Модель обновленного педагогического образования
Автор предлагает свои разработки модели педагогического образования, основанной на принципах «учитель как творческая профессия» и «автономия учителя», принцип «рефлексивного учителя». Эти принципы наиболее полно соответствуют вызовам современности учителю.
Материал из статьи "Философские основания содержания современного педагогического образования", «Человек и образование», № 3, 2015 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Вызовы. К вызовам современности, которые вынуждены учитывать в своей деятельности учителя, относят радикальные изменения глобальной среды: в сферах экономики, цифровых технологий и коммуникаций, культурного, этнического и социального многообразия и окружающей среды.
Так, в экономике в требованиях к результатам образования вышли на первый план качества работников в аспектах "гибкости и мобильности", «обучаемости», "межличностного общения», «сотрудничества", "системного мышления", «критического мышления», «способности справляться с неопределенностью», "универсальных компетенций и навыков", "ориентации в различных знаниевых сетях", "приспосабливаемости к технологическим изменениям и моделям организации работы".
Влияние цифровых технологий и интернета сказалось в тенденции замещения властных отношений и вертикальных структур сетевыми отношениями и структурами.
Многообразие всех видов вызвало потребность в развитии у членов общества большей открытости, способности к диалогу, умения замечать и учитывать собственную субъективность и предвзятость.
Экологические проблемы потребовали особого внимания к мировоззренческому фундаменту образования, к расширению потребительских позиций, к выработке у учащихся позиций всеобщей ответственности.
Также хочется выделить в качестве вызова еще одну проблему: в условиях общества потребления, вошедшего в XXI в. в измерения существования информационного общества, возрос уровень информационной зависимости и манипулируемости масс, что должно пониматься как ключевой вызов образованию в целом, и современным педагогам, преподавателям, в особенности.
Реакцией на вызовы современности являются преобразования и реформы образования, поиск новых моделей педагогического образования.
Тенденции в педагогическом образовании. Современное педагогическое образование в условиях вызовов и реформ обнаруживает несколько основных тенденций, которые, по мнению исследователей, вряд ли могут быть легко совмещены в одной модели.
1) Бихевиористская парадигма, в рамках которой педагогическое образование основывается на позитивистской теории познания. Обратим внимание на связь этой парадигмы, подразумевающей в позитивистском ключе «опору на факты», с определявшей реформы моделью «базовых знаний». В этой парадигме особое значение получило развитие у обучающихся заранее определяемых и поддающихся наблюдению педагогических навыков.
2) Личностностная (персоналистическая - personalistic) парадигма педагогического образования, укорененная в феноменологической эпистемологии, сосредоточена на личностностном росте будущих учителей и предполагает, что знания и навыки, которым следует обучать, не могут быть предопределены. Здесь считается, что действия учителей и создаваемая ими среда зависят в большей степени от смыслов и целей учителей.
3) Традиционная/ремесленная парадигма, в которой обучение рассматривают как ремесло, которое передается будущим учителям от учителей-экспертов. Эта парадигма схожа с бихевиористской.
4) Парадигма ориентированного на исследование педагогического образования имеет своей основной целью - помочь будущим учителям в развитии их потенциала к рефлективному действию и их склонности к критическому исследованию.
Личностностная парадигма представлена многими авторами, следующими гуманистической педагогике, и в определенном смысле с ней сближается культуроцентрический подход к определению содержания образования, утвердившийся в русской школе педагогики, развитый еще С.И. Гессеном, состоящий в том, что образование содержание определяется принципом культуросообразности (образование – посредник между человеком и культурой) [5, С. 185-195].
Ключевые принципы содержания педагогического образования в модели автора
1. Первый базовый принцип предлагаемой автором модели – понимание учителя как творческой профессии и, соответственно, профессиональной подготовки педагога - по модели творческих профессий.
2. Следует принять в расчет, как вызовы современного мира, стоящие перед образованием в целом, влияют на изменение содержания образования.
Проблема содержания образования имеет длительную историю, разворачивающуюся со времен Рамуса (1515 – 1572) до ее осмысления в наши дни, и охватывает многие проблемные области. И как таковая, эта проблема, требует особого обсуждения. Для содержания педагогического образования необходимо учитывать тенденции сдвига его от предметного принципа к проектному, от урочных рамок – к тем, которые сочетают урочное освоение содержания с внеурочным. Осмысление проблемы содержания выявляет необходимость для будущих учителей способности строить содержание а) самостоятельно; б) индивидуализировано (исходя из конкретного коллектива учащихся и отдельных учеников); в) не онтологически (как охват сферы бытия), но системно-деятельностно (как создание опыта и выработка качеств - "универсальных компетенций и навыков", «обучаемости», «сотрудничества", "системного мышления", «критического мышления» и т.д.); г) творчески (исходя из конкретной ситуации и возможностей учителя); д) ценностно (в направлении к выработке не потребительских позиций, но всеобщей ответственности и т.д.) и е) насколько возможно целостно (с неразорванной мировоззренческой картиной). На такую способность будущего учителя (уже сейчас востребованную в школах) и должно быть ориентировано содержание педагогического образования.
