Главные вкладки

    Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей.
    методическая разработка (старшая группа)

    Идрисова Эльвира Динамудиновна

    Эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с психологическим здоровьем, основу которого составляет гармоничное сочетание интеллектуального, телесного и психического. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эмоциональное развитие дошкольников тесно связано с психологическим здоровьем, основу которого составляет гармоничное сочетание интеллектуального, телесного и психического. Нарушения в эмоциональной сфере приводят к нарушению психологического здоровья. Следовательно, в дошкольном возрасте необходимо работать над формированием эмоциональной устойчивости, жизнерадостности, открытости к общению, творчества как факторов, влияющих на полноценное психическое развитие и здоровье детей. У ребенка постепенно формируются и совершенствуются важнейшие и значимые для жизни в обществе социально-перцептивные способности, которые проявляются в его индивидуальных особенностях восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, умении адекватно на них реагировать и отзываться даже на то, чего нет в опыте его собственных переживаний, что свидетельствует о потенциальных возможностях их совершенствования и служит основой построения благополучного и эффективного взаимодействия в социальной среде. Основой формирования эмоциональной сферы является развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы. Пять-семь лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи, и педагоги, и воспитатели, и родители. М. В. Ермолаева и И. Г. Ерофеева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.Для развития эмоциональной сферы детей подготовительной группы используются такие методы и приемы, как: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, игры на развитие воображения, задания с использованием «терапевтических» метафор, релаксационные методы, использование эмоционально-символических методов. Для многих людей настоящим символом детства является сказка. Все мы помним, как родители на ночь читали нам увлекательные истории, в которых мы представляли себя в качестве главных героев и учились храбрости, мудрости и преодолению трудностей. Сказкотерапия для детей подготовительной к школе группы предусматривает самостоятельное составление сказок или рассказов родителями, наделяя сказочных персонажей качествами свойственными их ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый). Ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки.Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Итак, одним из средств развития эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы является сказкотерапия. С ее помощью возникает необходимая гамма переживаний, создается особенное настроение, вызываются добрые чувства; социализируется вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Скозкотарапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошколоного возраста

    Термин"Сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо потому ,что является самым древним матодом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так к...

    Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

    Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

    Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей.

    Вопрос 1. Что такое сказкотерапия?Это методика работы с детьми и взрослыми, в которой главным обучающим, развивающим, терапевтическим материалом являются различные сказочные истории. Это и традиционны...

    Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Современная социальная ситуация  далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...

    "Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

    презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...