Главные вкладки

    Урок развития речи. Типы текстов.
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Целищева Марина Вениаминовна

    Урок развития речи "Типы текстов (повествование, описание, рассуждение)" 2 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи  

    2 класс по УМК «Школа 2100»

    Тип урока: изучение нового материала.

    Тема : Типы текстов

    Цели: воспитание потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи и интереса к родному языку через ознакомление с разными типами текстов.

    Задачи:

    1. Повторить и закрепить  теоретические знания о тексте (признаки текста);
    2. расширить словарный запас учащихся;
    3. совершенствовать навыки связной речи (отвечать на вопросы учителя распространенными предложениями, выразительно читать тексты);
    4. ввести понятия текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение, смешанный текст и дать первоначальное представление о типах текстов;
    5. развивать умение анализировать текст;
    6. формировать правильную читательскую деятельность (выразительно читать тексты);
    7. развивать воображение, память, логическое мышление, речь;
    8. создать условия для воспитания таких качеств как: интерес и наблюдательность, уважительное и бережное отношение к родному языку и окружающему миру, умение ценить красоту;
    9. развивать у детей эстетическое восприятие, эмоционально откликаться на художественный образ в иллюстрации;
    10. поощрять: добрые отношения, внимание друг к другу, активность, креативность  и  самостоятельность;
    11. вызвать интерес к работе в группах  для создания выразительного образа  зимнего   леса.

    Оборудование к уроку:

    для учителя: иллюстрация, таблицы с вопросами, компьютер, диск с  презентацией, диск с записью П.И. Чайковского «Времена года»;

    для учеников: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки с текстами повествования, описания, рассуждения)

    Структура и ход урока

    Речь и деятельность учителя

    Речь и деятельность учащихся

    I. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается …

    Настроение, каково?

    Урок!

    Во! (Показывают большим пальцем руки)

    II. Актуализация знаний 

    1). Минутка чистописания.

    1. Откройте тетрадь по чистописанию на с.33, урок 76, проанализируйте.

    И  й  ий ей ай

    Иней лёг на ветки ели.

    Иглы за ночь побелели.

    Что будите писать?

    1. Чем интересно это слово?

    1. Почему побелели иглы?

    2). Словарная работа.

    1. Каким другим,  словом можно заменить слово иней?
    2. Кто из вас знает, как старые жители  в Забайкальском крае называют такое явление природы?
    3. Называют необычным красивым словом – кухта. (ударение на втором слоге)

    1. Буквы, буквосочетания, слово и предложения.

    (прописывают)

    1. Междометие. Оно помогает выразить наши чувства.
    2. На них ночью лёг иней.

    1. Изморозь.

    III.Сообщение темы и цели урока.

    1. Прочитайте название темы урока. (тема записана на доске).
    2. Что такое текст? Перечислите, пожалуйста, его основные признаки.

    1. Молодцы! Как вы думаете, какова же  главная цель и задачи нашего урока?  
    1. Чему мы должны научиться на уроке?
    1. Мы должны будем с вами не только познакомиться с разными типами текстов, но и узнать их характерные отличительные особенности, чтоб  различать типы текстов.

    (читают)

    Типы текстов.

    1. Текст состоит из предложений связанных по смыслу, у текста есть заголовок. В тексте выделяют три основные части: начало, середина и концовка.
    2. Выяснить какие бывают типы текстов.

    1. Различать между собой разные типы текстов.

    IV. Открытие новых знаний.

    1). Вступительное слово учителя.

    1. В какое время года бывает кухта?
    2. А вы любите зиму? За что вы любите её?

    1. А кто из вас был в зимнем лесу?
    2. Не хотели бы снова в нём побывать?

    2). Работа с иллюстрацией. (Приложение 1).

    А). Полилог.

    1. Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
    2. Подумайте, о чём нам хотел рассказать автор?
    3. Рассмотрите всю иллюстрацию от дальнего плана к переднему, потом слева направо.
    4. Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этой иллюстрации.
    5. Давайте теперь устно опишем иллюстрацию. Я буду задавать вам вопросы по её содержанию, а вы будете отвечать, но помните, что ответы должны быть полными. Договорились?

