Статья "К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППАХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Данная статья посвящена одному из мало разработанных вопросов коррекционной психологии и специальной педагогики – изучению проявлений виктимного поведения у подростков с задержкой психического развития поведения. В условиях инклюзивного образования данная категория детей может представлять группу риска с точки зрения возможностей школьной травли со стороны сверстников и негативно сказываться на их дальнейшей социализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППАХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Гусева Алина Вадимовна
Магистрант 2 года обучения
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия, Санкт-Петербург
stereolover@inbox.ru
TO THE PROBLEM OF DIAGNOSIS VICTIM BEHAVIOR IN A GROUP OF ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION
Guseva Alina Vadimovna
Master of m2 years of study
Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Russia, Saint-Petersburg
stereolover@inbox.ru
Аннотация: данная статья посвящена одному из мало разработанных вопросов коррекционной психологии и специальной педагогики – изучению проявлений виктимного поведения у подростков с задержкой психического развития поведения. В условиях инклюзивного образования данная категория детей может представлять группу риска с точки зрения возможностей школьной травли со стороны сверстников и негативно сказываться на их дальнейшей социализации.
Annotation: this article is devoted to one of the few developed questions correctional psychology and special education - the study of the manifestations of victim behavior in adolescents with mental retardation behavior. In the context of inclusive education , this category of children may represent a risk group in terms of the possibilities of school bullying by their peers and have a negative impact on their future socialization.
Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, буллинг, диагностика, задержка психического развития, подростки, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: victimization, victim behavior, bullying, diagnosis, mental retardation, adolescents, inclusive education, persons with disabilities.
В рамках изучения виктимного поведения особое внимание в исследованиях уделяется проблеме виктимного поведения детей подросткового возраста, которое, как отмечают исследователи, может быть обусловлено не только их психофизическими качествами, но и повышенным риском стать жертвами неблагоприятных внешних обстоятельств и социального окружения. Виктимное поведение подростков рассматривается как многофакторный феномен, который заключается как в нарушении произвольной регуляции поведения, реализации неэффективных стратегий в ситуациях преступных посягательств, так и в наследственности и неблагоприятных условиях воспитания (Андронникова О.О., А. В. Мудрик) [1].
Так, можно предположить, что подростки с задержкой психического развития в силу изменения динамики их развития, неустойчивости и незрелости эмоциональной сферы, трудностей в социализации могут быть подвержены влиянию буллинга (bullying - в переводе с английского языка «травля»). Буллинг определяется как длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.
В силу особенностей общения подростков с задержкой психического развития, соответствие ролям буллинг-структуры может усугубиться. В частности, возрастёт численность тех, кто будет подчиняться так называемым лидерам («агрессорам) и будет занимать позицию «жертвы», а именно «виктима» ( от термина «виктимность»). По мнению Е. В. Руденского «виктим» - это социально дефицитарная личность, которая вынуждена подчиняться противоположной позиции в буллинге. Вместе с тем он может стать сторонним наблюдателем действий преследования, так как они в большей степени характеризуются межличностной пассивностью, вследствие чего нарастает их бессилие, самооценка заметно снижается [2].
Целью нашего исследования явилось эмпирическое изучение особенностей проявлений виктимности в группах подростков с задержкой психического развития. Для изучения склонности к виктимному поведению использовались следующие методики: методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронникова, которая позволяет измерить предрасположенность подростков к реализации различных форм виктимного поведения, опросник «Школьная травля» Ken Rigby and Phillip Slee, направленного на выявление и установок основных ролей буллинг-структуры [3].
Исследование проводилось на базе Специального государственного образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18» г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 21 подросток в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся 7-8-го класса.
Результаты исследования посредством опросника О. О. Андронниковой «Склонность к виктимному поведению» показали что, все испытуемые отличаются высоким уровнем показателей виктимного поведения, выходя как за верхние границы нормы, а так и за нижние.
Как показали результаты исследования наиболее высокие показатели у испытуемых отмечаются по шкале «склонность к гиперсоциальному поведению»: высокий уровень данной тенденции поведения преобладает у 40% (8 чел.). Для этих подростков свойственно жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Как отмечает автор данной методики такое поведение может создавать риск того, что на них могут обращать пристальное внимание «агрессоры», при этом не осознавая последствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется.
По шкале опросника «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» у 30% подростков (6 чел.) выявлены высокие показатели. Данная тенденция поведения характеризуется жертвенностью, которая связана с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По шкалам «склонность к зависимому и беспомощному поведению» и «реализованная виктимность» высокие показатели у 25% (5 чел.) подростков, что характеризует их как лиц, не оказывающих сопротивления, противодействия по различным причинам. Также могут иметь установку на беспомощность. Также могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Такие испытуемые вероятней всего имеют низкую самооценку.
По таким шкалам как «агрессивное поведение» и «склонность к некритичному поведению» у подростков с ЗПР показатели - в пределах нормативных показателей по данному тесту, есть подростки, у которых показатели ниже нормативных значений, что может свидетельствовать о пассивности личности, наличии тенденции к виктимизации.
Анализ результатов диагностики с помощью опросника «Школьная травля» по Ken Rigby and Phillip Slee показал, что в школьных коллективах больший процент учащихся – 52% занимают позицию «жертвы», которая характеризуется конформным типом личности, недоразвитостью социальных навыков. Таким подросткам также свойственно преобладание агрессивного поведения в ответ на защиту от воздействия окружающей среды, они лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Остальные 38% занимают позицию «агрессора» и оставшиеся 2% - позицию наблюдателей.
Таким образом, полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что предельные значения (выше и ниже нормы) в группе подростков с ЗПР проявились в тех шкалах, которые максимально приближены и соответствуют проявлениям виктимного поведения. Выявленные тенденции могут свидетельствовать о существующем риске возникновения виктимного поведения в исследуемых группах испытуемых. При этом, результаты корреляционного анализа (коэффициент Спирмена) показал наличие статистически значимых связей показателей двух шкал по методике склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой.
Так, выявлены взаимосвязи между показателями по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (методика О. О. Андронниковой) и показателем позиция «жертва» ( p ≥ 0,01), показателем шкалы «склонность к гиперсоциальному поведению» и позицией «жертва» (p ≥ 0,01).
Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали наличие у подростков с ЗПР склонности к виктимному поведению, что обуславливает необходимость профилактики виктимизации их личности, коррекции неконструктивных форм поведения, которые могут создавать риск для детей с ЗПР становится жертвами буллинга. При грамотно составленной и своевременной профилактике можно будет избежать виктимизации как личности, так и коллектива подростков с задержкой психического развития.
Список использованной литературы:
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2005. – 200 с.
- Руденский, Е. В. Культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии личности подростка. / Е. В. Руденский – М. :Издательство НГПУ, Новосибирск, 2009. – 160 с
- Растимешин, Д. Буллинг и как с ним бороться / Д. Растимешин // Семья и школа. —2005. —№12. —С.14.
