Главные вкладки

    Рабочая программа по забайкаловедению для 2 класса "Литературное наследие Забайкалья"
    рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

    Целищева Марина Вениаминовна

    Рабочая программа Забайкаловедения факультативного курса для 2 класса "Литературное наследие Забайкалья"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по факультативному курсу «Забайкаловедения» «Литературное наследие Забайкалья»  Целищевой Марины Вениаминовны

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»

    РАССМОТРЕНО

    на  заседании  школьного МО

    Протокол № _______

    от «____»____________201_ г.

    Руководитель МО____________ __________________________

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора

    по УВР МОУ «СОШ № 27 »

    Жилина Н.А. /______________

    «____ » ______________  201_ г.

    СОГЛАСОВАНО/

    УТВЕРЖДЕНА

    Директор МОУ «СОШ № 27 »

    Булгаков А.А. /_______________

    Приказ  № ___от____________201_  г..

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЯ»

    «Литературное наследие Забайкалья»

    Целищевой Марины Вениаминовны

    учительницы начальных классов МОУ СОШ №27

    г.Читы, 2011/2012 уч.год

            

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа предназначена для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Забайкальского края (2 класс). В пояснительной записке  к программе обозначена актуальность создания, цель, задачи и принципы реализации программы курса «Забайкаловедение». Структура программы представлена модулем «Литературное наследие Забайкалья». Даны также требования к уровню подготовки учащихся по модулю. Завершают программу методический комментарий и рекомендуемая литература для учителей и учащихся.

    Актуальность создания  данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через литературные произведения, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом», через литературное наследие Забайкалья.

    Модуль «Литературное наследие Забайкалья…» по краеведению  составлен с опорой на образовательную программу интегрированного курса для 3-4 классов общеобразовательной школы «Забайкаловедение» (Чита: ЧИПКРО, 2008 ) – авторы Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова, О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.

    Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления,  речи  человека. Начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине, а материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,    возникших  в  последнее  время из-за изменений,  произошедших  в  общественном  строе,  которые внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  

    Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

    Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

    Курс литературного чтения носит интегрированный характер, это произведения о  загадочном и чудесном природном мире, об озорных ребятах, о жизни людей населяющихагинские степи и таёжные деревни, сказки и легенды Забайкальцев. В центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкалье моё, Забайкалье…» источником знаний выступает одноимённая  книга для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

    Программа курса призвана обогатить знаниями о литературном, историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героев литературных произведений, героизма и мудрости Забайкальцев, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, направлена на активизацию и развитие интеллектуально-творческой деятельности учащихся.

    Основная цель модуля «Литературное наследие Забайкалья» – обеспечить вхождение ученика в поликультурную среду региона на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чьё творчество неразрывно связано с нашим краем, способствующую воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского самосознанию учащихся, чувства гордости за своих земляков, любви к природе родного края; пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным, природным  ценностям Забайкальского  края; стремлению к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных, духовных  и природных ценностей родного края.

    В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

    1. формирование представление о литературе родного края как об одном из важнейших компонентов поликультурной среды региона;
    2. формирование начальных практических навыков исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с литературно-краеведческой информацией;
    3. формирование коммуникативной компетентности младших школьников при организации работы с книгой для чтения «Забайкалье моё, Забайкалье…»;
    4. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни;
    5. экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека.).
    6. воспитание любви и ответственного отношения к людям, живущим на забайкальской земле, к родному краю, к родной культуре, чувство гордости за свою малую Родину как часть великой России;
    7. воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
    8. развитие логического мышления, речи, памяти.
    9. развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
    10. развитие познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    11. выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.

    1. развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения литературных произведений о природе, истории и людях края;
    2. расширение и обогащение знаний учащихся о литературе и культуре родного края.

    В основе модуля образовательной   программы – реализация деятельностного  подхода в обучении и воспитании учащихся и принципы:

    1. принцип гуманизации;
    2. личностно-ориентированный подход;
    3. проблемно-тематический;
    4. доступность;
    5. дифференцированность;
    6. практическая направленность;
    7. креативность.