    Задаёт вопросы и одновременно на доске вывешивает табличку с вопросом. (Приложение 2).

    1. Кто изображен на переднем плане?
    2. Где находятся дети?
    3. Подумайте, что можно сказать о занятии детей. Зачем они пошли в лес?
    4. Что они там делали?
    5. Когда в какое время суток это было?
    6. Как вы догадались?
    7. Что хотел донести до нас автор иллюстрации?
    8. Как долго, по вашему мнению, дети пробыли на прогулке в зимнем лесу?

    Б). Работа по группам (по вариантам)

    1. Расскажите, каким был:

    I вариант – небо;

    II вариант – солнце;

    III вариант – воздух?

    В). Дыхательная гимнастика.

    1. А как дышится в лесу?
    2. Набираем полной грудью воздух через нос и выдыхаем через рот, медленно, сильной струйкой.
    1. Каким стал зимний лес? Какими словами можно описать деревья?
    2. Какими были деревья?
    3. Какой снег в лесу?

    1. Что можно сказать о настроении детей?
    2. Как вы думаете, понравилась детям прогулка по зимнему лесу? Почему?
    3. А вам?

    г). Физкультминутка.

    Мы по лесу все гуляли,
    Много разного видали

    Есть ли ели на опушке?
    До небес верхушки.
    Слушали -  
    Молчат.

    А внучата – елочки, тонкие иголочки
    У лесных ворот

    Водят хоровод.

     Мы по лесу все гуляли,
    Много разного видали.

    д). Эвристическая беседа.

    1. Вы ответили на все мои вопросы. Но ведь они обо всём сразу – и о детях (чем они занимались в лесу), и о самом лесе (как он выглядит в зимний день), и о том понравилась ли детям прогулка в зимний лес и почему?
    2. Обратите внимание на  вопросы, которые я вынесла на доску, особенно на выделенные слова-вопросы и подумайте, почему я сгруппировала их в 3 группы? По какому принципу я это сделала? Что лежит в основе группировки?
    3. Вы правы, отвечая на вопросы каждой  группы, мы создаём разные по цели высказывания тексты.  Отвечая на вопросы 1 группы мы создаём текст-повествование  о прогулке в зимний лес. Отвечая на вопросы 2 группы мы создаём текст-описание, описываем признаки зимнего леса, а отвечая на вопрос 3 группы, мы создадим текст-рассуждение, в котором мы будем  рассуждать понравилась ли прогулка в зимний лес мальчикам или нет и почему? (над каждой группой вопросов вывешивается название типа текста) (Приложение 3)
    1. Зимой.
    2. Можно кататься на коньках, лыжах, играть в снежки, строить снежную бабу, кататься с горки на санках, играть в хоккей, гулять.

    Ответы детей.

    Рассматривают иллюстрацию.

    1. Два мальчика. Братья. Друзья.
    2. В зимнем лесу.
    3. Пошли погулять. Подышать свежим воздухом. Поиграть в снежки. Слепить снежную бабу. Снеговика.
    4. Отдыхали. Веселились. Бегали. В снегу валялись. Гуляли.
    5. Днём.
    6. Падают солнечные лучи. Светло.
    7. Как хорошо зимой гулять по лесу.

    1. Да, достаточно долго. Целый день. Полдня.
    2. День был по-зимнему тёплый. Солнечный. Морозный.

    1. Голубое, пасмурное, ясное, зимнее.
    2. Яркое, холодное, низкое, зимнее.
    3. Свежий, прозрачный, холодный, жгучий, морозный.

    1. Легко.

    Выполняют дыхательную гимнастику 4-5 раз.

    1. Тихий. Задумчивый. Грустный. Сонный. Заснеженный.
    2. Замёрзшие. Продрогшие. Сказочные.  
    3. Глубокий. Мягкий. Пушистый. Белый. Скрипучий. Искристый. Мокрый.
    4. Они очень весёлые.

