Главные вкладки

    Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
    методическая разработка (4 класс) по теме

    Колегаева Ольга Владимировна

    В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kolegaeva_olga_vladimirovna_gbou_sosh_no_276_svao.docx21.75 КБ
    Файл dobro_i_zlo.pptx1.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Факультет международного образования

    Кафедра ЮНЕСКО

    Лаборатория истории и культуры религий мира

    Тема конспекта урока

    «Добро и зло» (1-ый урок).

    Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

    Колегаева Ольга Владимировна

    ГБОУ СОШ № 276, СВАО

    Москва 2012

    Тема урока: «Добро и зло» (1 урок).

    Цели урока:

    1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить  сущность известных понятий, пополнить  словарный запас учащихся;

    2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;

    3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного  отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.

    Оборудование урока: высказывание Г. Гегеля на тему урока, басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.

    Ход урока:

    1.Актуализация.

    - Дома вы рассказывали своим близким о том, как развивались представления людей о добре и зле. Расскажите, как вы поняли, почему и как развивались эти представления, понятия. Приведите примеры.

    - На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о добре и зле. Вас ждет творческая работа после нашей беседы, поэтому будьте внимательны.

    2. Изучение новых понятий и способов действий.

    - Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему нашего разговора «Добро и зло»

    (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

    - Как бы сами определили, что такое добро, а что такое зло? (ответы учащихся)

    - Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. Поделитесь с нами.

    - Часто ли вы сами так поступаете? Почему? (ответы учащихся)

    - Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры (ответы учащихся).

    - Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди.

    - Откройте наш учебник на стр.12 (учащиеся работают со статьей в учебнике).

    - Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло (выписывают в тетрадь определение понятий «добро», «зло»).

    - Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?

    - Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).

    На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).

    - Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).

    На доске высказывание Г. Гегеля: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».

    - Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.

    - Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).

    3. Формирование умений и навыков.

    1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.

    Л.Н. Толстой.

    Белка и волк.

              Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

    - Пусти меня.

    Волк сказал:

    - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.

    Белка сказала:

    - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

              Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

    - Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.

    - Прочитайте басню самостоятельно.

    - Назовите главных героев этой басни (волк, белка).

    На доске слова: слова (добро и зло), картинки с изображением животных (волк и белка). Один учащийся входит к доске.

    - Соотнеси, пожалуйста, изображения животных и понятий «добро» и «зло».

    - Вы согласны с тем, как соотнесены картинки и слова? Почему? Докажите свои слова (учащиеся выборочно читают отрывки из басни, которые характеризуют волка и белку, доказывая их доброту или злость).

    - Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).

    2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).

    - Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни «Белка и волк», которую вы представили бы в облике человека.

    - Какие черты лица будут говорить о ее доброте?

    - Какого цвета у нее будет одежда?

    Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.

    Добрый человек:

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    _______________________________

    4. Домашнее задание.

    - Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.

    5. Итог урока.

    - Пора подвести итог нашему уроку.

    - Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).

    6. Оценка знаний.

    - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

    Можно предложить цветовую оценку, бальную оценку и т.д.

    - Оцените свою работу по десяти бальной системе.

    Учащиеся поднимают сигнальную карточку.

    - Я бы хотела тоже оценить вашу работу на уроке (учитель выставляет оценки за урок, аргументируя их).

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «Добро и зло» Цели урока: 1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся; 2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; 3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи . Оборудование урока: высказывание Г. Гегеля на тему урока, басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры. Колегаева О.В.

    Слайд 2

    • Что такое добро, а что такое зло? • Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. • Часто ли вы сами так поступаете? Почему? • Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры. • Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди. • Откройте наш учебник на стр.12 • Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло. • Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему ? • Как вы поняли, что входит в современное понятие добра ? Колегаева О.В.

    Слайд 3

    • Прочитайте высказывание о добре и зле. « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла » Колегаева О.В.

    Слайд 4

    Г. Гегель: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе». • Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Колегаева О.В.

    Слайд 5

    Колегаева О.В.

    Слайд 6

    Л.Н. Толстой . Белка и волк. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем. Колегаева О.В.

    Слайд 7

    ДОБРО ЗЛО Колегаева О.В.

    Слайд 8

    Добрый человек: _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Колегаева О.В.

    Слайд 9

    Домашнее задание . - Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле. Колегаева О.В.

    Слайд 10

    Итог урока . - Пора подвести итог нашему уроку . - Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Колегаева О.В.

    Слайд 11

    Презентацию к уроку по курсу ОРКСЭ выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 276 города Москвы Колегаева Ольга Владимировна 2012-2013 учебный год Колегаева О.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

    Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

    Конспект урока и презентация по основам православной культуры для 4 класса. "Монастырь"

    Данная разработка урока основ православной культуры предназначена для учиелей, ведущих ОРКСЭ в начальных классах.На данном уроке дети знакомятся с понятием "монастырь", с правилами поведения в нём, с ...

    Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

    Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

    Конспект урока и презентация по математике в 4 классе

    Тема урока:" Письменное умножение на трехзначное число"....

    Конспект урока и презентация по окружающему миру (История и обществознание) - 4 класс "Новейшее время".

    Этот урок окружающего мира и презентация (История и обществознание) в образовательной системе "Школа 2100" - 4 класс. На этом уроке по теме "Новейшая история"  равно как и на других уроках р...

    Конспект урока и презентация по ОРКСЭ. Тема урока " Монастырь"

    Конспект и презентация урока 4 курса "Основы Православной культуры" Монастырь....