Главные вкладки

    Эмоциональное развитие дошкольников.
    статья (старшая группа)

    Идрисова Эльвира Динамудиновна

    Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д. Но всегда ли искренни, правдивы и настоящие эти эмоции? Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни. Так что же нужно сделать нам, взрослым, для того, чтобы в наших детях вызвать подлинность и открытость чувств, их эмоциональных проявлений.

    Если познавательной деятельности детей уделяется много внимания, то развитию эмоциональной сферы проявляют недостаточно внимания. Учитывая то, что сама по себе эмоциональная сфера не складывается — ее необходимо развивать. Современные дети стали меньше контактировать со взрослыми и сверстниками, а всё большее предпочтение отдают телевизорам и компьютерам. А ведь далеко не секрет, что именно общение по большей части обогащает эмоциональную составляющую. Дети разучились понимать эмоции и чувства других людей, в их поведении присутствует детская жестокость, враждебность, агрессия.

    Что входит в понятие «современный ребенок? Современный ребёнок взрослеет намного раньше, чем родители, понимает все с полуслова, хватает все на лету, активен с утра до вечера…

    Ребенок — это дитя своего времени, нормы его развития осуществляются (или не осуществляются) в определённых условиях развития, которые определены установками связанных с установками и убеждениями окружающих его взрослых.

    Нужно ли воспитателям и родителям перестраивать аспекты в воспитании? Что делать с обычными традиционными методиками, как совмещать их с инновациями?

    Трудность изучения особенностей развития детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики изжили себя и не могут передать «актуального уровня развития» детей. Поменялось сознание детей, так как поменялось само общество.

    В каждом ребенке заложена энергичная, инициативная, неутомимая деятельная натура, но как проявится она в будущем – здесь всё будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос ребёнка: «зачем?» — заменил другой вопрос «почему?». Прежде у детей доминировал подражательный рефлекс, и они стремились повторять действия за взрослыми, то у современных детей доминирует рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест — вплоть до агрессии.

                             Эмоциональное развитее дошкольников.

    Развитие положительных эмоций необходимо рассматриваться как одно из важнейших задач воспитания детей. Это особенно актуально в период дошкольного детства – который является одним из самых важных этапов в жизни маленького человека.

    Определяющей задачей в воспитании и развитии детей представляется создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

    Одним из компонентов здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

    Общий образ психологически здорового человека — это в основном счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающую действительность не только разумом, но и чувствами, эмоциями, интуицией. Жизнь такого человека наполнена смыслом, он открыт миру, находится в постоянном развитии, самосовершенствовании.

    Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

    Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

    1. Овладение детьми языком эмоций

    Мимика.

    Пантомимика.

    Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

    Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

    2. Коррекция агрессивности

    Коррекция драчливости у дошкольников.

    Снятие конфликтности в общении детей.

    Снятие вербальной агрессии.

    Преодоление импульсивности.

    3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

    Снятие тревожности.

    Коррекция страхов.

    Формирование адекватной положительной самооценки.

    Формирование у детей уверенности в собственных силах.

    4. Формирование социальных навыков у ребенка

    Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

    Овладение коммуникативными навыками. Задачи:

    Развитие эмпатии.

    Развитие дружеских взаимоотношений.

    5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения

    Формирование нравственного сознания.

    Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

    Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

    Практическая часть:

    Поведение ребёнка, процесс развития его эмоционального мира является серьёзным признаком в осознании мира маленького человечка и говорит о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому педагогам, воспитателям, родителям необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми.

    Эмоции — это необыкновенный узорник чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

    -Все эмоции подразделяются на два вида.

    -На какие? (положительные и отрицательные).

    Все люди – существа эмоциональные. Но дети, по мере их небогатого жизненного опыта, могут намного ярче отображать свои эмоциональные проявления. Вследствие этого мы можем наблюдать отношение ребёнка к окружающей действительности, событиям, людям. Дети не способны прятать своих чувства и эмоций. Психологами установлено, что у детей происходят серьёзные преобразования в эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и взаимоотношения с окружающими людьми. Ребёнок ярко и естественно отзывается на все, что происходит вокруг него.

    Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.

    Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

    - Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? . Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Игра «Угадай-ка!» .

    1. Мои глаза слегка прищурены.

    Уголки рта слегка приподняты.

    Я смеюсь.

    Я …

    (Радость)

    2. Глаза слегка сужены.

    Уголки рта опущены.

    Я плачу.

    Я …

    (Грусть)

    3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

    Зубы стиснуты.

    Губы плотно сжаты.