    Ответы детей.

    (ходьба на месте)

    (каждый прикладывает ладонь  к глазам)
    (руки внизу, ладошки кверху)

    (руки вверх)

    (прикладывают руки к ушам)

    (закрывают рот пальцем)
    (пружинка)

    (делают над головой руками домик)
    (закручивают руки вокруг себя)

    1. Отвечая на вопросы 1 группы можно рассказать, когда и где были дети, и чем они там занимались. Отвечая на вопросы 2 группы можно рассказать, как выглядит лес зимой. А вопрос 3 группы помогает рассказать о том, почему детям понравилось в лесу.

    V. Первичное закрепление полученных знаний.

    Работа с текстами.

    На столах лежат листки с текстами.

    (Приложение 4).

    1. Перед вами лежат листочки, прочитайте I текст.  На какие вопросы мы получим ответы 1 или 2 столбика?
    2. Какого типа текст?
    3. Когда мы в своей речи пользуемся повествованием?
    4. Посмотрите, подходят ли вопросы 1 столбика ко II тексту? А вопросы 2 столбика?
    5. Какого типа текст?
    6. Когда нам может пригодиться текс-описание?

    1. На какой вопрос отвечает III текст?
    2. Верно, так как данный текст не рассказывает нам о том, как ходили дети в лес на прогулку, ни о том, как выглядит зимний лес. Текст объясняет нам, почему в лесу зимой хорошо.
    3. Когда получается текс-рассуждение?
    4. А где в жизни можно его использовать?

    1. Значит, мы можем с вами сделать вывод, что если мы хотим рассказать о чём-то, что произошло однажды, мы создадим текст-повествование. Если мы хотим описать что-либо, мы создадим текст-описание. А если мы захотим объяснить причину, то создадим текст-рассуждение.

    1. На вопросы 1 столбика.
    2. Текст-повествование.
    3. Когда хотим рассказать о каком-то событии, происшествии.
    4. Нет.
    5. Да, подходят.
    6. Описание.
    7. Когда мы рассказываем о каком-то предмете, называя его характерные признаки.
    8. На вопрос третий вопрос почему?

    1. Когда мы рассуждаем.
    2. На уроке математике, доказывая, почему именно этот знак мы ставим при сравнении выражений или чисел. На уроке русского языка, при проверке орфограммы. Рассуждаем о прочитанных книгах – понравилась или нет?

    VI. Закрепление изученного материала.

    1).  Обобщение.

    1. О чём рассказывали все 3 текста?
    2. А чем различаются эти тексты?
    3. Совершенно верно, данные тексты  о зимнем лесе, но в то же время они совершенно разные. И это зависит от того, смотря какую цель мы преследуем при составлении текста.
    4. Текстов может быть много, но каждый из них относится к одному из типов или их сочетанию, например в тексте повествовании может присутствовать описание. Такой тип текста получил название – смешанный.
    1. Выберите наиболее понравившийся вам текст, озаглавьте его.

    2). Массаж рук
    «Зимняя разогревалочка»

    Если замерзают руки,
    Начинаем их тереть,   

    Быстро мы сумеем руки,
    Как на печке разогреть.    
    Сначала ладошки,
    Совсем, как ледышки,

    Потом, как лягушки,   

    Потом, как подушки,
    Но, вот понемножку,

    Согрелись ладошки,
    Горят и взаправду,
    А не понарошку.    
    Я горю, как от огня,
    Вот потрогайте меня   

    3). Работа в тетради.  

    1. Запишите заголовок.
    2. Спишите текст.

    1. О зиме. О зимнем лесе.
    2. Они различаются целью рассказа.

    (Дети медленно разогревают одну ладонь о другую)

    (Растирают ладони все быстрее и быстрее)

    (Вытягивают, вперед раскрытые ладошки)

    Озаглавливают.

    Списывают текст.

    VII. Рефлексия.

    1. Дети понравилась ли вам прогулка по зимнему лесу?
    2. Чему сегодня научились? Что нового узнали?
    3. Что понравилось больше всего?
    4. Мы достигли поставленной цели в начале урока? Мы ответили на главный вопрос -  какими бывают тексты?

    Самооценка работы на уроке.

    1. Нарисуйте в конце своей работы снежинку.

    Домашнее задание.  с.116, упр.№264 (дидактического материала)

    Почитайте задание. Что нужно выполнить? Дополнительное задание: определить к какому типу текстов его можно отнести.

    Релаксация.  (по времени)

    1. Зима удивительное время года. Зимой лес выглядит сказочно. Художники, поэты, композиторы любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат и чувствуют. Композиторы пишут …

    поэты …..

    художники…

    Презентация (Приложение 5).

    Рисуют соответствующим цветом своей самооценке.

    1. музыку.
    2. стихи
    3. картины, пейзажи.

    Просмотр презентации.


     



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    КТО

    изображён на переднем плане?

    ГДЕ

    находятся дети?

    ЧТО 

    они там делали?                              

     

    КОГДА 

    это было?

    КАК 

    долго  они пробыли на прогулке в лесу?

    КАКАЯ 

    была погода в тот день?

    КАКОЕ

      было небо, солнце?

    КАКИМ 

     был воздух?

    КАКИМИ были деревья в лесу?

    КАКОЙ 

    был снег?

    Понравилась ли детям прогулка в зимний лес? ПОЧЕМУ?



    Предварительный просмотр:

    ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ

    ТЕКС-ОПИСАНИЕ

    ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

    СМЕШАННЫЙ ТЕКСТ



    Предварительный просмотр:

    Миша  и Стёпа  днём отправились на прогулку в зимний лес.

    Дети гуляли, любовались заснеженными деревьями, дышали свежим воздухом, наблюдали, как падают снежинки. Играли в снежки. Лепили снежных баб.

    Только к вечеру ребята вернулись домой с прогулки.

    Красиво в зимнем лесу. Погода стоит морозная. Воздух чистый и прозрачный. Небо голубое. Лес выглядит сказочно. Деревья одеты в праздничные белоснежные наряды. Ярко светит зимнее солнце. Тишина. Хорошо в зимнем лесу.

    Хорошо зимой в лесу. Зимой лес особенно хорош! Радуют своей красотой заснеженные деревья. В лесу тишина. Только изредка слышно, как трещат деревья. Много снега. Морозно. Дышится легко и хорошо. Воздух свежий. Вот почему так хорошо зимой в лесу.

    Миша  и Стёпа  днём отправились на прогулку в зимний лес.

    Дети гуляли, любовались заснеженными деревьями, дышали свежим воздухом, наблюдали, как падают снежинки. Играли в снежки. Лепили снежных баб.

    Только к вечеру ребята вернулись домой с прогулки.

    Красиво в зимнем лесу. Погода стоит морозная. Воздух чистый и прозрачный. Небо голубое. Лес выглядит сказочно. Деревья одеты в праздничные белоснежные наряды.  Ярко светит зимнее солнце. Тишина. Хорошо в зимнем лесу.

    Хорошо зимой в лесу. В зимний период лес особенно хорош! Радуют своей красотой заснеженные деревья. В лесу тишина. Только изредка слышно, как трещат деревья. Много снега. Морозно. Дышится легко и хорошо. Воздух свежий. Вот почему так хорошо зимой в лесу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Пётр Ильич Чайковский. Альбом «Времена года. Декабрь. Святки»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"

    Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и                   опорным словам» - 2 класс.   ...

    Урок развития речи. Редактирование текста.

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли.Основная цель данного урока - научить детей понимать текст, ...

    Урок развития речи Тема: Текст описание. 3 класс

    Урок развития речи сопровождается презентацией . На данном уроке учащиеся учатся выявлять структуру текста- описания, определять последовательность составления текста....

    Презентация к уроку развития речи "Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам".

    Презентация предназначена для работы на уроках развития речи. Тема: Части текста. Составление рассказа по иллюстрации и опорным словам. УМК "Школа России" В.П. Канакина Русский язык 2 класс...