    Программа предусматривает различные формы организации и проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.

    Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих работ.  Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), экскурсионные бюро.

    Программа  призвана  дать  первоначальное  представление  о литературном,  историческом  прошлом  Забайкальского  края,  его  настоящем.  Практические,  частично-поисковые  и исследовательские  методы  и  приёмы  

    организации  учебной  деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся  навыков  работы  со  всевозможными  источниками  краеведческой  информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  иллюстрациями,  фотоматериалами,  средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной  литературой.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

    1. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
    2. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
    3. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
    4. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  
    5. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
    6. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
    7. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
    8. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
    9. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
    10. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
    11. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, активный интерес к её прошлому и настоящему в осознанном желании служить Отечеству.
    12. Ценность человечестваосознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
    13. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
    14. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

        В результате освоения курса ученик должен знать:

    1. взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
    2. характерные особенности эпохи, отражённые в изученном произведении;
    3. авторов, название и содержание изученных произведений;
    4. жанровые особенности изученных произведений;

    уметь:

    1. анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
    2. выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
    3. пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
    4. давать устный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении;
    5. составлять рассказ об авторе произведения;
    6. выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть;
    7. делать обзор книг по литературному краеведению;
    8. работать со справочной литературой.

    Образовательными  результатами программы будут:

    1. устойчивый интерес к литературе своего края;
    2. знания по литературе и культуре родного края;
    3. способность творчески мыслить и рассуждать;
    4. умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
    5. способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
    6. способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

    Личностными результатами изучения курса «Литературное наследие Забайкалья» являются следующие умения и качества:

    1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    2.  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    3. чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
    5. понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
    6. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    7. наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
    8. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
    9. этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

    Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

    Метапредметными результатами изучения курса «Литературное наследие Забайкалья» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    1. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
    2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
    4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    5. пользоваться словарями, справочниками;
    6. осуществлять анализ и синтез;
    7. устанавливать причинно-следственные связи;
    8. строить рассуждения;

    Средством развития познавательных УУД служат тексты книги для чтения; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

    1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
    2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    6. задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

    1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
    2. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
    3. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
    4. самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
    5. делить текст на части, составлять простой план;
    6. самостоятельно формулировать главную мысль текста;
    7. находить в тексте материал для характеристики героя;
    8. подробно и выборочно пересказывать текст;
    9. составлять рассказ-характеристику героя;
    10. составлять устные и письменные описания;
    11. по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
    12. высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
    13. относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
    14. различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
    15. видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
    16. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЯ» «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

    В целях реализации  курса во   2  классе рекомендовано использовать учебное пособие – книгу для чтения в начальной школе «Забайкалье моё, Забайкалье…» : книга для чтения в начальных классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.

    Факультативный  курс  рассчитан  на  преподавание  во  2  классе  начальной  школы и предусматривает  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю).

    Программа  курса  содержит  5  разделов:  

    I раздел.«В некотором царстве, в некотором государстве…». Содержит сказки коренных жителей Забайкальского края (бурят, эвенков и «гуранов»).

    II раздел.«Легенды Забайкалья». Содержит сказания и легенды  Е.Иманаковой, Г.Юргенсона, Н.Кузакова о происхождении природных богатств края

    IIIраздел.«Весёлые страницы». Содержит весёлые, озорные, звонкие, смешные стихи о детях, животных, природе Н.Ярославцева, Г.Пахомова, Г.Граубина, Б.Макарова, Г.Климович; рассказы для детей А.Озориной, Б.Кузника, Э.Кузник.

    IVраздел.«Наш край вчера и сегодня». Содержит литературные произведения Н.Суханова, Ю.Курц, В.Карабанова, А.Жамбалона, Б.Костюковского, Ц.Жамбалова о декабристах, казаках, чабанах, о людях населяющих агинские степи и таёжные деревни.

