Методическая разработка "Роль концертмейстера в творческом развитии фольклорного коллектива"
Методическая разработка "Роль концертмейстера в творческом развитии фольклорного коллектива".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»
Методическая разработка
«Роль концертмейстера в творческом развитии
фольклорного коллектива»
Автор материала:
Захаров Михаил Григорьевич,
концертмейстер
2018 г.
Концертмейстер-баянист в детском фольклорном коллективе является основообразующей фигурой. Концертмейстер должен уметь создавать народную обработку, импровизировать, знать и воспроизводить подлинные этнографические музыкальные мотивы, быть всегда мобилизованным и быстрее всех реагировать на всевозможные «внезапные ситуации», под которыми подразумевается умение своевременно сменить тональность, подхватить коллектив с любого фрагмента песни, напомнить детям слова на сцене, если они их забыли.
Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю, хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом, а проще говоря «забивает солиста», «плавает» в ритме и темпе от куплета к куплету, перетягивает на себя обязанности лидера. Бывает и наоборот, когда концертмейстер «вяжет» солиста, не давая тому показать темповое и смысловое развитие произведения (особенно остра эта проблема в работе с детскими коллективами, которые всегда «слушаются» концертмейстера, и, следовательно, вся ответственность за качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится на него).
Данные проблемы показывают лишь общее положение дел для определения профессионализма того или иного концертмейстера.
На баяне приходится применять больше приёмов игры и импровизации, но баян, являющийся почти универсальным музыкальным инструментом в репертуарном аспекте, имеет существенный тембральный изъян, который концертмейстеру-баянисту нужно уметь сглаживать за счет неповторимой творческой жилки, богатого арсенала техники и приёмов игры, музыкальности, поэтичности, терпения.
Тема игры по нотам и без нот всегда актуальна для баяниста-концертмейстера. Первое, что нужно вспомнить – это о двух традициях баянной игры («письменной» и «устной»). Такое определение традиций игры на баяне даёт профессор кафедры Народных инструментов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Юрий Ястребов.
Первая – «письменная» традиция включает в себя умение баяниста воспроизводить нотный материал по заранее записанным им же самим «шаблонам», а так же воспроизведение сочинений и аккомпанемента, созданных другими авторами. Сюда же можно отнести проблему «переложения», когда баянисту приходится, имея нотный материал для другого музыкального инструмента, воспроизводить данное произведение или аккомпанемент на баяне.
Вторая – «устная» традиция раскрывает многообразие воображения и фантазии концертмейстера-баяниста. Неизбежно заставляет его обращаться к прошлому, а именно в русское село, деревню, где гармонисты, а ранее и музыканты, играющие на других русских народных инструментах, творили с помощью игры на слух бесконечные линии своих наигрышей, плясок, душевных мотивов. «Устная» традиция показывает, насколько концертмейстер фольклорного ансамбля и ансамбля русской песни владеет импровизацией, сколько времени из него может литься неоднообразная музыка при озвучивании фольклорного действа (праздников, игрищ, гуляний), которое на Руси затягивалось не на один и даже не на два часа.
Практика игры на баяне показывает, что современный концертмейстер-баянист должен уметь работать и в одной, и в другой традиции. Следовательно, ему важно заниматься постоянным самообразованием, читать ноты с листа, делать переложения, заниматься народной обработкой, изучать характерные черты исполнения и аккомпанемента народной музыки различных областей России, знать к каким именно Русским народным и Православным праздникам применять тот или иной музыкальный материал, держать собственный игровой аппарат в тонусе и мн. др.
Взаимодействие концертмейстера-баяниста с детьми остаётся актуальным аспектом. Это очень сложная, глубоко обсуждаемая тема, которой важно уделять пристальное внимание, как в училищах и вузах, где воспитывают профессиональных музыкантов, так и самим музыкантам. Концертмейстеру нужно:
1. быть в постоянном контакте с детьми
2. знать психологию ребёнка
3. уметь предотвращать и исправлять ошибки детей
Что значит «быть в постоянном контакте с детьми»? Для анализа данного тезиса возьмём высшую точку изучения музыкального номера – выступление на сцене. Концертмейстер играет вступление, дети начинают петь. Здесь возникает первая проблема. Очень часто дети в пении под баян после отзвучавшего вступления начинают петь в более медленном темпе. Это происходит из-за того, что они своим слуховым восприятием не всегда понимают баянное вступление в отличии, например, от вступления фортепианного. В этот момент на первых словах песни концертмейстеру-баянисту важно удержать их в темпе вступления, или в близком вступлению темпе с помощью, например, более акцентированных нескольких тактов. Если этого не сделать сразу, то на протяжении долгого времени придётся в прямом смысле подгонять детский ансамбль, что со стороны будет, безусловно, слышно. Если же поёт солист, то «подгон» концертмейстера будет особенно заметен. Но бывает и так, что «подгона» просто не избежать. Представьте, что произведение быстрое, зажигательное, а ребёнок поёт совершенно в недопустимом темпе. Здесь концертмейстеру придётся вводить ребёнка в нужный, или близкий к таковому темп, иначе номер просто не удастся. И как сделать это менее заметным для зрителя, слушателя? Рецепт неоднозначен.
Понятно, что концертмейстер-баянист не является солистом, но если детям требуется помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не прекращая играть, подойти к ним, подмигнуть, даже, запеть с какого-либо места, если у них этого не получилось.
Бывает и наоборот. Ребёнок не садится в темпе, а бежит и бежит вперёд. Глотает окончания слов, берёт недостаточное дыхание, волнуется. С одной стороны легче ребёнка «подсадить» в темпе, чем «подогнать», но, опять же, это услышит зритель. Рецепт снова неоднозначен. Каждый творческий человек в праве его решать по-своему. Но главное помнить основную роль концертмейстера – роль помощника во всём, что касается его прямых обязанностей.
Тезис «знать психологию ребёнка» так же очень важен, особенно, при аккомпанементе солисту. В отношении детей-солистов концертмейстер-баянист никогда не должен аккомпанировать одинаково. Даже если для двух разных детей педагог взял в работу одну и ту же песню. Каждый ребёнок одарён по-своему, имеет разное мышление, слышит музыку по-разному, берёт неповторимо вокальное дыхание, на своём уровне реагирует на ошибки, переживает не так как другие, рисует для себя только ему понятные образы. Поэтому нельзя играть для каждого ребёнка одинаково. Важно нарисовать в аккомпанементе черты, которые были бы характерны только для него, дышать вместе с ним, помогать на столько, насколько ему это необходимо, не больше, не меньше.
Тезис «уметь предотвращать и исправлять ошибки детей» плавно вытекает из двух вышеописанных. Здесь важно упомянуть термины «выдержка» и «интуиция». Концертмейстер, как водитель, должен предвидеть ситуацию вперёд. Должен всегда быть готовым к какому-либо внезапному повороту событий.
Если потерять концентрацию во время концертного выступления, то номер вообще может быть сорван, дети могут переволноваться, и всю песню «жевать слова», или вообще забыть их. Следовательно, концертмейстер не имеет права на ошибку во время концертного выступления, а если и имеет – то на такую ошибку, которая не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.
Очень важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою деятельность, и деятельность других концертмейстеров, не стеснялся и не боялся брать что-либо новое из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и исследовательской работой в области народно-инструментальной культуры и народно-песенного творчества. Постоянно повышал свой профессионализм, теоретический, технический и исполнительский уровень мастерства концертмейстера.
