые и приятные слова так же легко и естественно как спрашиваем «Который час?».

    Игра «Вежливые слова».

    -Назовите слово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю).

    -Назовите слово, которым можно приветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть).

    -Назовите слово, которым можно попросить прощение (прости, извини).

    -Назовите слово-обращение с просьбой (будьте добры).

    Много хороших слов встречается в приветствиях, пожеланиях. А что они означают?  /Звучит песня «Улыбка»/.

    Добро пожаловать!       Вежливое приветствие и приглашение.

    В добрый час!                Пожелание  удачи, благополучия при начале дела.

    В добрый путь!              Пожелание тому, кто уезжает.

    Вспомните, а как часто вы употребляете добрые (волшебные) слова?

    7)Говорить добрые слова, совершать добрые поступки - не подвиг, не обязанность-необходимость для культурного человека, как есть, спать, быть опрятным.

    А что такое «добро»? Приведите примеры.

     А что такое «зло»? Приведите примеры.

     Люди могут творить и добрые и злые дела. Когда в жизни вы встречаете добро, а когда зло? Чего на земле больше: добра или зла? Нам в  этом помогут узнать старинные весы. На одну чашу весов будем класть «зло», на другую «добро».

    /Таблички с надписями: зависть ,жадность, грубость, предательство, ложь; вежливость, помощь, жалость, внимание, сочувствие./

    Чтобы победить зло, надо чтобы перевесила чаша весов с добром.

    /Дети подходят по одному, говорят о своем добром поступке и кладут свою «капельку»/

    Так и в жизни капельки добра превращаются в ручей, потом в реку и в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

    Игра «Добрые и злые герои в сказках».

    Я называю сказочного героя. Если добрый герой, вы хлопаете в ладоши. Если злой герой - не хлопаете.

    Доброта очень нужна и нам, и близким, и друзьям и тем, кто нас окружает. Она согревает всех как солнышко.

    8)Русским народом всегда ценилась доброжелательность. Слышали ли вы такие выражения. Что они означают?

    Дать добро.                      Дать согласие, разрешение, одобрение на что-либо.

    Получить добро.             Получить разрешение , одобрить, согласие на что-либо.

    Хорошее слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Только ли добрые слова нужны людям  для дружбы?

    Не только слова, но и дела должны быть добрыми. А еще вам необходимо помнить: начатое дело надо доводить до конца.

    Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать ( в школе, дома, на улице, в транспорте, на природе)?

    Какое чувство вы испытываете,  делая доброе дело? (Делать добро приятно, радостно.)

    9)Какого человека называют добрым?

    Добрый человек-это тот, кто любит людей, готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, помогает выжить животным  зимой. Старается  аккуратно одеваться, быть вежливым в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек всегда окружен людьми.

    Послушайте  и подумайте, почему Вова не разговаривал со Славой несколько дней?

    Ситуация 1«Чепуха, а не марки…»

    Папа подарил на день рождения Вове новые марки. Он показал их  своему приятелю Славе и радостно сообщил:

    -Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?

    -Да у тебя таких навалом! - захохотал Слава.- Что в них особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу?

    Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал…

    Ситуация 2«Давай, давай, рассказывай…»

    За несколько минут до урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

    -Чего это у тебя глаза на мокром месте?- громко закричала Катя.

    -Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну-ну , давай рассказывай!- подскочила к ней Наташа.

    -Что случилось? Почему слезы? – закричали все.

    Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

    Что ребята сделали не так?

    Трудно ли быть добрым? Что для этого надо иметь? (добрую душу, доброе сердце)

    /Стихотворение А. Л. Барто  «Вовка -добрая душа»./

    10)Что вы ждете от других? (внимания, заботы, теплоты, понимания)

    Бывает ли у вас так, что о чем-то просят, а времени нет. Как поступить в таком случае?

    Достается не дешево

    Счастье трудных дорог.

    Что ты сделал хорошего?

    Чем ты людям помог?

    Делать людям хорошее -

    Хорошеть самому.

    Невоспитанность и грубость не делают человека старше, лучше.

    /Стихотворения А. Л. Барто «Признание», «Любочка»./

    Какая Люба на самом деле?