    V раздел.«Я шагаю по нашему краю…».Содержит произведения поэтов И.Луговского, Г.Граубина, Ю.Курц, Н.Ярославцева, В.Сажина, Б.Макарова, Н.Савостина и писателей В.Новолодского, М.Вишнякова, Е.Куренной, В.Никонова, Н.Ганьшиной, Г.Граубина о богатейшей природе родного края.

                Содержание  курса  отражает  комплексно-системный  подход  к  изучению литературы  родного  края,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой  край  как  сложный,  многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент  в  структуре  единого  государства.  Такой  подход  даёт  возможность   рассматривать  национальные, природные, экономические,  социальные  и  культурные  факторы,  формирующие  и  изменяющие  состояние  Забайкальского края,  в  их  взаимодействии.  Это  наиболее  эффективный  путь  формирования  мировоззрения,  целостной  картины  среды  обитания,  системы  социальных,  культурных  и  экологических  взглядов,  ценностного  отношения  учащихся  к  родному  краю,  как  на  эмоциональном,  так  и  на  рациональном  уровне.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    1. «Забайкалье моё, Забайкалье…» : книга для чтения в начальных классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.
    2. «Забайкалье: сокровища веков»: фильм, телекомпания «Альтес», 2006 г.
    3. Забайкалье. Страницы истории. «Во глубине сибирских руд. Декабристы в Забайкалье», фильм, телекомпания «Альтес», 2010г.
    4. Писатели Забайкалья, комплект портретов Забайкальских писателей, Чита: 2004 г.

    ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ»

    модуль «Литературное наследие Забайкалья»(2 класс)

    Раздел

    Тема урока

    Основное содержание

    Перечень слов

    для словаря

    Характеристика деятельности учащихся

    Кол-во

    час

    Срок

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    Введение

    Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Край родной – край литературный

    Забайкаловедение, Забайкалье

    Знакомство новым учебником

    1

    2

    В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ…                  (3 ЧАСА)

    Молодец ГуунСээжэ, сын старика Таряаши (бурятская народная сказка)

    Коренное население Забайкалья, род занятий, особенности жизни.

    Сказочные приметы  

    Юрта, хан, батор

    Аудирование(слушание) Восприниматьна слух  художественное  произведение  в исполненииучителя,учащихся,  мастеров слова; отвечать на  вопросы по содержанию, оценивать свои  эмоциональные реакции,спомощьюучителя формулироватьглавную мысль.

    1

    3

    Про Кота Котофеича  (русская сказка Забайкалья)

    «гуран», сторожила

    1

    4

    Эвенк и змея

    Чум

    1

    Экскурсия в краеведческий музей

    5

    ЛЕГЕНДЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ (3 ЧАСА)

    Е.Иманакова. сказание о рождении Даурии. Г.Юргенсон. Аквамарин -камень дружбы и верности

    Природные богатства Забайкалья – земли Даурской

    Аквамарин

    Уметь работать с картой,

    Анализировать  произведения, работать  с дополнительными источниками информации.

    1

    6

    Н.Кузаков. Вещий ворон

    Минеральные источники, красота забайкальской природы

    Гольцы, подол хребта, Молоковка,  Алханай

    1

    7

    Н.Пахомов. Алханай

    1

    Экскурсия на Молоковку

    Правила поведения на экскурсии

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    8

    ВЕСЁЛЫЕ СТРАНИЧКИ (8 ЧАСОВ)

    Н.Ярославцев. Почему растут усы. Гости. Частушки.

    Творчество Н.Ярославцева

    Иллюстрировать, сочинять частушки

    1

    9

    Г.Пахомов. Нофелет. Тикота. Живое зеркальце. Страшилка.

    Творчество Г.Пахомова

    Анализировать  произведения, конструировать

    1

    10-11

    Г.Граубин. Зубрила. Окно. Косолапый музыкант. Кряква. Грибовоз

    Творчество Г.Граубина.

    Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

    2

    12

    Б.Макаров. Земляника. Жук. Г.Климович. Ночь

    Творчество Б.Макарова и Г.Климович

    Сравнивать,  описывать

    1

    13

    А.Озорина. Ссора.

    Творчество А.Озориной

    Закадычный друг

    Творчески пересказывать, рассуждать

    1

    14

    Б.Кузник, Э.Кузник. Первая втреча

    Творчество Б. и Э Кузник

    Использовать дополнительные источники информации

    1

    15

    Б.Макаров. Наш щенок. Слепая свинья.

    Творчество Б.Макарова

    Уметь работать с источником информации

    1

    16

    НАШ КРАЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ (6 ЧАСОВ)

    Н.Суханов. Древние тропинки

    Творчество Н.Суханова

    Декабристы

    Использовать  дополнительные  источники

    1

    17

    Ю.Курц. Казачья походная. Старинный восковой гимн Забайкальского казачества.

    Творчество Ю.Курц.  Казачьи традиции

    Казаки, патриотизм, традиция

    Анализировать

    1

    18

    В.Карабанов. Павел Маккеев

    Творчество В.Карабанова

    Селение Маккавеево, станица

    Пересказывать

    1

    19

    А.Жамбалон. Саленький чабан

    Творчество А.Жамбалона

    Аргамак, шуурган

    Иллюстрировать

    1

    1

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    20

    Б.Костюковский. Нянька

    Творчество Б.Костюковского

    Шорник, дэгэл, мерлушка

    Пересказывать

    1

    21

    Ц.Жамбалов. «Погоди-ка, сынок…»

    Творчество Ц.Жамбалова

    Ага, снеговей

    Рассуждать, анализировать

    1

    22

    Я ШАГАЮ ПО НАШЕМУ КРАЮ (13 ЧАСОВ)

    И.Луговской. Лесная загадка. Рассказ охотника

    Творчество И.Луговского

    Иллюстрировать

    1

    23

    Г.Граубин. Певучие градусы. Замарашка

    Творчество Г.Граубина

    Изготавливать кормушки.

    1

    24

    Ю.Курц. Февраль-бокогрей.

    Творчество Ю.Курца

    1

    25

    В.Новолодский. Подснежники. Г.Граубин. Подснежники

    Творчество В.Новолодского.

    Экология, «Красная книга»

    Иллюстрировать

    1

    26

    Н.Ярославцев. Живые звёздочки. В.Сажин. «Солнце село за сопками..» Б.Макаров. Подсолнух.

    Творчество В.Сажина

    Сравнивать  рассуждать

    1

    27

    Г.Граубин. Отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга»

    Взаимосвязь растений  

    Природные «этажи»

    Пересказывать

    1

    28

    М.Вишняков. Полосатые друзья. Н.Савостин. Олень. Б.Макаров.  Соболь.

    Творчество М.Вишнякова, Н.Савостина

    «Нерчинский» климат

    Сравнивать

    1

    29

    Г.Граубин. Как в тереме живут (глава из книги «Моя страна Сибирь»)

    Охрана животного мира, сохранность зрения и слуха

    Знать основы здоровьесбережения

    1

    1

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    30

    Е.Куренной. Кедровкины кладовые

    Творчество Е.Куренного

    Распадок, голец

    Пересказывать, иллюстрировать

    1

    31-32

    В.Никонов. Малыш (глава из повести «Приключения сохатёнка»

    Творчество В.Никонова

    Сохатый

    Пересказывать

    2

    33

    Н.Ганьшина. Надувной глобус. Моей собаки колли

    Творчество Н.Ганьшиной

    Колли

    Иллюстрировать, пересказывать

    1

    34

    Забайкалье моё, Забайкалье… Экскурсия в краеведческий музей

    Любить Родину, значит охранять Родину

    Отечество, малая Родина

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по Забайкаловедению. 4 класс.

    Рабочая программа по Забайкаловедению для 4 класса....

    Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

    Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

    Рабочая программа по курсу "Югра - мое наследие"

    Рабочая программа по курсу "Югра - мое наследие" 2-4 классы...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса...

    Рабочая программа "Забайкаловедение" 2-4 класс

    Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого ...