Главные вкладки

    урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

    Воробцова Альбина Юрьевна

    Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozduh.svoystva_vozduha.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Воздух. Свойства воздуха. Охрана воздуха от загрязнений»

    Цели и задачи:

    познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха; учить устанавливать причинно-следственные связи; учить быть наблюдательными; проверить знания учащихся по теме "Тела. Вещества. Частицы"

    Образовательные ресурсы:

    1. Презентация к уроку

    2        Карточки для работы в парах для проверочной работы по предыдущей
    теме (см. Приложение)

    3.        Схема-опора "Состав воздуха"

    4. Для опытов: спички, спиртовка, колба, трубка, влажная ткань, полиэтиленовые пакеты, шприцы без иглы (пакеты и шприцы по 1 на партах), кубик.

    5.Тетради и учебники у детей.

    Ход урока

    Вводная часть I.                                

    Учитель читает стихотворение:

    Посмотри мой милый друг,

    Что находиться вокруг?

    Небо светло-голубое,

    Солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет,

    В небе тучка проплывает.

    Поле, речка и трава,

    Горы, воздух и листва,

    Птицы, звери и леса,

    Гром, туманы и роса

    Человек и время года -

    Это все вокруг... природа.

    - О природе можно говорить очень много. А сколько интересного о природе можно узнавать! Открывать новое и новое! Наблюдать, размышлять, удивляться и радоваться! Радоваться тому, что нам выпало такое счастье -жить!

    П. - Наш урок будет построен так: сначала вы покажете, как вы усвоили прошлую тему, для этого поработаете на карточках парами, А затем мы перейдем к новой теме, будем проводить опыты, сравнивать, рассуждать и делать выводы.

    - Итак, положите пред собой карточку и работайте в паре (см. карточки в Приложении).

    III. Работа над новым материалом      

    -Разгадайте  загадку и сами назовите тему сегодняшнего урока.

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

                                         Он невидимый и все же

    Без него мы жить не можем.

    1. Верно - это воздух. Запишите тему в тетрадях.
    2. Сначала давайте убедимся, что воздух существует на самом деле.

    Для этого проведем опыт №1. Возьмите пакет, встряхните его и завяжите. Попробуйте  осторожно его сжать. Легко ли он сжимается? Почему? Значит, в пакете есть воздух.

    Опыт №2

    -        Возьмите шприц, зажмите пальцем входное отверстие и попробуйте передвинуть поршень. Легко ли это сделать? Почему? А если отпустить палец?    Какой вывод можно сделать?

    (Воздух трудно сжимается).

                           1.        Плохо сжимается (слайд)
    Опыт №3

    -Что я держу в правой руке (Закрыто книгой). Почему не знаете? (Не видно). Убираю книгу, в руке кубик.

    -Если вокруг нас воздух, а вы видите кубик, какой вывод можем сделать?

                     2.        Прозрачен (слайд)

    -Какого цвета доска? Мел? Портфель? А воздух?

                 3. Бесцветен.(слайд)

    -Когда вы вошли в класс ,почувствовали ли вы какой-либо запах? О чем это говорит?

                   4. Не имеет запаха (слайд)

    Опыт №4        

    -Посмотрим, что происходит с воздухом при изменении  температуры..

    -Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Вода в трубку не входит. Почему? (Ее не пускает воздух). Будем нагревать колбу. Что видите? (пузырьки воздуха входят). Это говорит о том что

         5. При нагревании воздух расширяется.(слайд)
    Опыт №5

    -        Положим на колбу холодную, влажную ткань. Что наблюдаете? (Вода поднимается). Воздух, как бы уступает воде место т.е.

                 6.        При охлаждении сжимается.(слайд)

    -У воздуха есть еще одно свойство. Может быть, вы поможете его сформулировать?

    Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают. Почему? (Снег, как одеяло, им тепло). А почему снег, как одеяло? (Т.к. между частицами снега есть воздух, он не пропускает мороз к растениям).

                  7.        Плохо  проводит тепло. (слайд)

    Мы записали свойства воздуха. Давайте, их еще раз перечислим:

    1.

    Плохо сжимается.

    2.

    Прозрачен.

    3.

    Бесцветен.

    4.

    Не имеет запаха.

    5.

    При нагревании расширяется.

    6.

    При охлаждении сжимается.

    7.

    Плохо проводит тепло.

    Проблема:  

     -   Подумайте,   почему   в   сильные   холода   птицы   сидят нахохлившись?                                                                (слайд)

    -  Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму или оклеивают окна?

    (слайд)

     Физпауза        

    - Мы выяснили каков воздух. А что такое воздух? (Дети высказывают мнения).

    Схема-опора (слайд)

    СО2

    Воздух - это смесь газов.

    -        Зарисуйте схему в тетради.

    IV. Охрана воздуха

    -Вдохните воздух и задержите дыхание. Долго ли вы смогли обходиться
    без воздуха? Какой вывод?

    (Воздух необходим для дыхания).

    1. Кто дышит воздухом? (Все живое).
    2. Посмотрите на фотографии учебников на ст. 46, 47. Что можете сказать?
    3. Чем угрожает загрязнение воздуха? (слайды)
    4. Как с этим бороться?

    V. Рефлексия. 

    Д/3: ст. 44-48, нарисовать плакат по охране воздуха.

    Приложение

                         Карточка для работы в паре.

    1.        Подчеркни тела одной чертой, вещества - двумя:

    стакан,  ножницы,  резина,  мяч, вода, кусок сахара, сахар, капля воды, железо.

    2.        Подпиши состояние вещества под схемами:

    о

    о

    о

    о

    о

    о    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о   о

    О

    о

    о

    о

    о

    о

    о

    о   о

    о

    о

    _________________________    _______________________      ____________________

    3. Допиши: В любом веществе частицы находятся в постоянном_____________________

    4. Соедини стрелками:

    Крахмал Кислота Сахар


    Яблоко

    Щавель

    Картофель

    Виноград

    Хлеб

    5. Как называются:

    Сложные частицы - _

    Простые частицы - _


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Свойства воздуха" 2 класс

    Урок по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова "Свойства воздуха" проводится во 2 классе. Тип урока: решение частной учебной задачи. Цель урока:  формирование знаний учащихся о...

    План-конспект урока "Состав и свойства воздуха"

    Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов, прилагаются гиперссылки на использованные ресурсы....

    Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

    Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

    Урок окружающего мира "Свойства воздуха" во 2 классе

    Цель урока выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;воспитывать бережное отношение к природе....

    Конспект урока по теме: Свойства воздуха.

    Конспект урока по теме: Свойства воздуха....

    технологическая карта урока окружающего мира "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха "

    Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Значение воздуха дляжизни. Состав воздуха". УМК "Планета Знаний"...

    . Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

    Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....