Главные вкладки

    Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность
    статья (младшая группа)

    Гулева Нина Викторовна

    Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_emots.intellekta_deteyi.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников

    через художественно-эстетическую деятельность

    В рамках ФГОС для реализации любой образовательной программы дошкольного возраста стали значительными такие понятия, как позитивная социализация, развитие инициативы и творческих способностей ребенка. В области социально- коммуникативного развития появились новые для педагогов, работающих с дошкольниками, понятия социального и эмоционального интеллекта.

    Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

    Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.

    Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме       представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.

    Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).

    Что такое эмоциональный интеллект?

    Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение       различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.

    Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

    • самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
    • самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
    • социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
    • управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

    Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в        соответствии с возрастными особенностями ребенка.

    Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

    1. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
    2. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности       ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
    3. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
    • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
    • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
    • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть        (признавать их);
    • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
    • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
    • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

    В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «…общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает»

    Только в атмосфере непосредственно переживаемых чувств, их открытости, можно сформировать у ребенка опыт активного отношения к окружающему миру,         самостоятельность, настойчивость, инициативность, осознание своей ответственности, стремление проявлять свои способности.

    «Чтобы интеллект преобразовать в разум, необходимо открыть сначала свое       сердце... Разум – это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем», – говорили древние философы

    Особенности художественно-эстетической деятельности в сфере развития       эмоционального интеллекта.

    Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на         эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).

    Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески        активной личности.

    Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к               образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.

    Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.

    Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.

    Таким образом, происходит развитие эмоциональной отзывчивости:

    • на литературные произведения (восприятие художественной литературы и фольклора)
    1. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые       слышит малыш. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша, – без лукавства и фальши.
    2. Сказка – органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.

    «Проживание» ребенком сказочной ситуации не только мысленно, но и как бы       наяву, через движение, позу, пластику, оказывает положительное влияние на его пси- хоэмоциональное состояние. Для этого необходимо, чтобы ребенок идентифицировал себя с главным героем сказки, разделял его судьбу. Не следует опасаться передавать            состояния лени, страха, жадности и других отвергаемых человеческих чувств. Необходимо учить детей разбираться с самыми грустными сторонами человеческой жизни. Через осознание и ситуативное переживание их в создаваемых сказочных ситуациях ребенок дает им верную оценку.

    Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», – подчеркивала А.М. Виноградова («Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М.                Виноградовой., 2017). По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, уверенность.

    • на музыкальные произведения (музыкальная деятельность)

    Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности        ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.

    Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития         эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Му- зыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.

    • в процессе художественно-игровой деятельности

    (это интеграция изобразительной и игровой деятельности + элементы собственно игровой деятельности). Изобразительная деятельность включает в себя продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

    Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспита- нию у ребенка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

    Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них.

    Занятие изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений, до создания образа во всем богатстве цвета, формы, пропорции и т. д. Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы.

    Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в                    стимулировании фантазии, воображения. А игра является мощным и по сути главным средством развития эмоционального мира ребенка.

    Игра – творческая деятельность в которой во многом определяется умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

    Результатом художественно-игровой деятельности являются:

    • игровое изображение – продуктивная деятельность с использованием игровых приемов;
    • изобразительная игра – это сфера применения детского творческого продукта (те- атрализованные игры, задания, направленные на сочинение собственных сказок и исто- рий)

    Развивая эмоциональный интеллект у детей младшего дошкольного возраста, будет полезно использовать:

    • сказки, потешки, загадки;
    • игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
    • беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
    • театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
    • музицирование;
    • художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.

    Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

    Литература

    1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
    2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
    3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

    Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

    Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность

    Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...

    Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

    Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

    Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.

    Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие

    Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитиеВоспитатель: О.А. Бобрыш         Актуальность.Развитие речи...

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...

    Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»

    Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»...