3. Мы видим, что большей части сформулированных вызовов современности относительно образования вполне соответствует декларируемый сегодня в мире и утверждаемый в реформах российского образования переход от предметно-ориентированной модели информационно-знаниевой (сциентистской) парадигмы к личностно-ориентированной модели гуманистической парадигмы, требующей субъект-субъектного педагогического взаимодействия, ставящей ученика в центр внимания, признающей его (ее) автономию.
Что, однако, не было осознано и сохранилось от прежней парадигмы и при новой образовательной политике, - это инструментальная позиция учителей, которая неминуемо опирается на "инструментальный разум". А что можно прогнозировать в той ситуации, где учитель не имеет в собственном опыте иной профессионально-личностной позиции, помимо инструментальной? Что он(а) будет опредмечивать саму "субъектность" учеников (делать ее предметом планирования, педагогических технологий и т.д.), а их автономию всячески инструментализировать.
Очевидно, что для обновленного образования, как оно понимается в своих новых целях и содержаниях, требуется не «просто исполнитель», но иная личность учителя, которая невозможна без развитой субъектности и активизированного самосознания учителя. Так, модель непрерывного педагогического образования должна опираться на принципы субъектности и активного самосознания учителя (по сути, составляющие «автономии учителя»).
4. Исходя из обсуждавшихся выше идей, лежащих в основе реформ, и из различных тенденций педагогического образования (складывающихся в них «парадигм», «ориентаций», «подходов»), видится конфликт основных направлений, сложившейся при переходе образования от предметно-ориентированной модели. Согласно авторской концепции, следует говорить о двух направлениях: доминирующем менеджеристском, ориентированном на эффективность, преимущественно, в экономических смыслах, и о том, которое должно быть названо «подлинно гуманитарным».
«Подлинно гуманитарное» («человеческое») направление противостоит менеджеристскому и утверждает принципиальную несводимость человека в человековедческих областях знания, таких, как педагогика, к описаниям по позитивистскому/ научному образцу – путем «фактических законоподобных обобщений».
В итоге для учителя оказывается неминуемо необходимо противостоять моделям складывающейся менеджеристской парадигмы.
Обоснования, предложенные в п.1, 2 и 3, ведут к формулированию принципа «автономия учителя» как базового для современной модели педагогического образования, который неразрывно связан с принципом «педагогического сообщества», что, соответственно, предполагает профессиональную подготовку педагога по модели «автономии учителя» и «обучающегося педагогического сообщества».
5. Как ответ на вызовы информационных технологий и роста зависимости и манипулируемости масс, в базовые принципы модели должно войти требование не только уметь системно, междисциплинарно и творчески работать с информацией, но и особое внимание к культивации в педагогическом образовании рефлексии, само-рефлексии, в частности, в аспекте критического мышления, с нацеленностью на самореализацию человека. Эти требования прослеживаются и в обсуждавшихся выше тенденциях современного педагогического образования.
Базовый принцип модели – «рефлексивный учитель», означает включение в профессиональную подготовку педагога обучения критическому мышлению, рефлексии и само-рефлексии в контексте самоактуализации человека, его личностных смыслов.
Очевидно, что принципы: «учитель как творческая профессия»; «автономия учителя»; «обучающееся педагогическое сообщество»; принцип «рефлексивного учителя» взаимосвязаны как элементы системы.
Таким образом, Curriculum (или фундаментальное ядро содержания педагогического образования) данной модели должен включать следующие предметные зоны (в пропорциях примерно по трети учебного времени – как в ВУЗах, так и в постдипломном педагогическом образовании):
I – практический педагогический тренинг (подобно тренировкам музыкантов и художников в этюдах), воплощающий принцип «учителя как творческой профессии»;
II – предметная зона «педагогической личности» (подобно введению в соответствующую область культуры и творчество);
III – предметная зона области специализации.
В распределении содержания по этим зонам решается тем или иным образом вопрос о соотнесении теории и практики в педагогическом образовании. Исходя из принципа «учитель как творческая профессия», здесь вообще не должно быть «чистой теории» (таковую можно преподавать будущим педагогам-ученым).
I . То, что в бихевиористской и традиционной/ремесленной парадигмах понимается как важнейший принцип – опора на «то, что работает», в нашей модели мы предлагаем рассматривать как «технику», то есть начальное условие, необходимое для творчества. И также «профессиональная способность» учителя видится необходимым условием его (ее) автономии.