    Ноздри расширены и дрожат.

    Я сжимаю кулаки.

    Я хочу ударить.

    Я …

    (Злость)

    4. Мои брови приподняты.

    Рот слегка приоткрыт, округлён.

    Глаза широко раскрыты.

    Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»

    Я …

    (Удивление)

    5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.

    Глаза очень широко открыты.

    Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

    Я…

    (Страх)

    6. Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.

    Я смотрю внимательно на предмет.

    Мои брови слегка сведены.

    Я…

    (Интерес)

    7. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.

    Я прячу глаза.

    У меня краснеет лицо, уши.

    Я испытываю …

    (Стыд)

    - Для коррекционной индивидуальной и подгрупповой работы используются разнообразные методики, технологии, игровые упражнения.

    - Я хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы, чтобы помочь ребенку в преодолении проявившиеся у них страхов. Все эти упражнения базируются на приёмах художественной экспрессии с применением разнообразных изоматериалов, с помощью которых ребёнок способен преодолеть свой страх и различные эмоциональные расстройства.

    1. Упражнение «Воспитай свой страх».

    - Я предлагаю ребенку нарисовать свой страх, предварительно с ним побеседовав. После того, как рисунок готов, предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе мы придумываем, как это сделать: пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.

    - Благодаря этому упражнению ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.

    2. Упражнение «Чужие рисунки».

    - На доске вывешиваю нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы этих рисунков и как им можно помочь.

    - Данное упражнение предоставляет детям возможность обсудить свои и чужие страхи, попытаться всем вместе найти пути и способы, как с этими страхами справиться.

    3. Упражнение «Дом ужасов» (как вариант: «Лабиринт страхов»).

    - Я предлагаю детям заселить нарисованный на доске Дом ужасов страшными персонажами. Затем дети по очереди рисуют своих страшилок, «строя» тем самым Дом ужасов. Остальные играют роли его обитателей и по заданию автора рисунка выполняют те или иные действия.

    - С помощью данного упражнения педагог дает детям возможность актуализировать свой страх, возможность поговорить о нем, понять необоснованность своих страхов.

    4. Упражнение «Одень страшилку».

    - Это упражнение также дает детям возможность поработать с предметом своего страха, а педагогу – провести его коррекцию.

    - Для его проведения я заранее вывешиваю на доске черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа: Бабы-Яги, привидения и т. п. Ребенок должен «одеть его» при помощи пластилина. Выбирая пластилин нужного цвета, отрывая маленькие кусочки и размазывая их внутри контура, ребенок «одевает» своего страшилку, рассказывает о нем группе. Во время рассказа я стимулирую его своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его и т. п.

    - В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны, они захватывают ребенка полностью, с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог.

    - Для того, чтобы снять напряжение, избавиться от отрицательных эмоций, укрепить дружеские взаимоотношения, я использую в своей работе такое пособие, как «Настроение». Вначале мы с детьми на большом листе ватмана рисуем гуашью или красками свое настроение (в виде лужайки). Затем дети достают из корзины лепестки различных цветов. Каждый цвет соответствует какому-либо настроению, и все мы формируем один большой цветок на нашей лужайке. После окончания работы мы анализируем то, что у нас получилось, и выясняем, какое же настроение царит в нашей группе.

    - Можно предложить детям собрать цветок для ребенка, у которого плохое настроение, используя те цвета, которые поднимут ему настроение, сказать ему ласковые слова.

    - Для того, чтобы стимулировать положительных эмоций, исключить или снять негативные переживания, можно применять такую игру, как «Волшебный стул». Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на стул, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, сказать грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают, или украсить оригинально чем-нибудь его стул. Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном стуле, говорят ему нежные слова, украшают стульчик чем-то необычным, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников

    Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое  здоровье ребенка дошкольного возраста....

    "Эмоциональное развитие дошкольников посредством музыки"

    Данная программа построена с учётом использования народного фольклора, нового песенного и игрового материала,национально-регионального компонента, работы с родителями и охватывает весь дошкольный возр...

    Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками

    рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...

    Социально-эмоциональное развитие дошкольников

    Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом....

    Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.

    Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...

    Программа эмоционального развития дошкольников "Пойми меня"

    Программа эмоционального развития "Пойми меня" предназначина для работы с детьми 5-7 лет с нарушением зрения. Данная программа адресованна педагогам психолагам дошкольных образовательных учреждений....

    Конспект занятия ООД «Двигательной сказки- как средство развития физического и эмоционального развития дошкольников»

    Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимик...