Главные вкладки

    Урок развития связной речи в 3 классе
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Филиппова Марина Анатольевна

    Урок развития связной речи в 3 классе. Подготовка к изложению текста-описания "Лось".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_razvitiya_svyaznoy_rechi_v_3_klasse.docx20.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития связной речи в 3 классе.

    Тема. Подготовка к изложению текста – описания «Лось».

    Цель: Подготовить учащихся к написанию изложения текста – описания «Лось».

    Задачи:

    1. Формировать  умения определять  тип  речи,  тему,  идею, делить  текст  на  части и  составлять  план.
    2. Формировать  умения  составлять  текст  на  основе  авторского.
    3. Развивать орфографическую зоркость.

         

                                                      Ход  урока.

    1. Актуализация  знаний.
    2. Структурный   анализ  текста.
    1. Работа с текстом.

    На  партах  лежат  конверты с текстами. Достаньте из конвертов «Секретики»

    1. а) чтение текста про себя.

    Лось.

           В  лесной  тишине  послышался  хруст  снега.  На  поляну  вышел  лось.  Он  обитает  в  сибирской  тайге  и  в  наших  лесах.  У  лесного  великана  длинная  горбоносая  морда.  Он  тяжёлый  и  грузный, а  ноги  высокие  и  стройные.  Ему  не  страшны  болота  и  снега.  Зимой  лось  ест  ветки  и  осиновую  кору.  Летом  он  питается  болотными  травами.  Тяжёлые  и  широкие рога,  острые  копыта  защищают  его  от  врагов. Лось – лесной  и  мирный  житель.

    -Что вы прочитали? Докажите.

    (Прочитали  текст.  Предложения связаны друг с другом  по  смыслу. Можно выделить тему и идею, есть заголовок)

          б). Словарная  работа.

    Обитает – живёт

    Хруст снега – треск  чего- либо хрупкого, ломающего

    Сибирская тайга – густой лес, труднопроходимый

    Горбоносая морда – с выпукло – прогнутой верхней линией морды

    Грузный – тяжеловесный, громоздкий

    Великан – большой, огромный

            в). Чтение текста вслух.

    Вопросы по содержанию.

    - О чём  этот  текст? (тема)

    ( О лосе, О лесном  великане, Описание лося)

    - Где  лось  обитает?

    ( Лось  обитает  в  сибирской  тайге  и  в  наших  лесах)

    - Чем  питается  лось?

    (Зимой лось  ест  ветки  деревьев и  осиновую  кору.  Летом  он  питается  болотными  травами.)

    - Что  защищает  его  от  врагов?

    (Тяжёлые и широкие  рога, острые  копыта защищают его от врагов.)

    - Определите тип речи.

    ( Это текст - описание.)

    - Докажите. ( Можно использовать памятку)

    - В начале текста  есть  предмет  описания. ( На поляну вышел лось.)

    -Остальные слова и предложения называют  признаки этого предмета. ( Лесной великан,  длинная горбоносая морда, он тяжёлый и грузный, ноги высокие и стройные,  тяжёлые и широкие рога, острые копыта)

     -Последнее предложение завершает текст, то есть -  вывод)

    (Лось – лесной и мирный житель)

    г) Чтение текста про себя. Деление текста на части.

    1ч. Как появился лось.

    2ч. Признаки лося.

    3ч . Вывод.

    Составление плана. Озаглавливание.

    1ч. Появление лося.

    2ч. Описание лося.

              А) где обитает

              Б) внешний вид

              В) чем питается

              Г) что спасает от врагов

    3ч.  Лось – лесной и мирный житель.

    Физминутка про лося.

    III. Языковой анализ текста.

    - Какова тема текста? (О лесном великане)

     -Какова идея? ( Лось – лесной и мирный житель)

    - Какие слова помогли автору раскрыть тему и идею? ( В тексте много прилагательных, при помощи которых можно правильно описать предмет)

    - Продолжаем работать с текстом.

    1ч. Появление лося.

     1-2 предложение представляет  нам  предмет описания.

    В лесной тишине – в лесу тихо

    Хруст снега – на что указывает, к чему нас готовит?

    (Сейчас появится кто – то тяжёлый)

    На поляну – нам будет хорошо его видно

    2ч. Описание лося.

    1пр –е.

    Он – о ком идёт речь? О лосе  (чтобы не повторяться)

    Обитает – как по – другому? ( живёт)

    В сибирской тайге – густой лес, дикий, труднопроходимый

    2 пр-е.

    У лесного великана – большое животное

    - Почему морда, а не лицо? ( У животных – морда)

    Горбоносая – нос горбом (указывает на форму носа)

    3 пр-е.

    Он – лось

    А – сравнение, противопоставление

    ( Тело тяжёлое и грузное, а ноги стройные и высокие)

    4 пр-е.

    Ему – лосю

    Не страшны - не боится, не опасается

    - Почему именно болота и снега? (  В лесу встречаются не только сухие места, но и болотистые. Лось не впадает в спячку, ходит по лесу зимой)

    5 – 6 пр- е.

    Зимой – ест

     Летом – питается

    - Можно ли зимой есть болотную траву? ( Нет. Зимой болото замерзает)

    7 пр – е.

    Защищает – спасает, оберегает, не нападает.

    - Что защищает лося от врагов? ( Тяжёлые и широкие рога, острые копыта)

    3ч. Какой вывод сделал автор?

    (Лось – лесной и мирный житель)

    Повторное чтение текста.

    IV. Орфографическая работа.

    - Найдите слова на знакомые правила и объясните их написание.

    На доске слова на неизученные правила.

    Вышел, обитает, сибирская тайга, горбоносая морда, грузный, не страшны, питается, копыта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития связной речи о родительской любви "Щедрое дерево"

    Нравственный урок о Добре...о слепой родительской любви......

    Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

    Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

    Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

    В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

    Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

    Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

    Конспект урока развития связной речи по теме: "Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова "Алёшина яблоня".

    Урок развития связной речи направлен на  формирование  у учащихся речевых умений....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...