Под «педагогическим тренингом» мы подразумеваем здесь не те курсы, что зачастую включают лекции преподавателей и проекты студентов, но полностью практические занятия, подобные тренингам в жанре деловых ролевых игр, с поэлементной отработкой применительно к учебно-воспитательным ситуациям навыков: общепедагогических, организаторских, проектировочных, коммуникационных, лекторских, модераторских, фасилитаторских, конфликтолого-переговорщицких, игровых и т.д. При этом, возможно, что цели таких курсов, как «Педагогическая риторика» и др., осуществимы именно в тренингах педагогически-риторических навыков. Занятия, на которых студенты в группах разыгрывают роли и обучаемых, и обучающих, могут вести разные педагоги-практики высокой квалификации, по собственному разумению включая те или иные элементы в программу тренингов или же составляя ее в сотрудничестве с педагогами-учеными. Эта зона обучения должна включать также с самого начала «погружения» в образовательную и воспитательную деятельность (организацию олимпиад, фестивалей, игр, выездных или городских лагерей, работу социальных служб и благотворительных организаций, работающих с детьми) и, наконец, предпрофессиональную практику. Принцип «обучающегося педагогического сообщества» должен прослеживаться во всех видах практических занятий.
II . Поскольку творческая профессия несводима к владению навыками, а требует творческой личности, предметная зона «педагогической личности» должна включить курсы, служащие развитию личности педагога - расширению горизонтов педагогического мышления и чувствования; вводящие в феноменологию творчества (что в творческих профессиях традиционно делают через историю искусства и личную передачу опыта наставников) и в соответствующую область культуры: в данном случае – в педагогическую культуру.
Традиционно эту зону в педагогическом образовании представляли курсы педагогики, психологии, истории философии, этики, социальных наук, антропологии, религиоведения, культурологии и т.д. Их отличие от имевшегося содержания в предлагаемой модели состоит в направленности.
Если прежде это была направленность на ознакомление с теорией (педагогики, психологии, философии и т.д.), то в нашей модели речь идет о направленности на личностное развитие и самоактуализацию будущего педагога. Возможно, эта проблема может решаться путем жанрового уточнения курсов как «практикумов» («Практикум психологии учительской деятельности»; «Практикум философии образования», ставящий особой целью развитие критического мышления педагогов; «Практикум рефлексии и саморефлексии в образовании», «Практикум педагога-исследователя» и т.п.), - так они смогут служить развитию субъектности будущих учителей, стимулировать, поддерживать, обогащать самосознание учителя. И именно в рамках этой предметной зоны должна составить особую область в содержании и методологии педагогического образования работа с профессиональными мотивациями будущих учителей, возможно, в рамках «практической философии образования», вводных курсов в профессию и т.д.
III. Предметная зона области специализации. Предметы специализации должны охватывать два уровня: 1) широких перспектив научной (или культурной) области данного предмета, ведущих к выработке обучающимися концепции современной картины мира; 2) перспективы данного предмета как учебного, в его специфической миссии.
Согласно принципу модели, относящемуся к вызовам информационного общества – для выработки умений системно, междисциплинарно и творчески работать с информацией, необходимо по возможности вводить комбинированную специализацию, сочетающую больше, чем один предмет («история и география», «английский язык и информатика» и т.п.). Этот подход к построению содержания педагогического образования также чрезвычайно значим и для будущей защиты учителей от профессионального выгорания: «второй» и «третий» предметы дадут возможность педагогам периодически менять свой профиль работы, а обновление ситуации крайне способствует возрождению творческой способности.
В связи с обсуждаемым подходом добавим еще одну стратегию: сочетание в содержании программы обучения студентов разных специальностей интеллектуальных предметов специализации с телесными практиками (помимо разных видов спорта и игр это танцы, бодибилдинг, боевые искусства, йога, оздоровительные комплексы и т.п.) Эта стратегия имеет следующие причины: во-первых, в прикладном плане - с точки зрения возможного использования во внеурочной деятельности, а также в глубоком смысле – в ответ на вызов виртуализации современной жизни в качестве базы для усиления внимания к телесности в образовании в целом.
Помимо учебных курсов педагогических вузов и постдипломного педагогического образования, принцип «обучающегося педагогического сообщества» подразумевает всевозможные формы самоорганизации учителей, начиная с учительских семинаров и конференций по модели проводившихся автором в ИПООВ РАО в 2013-2015 гг. (Проект «Философии учителя») и включая развитие в России направления "рефлективного преподавания", проводимого как личное наблюдение-исследование деятелей образования.