    Поступай с другими, так  как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой. Мы  можем  обойтись без многого, но не без людей.

    11)Настоящие друзья радуются за друзей.

    Назовите своих друзей. Расскажите, каким успехам своих друзей вы рады.

    /Звучит песня «Если с другом вышел в путь»./

     Как важно быть добрым по отношению к окружающим, справедливым, честным, вовремя помочь. Насколько важно уметь слушать своих товарищей, работать дружно.

    Игра «Передай мяч».

    Вы передаете мяч своему соседу. Постарайтесь не уронить мяч и как можно быстрее передать от первого до последнего участника и обратно.

    12)Игра «Собери из слов»./Пословицы о дружбе./ Работа в парах(в группах).

    /Звучит песня «Вместе весело шагать»./

    • Доброе слово и кошке приятно.
    • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
    • Нет друга - ищи, а нашел - береги.
    • Друг познается в беде.
    • Спешите делать добро.
    • Доброта лучше красоты.
    • Без друга на душе вьюга.
    • С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
    • Верному другу цены нет.
    • Человек без друзей, что дерево без корней.
    • Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
    • Дружба дружбой, а  служба службой.
    • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
    • Старый друг лучше новых двух.

    Как вы понимаете смысл каждой пословицы? Приведите свои примеры.

    4.Обобщение.

    Впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми, чтобы сделать нашу жизнь и планету Земля красивой. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми.

    Как вы думаете, что значит быть хорошим другом?

    Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание?

    Почему распадается дружба? По каким причинам это происходит чаще всего?

    Чаще всего дружба бывает крепкой и долгой, если  одинаковые интересы, вкусы, игры, занятия, если не эгоисты.

    В общении большое значение имеют умения принять человека, таким какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на его место в той или иной ситуации. Не забывайте ,что каждый ваш поступок ,желание отражается на окружающих. Проверяйте свои поступки вопросом: Не делаю ли я зла людям?

    Взаимопонимание-согласие взглядов , стремлений ,умение договориться , не конфликтовать при общении , умение думать перед тем как, что-то сделать или сказать.

    5.Подведение итогов.

    О чем говорили сегодня? Важно ли, чтобы человек умел дружить?

     В чем это помогло сегодня  вам?

     Кто такой друг? Друг, приятель, товарищ - одно ли значение у этих слов? Чем отличаются эти слова друг от друга?

     Что значит дружить? Есть ли определенные правила дружбы?

    Игра «Ромашка».

    Каждый называет самое необходимое качество для дружбы и записывает его на лепестке ромашки. На каждом лепестке по одному качеству, без которого дружба невозможна.

    /Дети по желанию выходят к доске, на которой прикреплена ромашка и записывают слово ( прикрепляют лепесток со словом). Звучит песня «Настоящий друг»./

    Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Какие наиболее значимые для всех законы дружбы?  Перечислим вместе.

    • Умей с другом разделить радость.
    • Помогай другу в беде.
    • Умей принять помощь, совет ,не обижайся на критику.
    • Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
    • Не смейся над недостатками друга.
    • Останови друга ,если он делает что-то плохое.
    • Не обманывай друга.
    • Не предавай своего друга.
    • Относись к своему другу ,так как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

    6.Творческое задание.

    Рисунки на тему «Мой лучший друг».

    Волшебный почтовый ящик.

    Ребята, напишите пожелания своим друзьям. А потом раздадим им «записки дружбы».

    Наш  классный час окончен. Всем спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

    Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

    Конспект классного часа по формированию эмпатийного поведения на тему «Делать добро спешите! »

    Цель: Формирование доброжелательного (эмпатийного) поведения Задачи:Учить детей понимать чувства, переживания другого человека; продолжать знакомить с полярными понятиями «»Добро  и «З...

    Конспект классного часа для 1 класса " Здравствуйте, птицы!"

    Конспект классного часа1  класс Здравствуйте, птицы! Цели и задачи: уточнить представление о птицах; расширить знания об особенностях пернатых; развивать умение наблюдать; воспитывать б...

    Конспект классного часа "Компьютерные иры за и против"

    Внеклассное мероприятие "Компьютерные игры за и против"...

    конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила"

    Конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила" в форме игры "Звёздный час"...

    конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

    Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....