Главные вкладки

    Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»
    методическая разработка (младшая группа)

    Гулева Нина Викторовна

    Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_emots.docx17.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра на развитие эмоциональной сферы детей

    младшего дошкольного возраста

     «Цветик – семицветик»

    Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа личности ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

    Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад со слабо развитой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои  чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

    Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

    Исследования показывают, что дети младшего дошкольного возраста способны воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость и затрудняются с определением грусти, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него. Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют различные педагогические средства эмоционального развития.

    Развитию понимания эмоционального состояния во всех его проявлениях у детей  помогают игры.    

    Предлагаем вашему вниманию игру «Цветик – семицветик» на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

    Игра «Цветик – семицветик» не только учит определять, различать и передавать эмоции и чувства, но и может быть использована для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции. Данная игра познакомит детей с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный цветок-конструктор поможет создать каждому ребёнку свой  образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть  как в детском коллективе, так и в семье.

    Игра «Цветик – семицветик» предназначена для детей, педагогов и родителей. «Цветик – семицветик» может использоваться для  индивидуальной и групповой деятельности детей.

    Цель игры:

         -    умение определять и различать человеческие эмоции и чувства;

    -       формирование положительных эмоций, снижение психофизического напряжения.

    Задачи: 

    -       способствовать развитию конструктивных умений; 

    -       формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;

    -       развивать воображение;

    -       развивать мелкую моторику;

    -       развивать монологическую и диалогическую речь детей;

    -        воспитывать чувство любви к близкому человеку;

    -       создать условия для ознакомления детей с цветом, величиной, осязательными свойствами предметов;

    -       закреплять знания детей цветов спектра;

    -       развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

    -       развивать активный словарь эмоциональных состояний;

    -       научить детей понимать своего собеседника по выражению его лица;

    -       формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

    -       развивать воображение;

    -       развивать монологическою и диалогическую речь.

    Вариант №1 «Зеркало».

    Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

    Воспитатель с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача детей точно копировать его состояние, настроение.

    Вариант №2 «Волшебные превращения»

    Предложить ребенку изобразить ту или иную эмоцию. Что случилось, какая-то история произошла с героем? Помочь герою сменить печаль на радость, страх на удивление и т.д. Можно проиграть известные русские народные сказки.

    Вариант №3 «Какого цвета радость»

    Педагог предъявляет детям четыре эмоциональных состояния и четыре лепестка цветка. Ребенок должен выделить одно состояние, и подобрать к нему цвет.

    -радость-красный, желтый

    -грусть-синий

    -удивление-зеленый

    Вариант №4 «Мимическая гимнастика»

    Воспитатель предлагает детям три-четыре эмоции и просит мимикой их изобразить, конечно показывая детям как это сделать

    Игра очень увлекательна и дети с огромным удовольствием в нее играют.

     

     Список  литературы и литературных произведений, которые познакомят воспитанников с той или иной эмоцией

    1. Корнилова К. Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. - М.: Гос издат, 1922. - С. 48-55.
    2. С эмоцией гнева: К. Чуковский «Краденное солнце»
    3. С эмоцией горе: И. Токнакова «Мне грустно»
    4. С эмоцией радости: К. Ушинский «Четыре желания»
    5. С эмоцией страха: Е. Пермяк « Самое страшное»
    6. С эмоцией удивление: В. Сутеев «Под грибком»
    7. С  эмоцией печали: р.н.с. «Гуси-лебеди», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

    Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

    Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

    Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

    Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

    Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

    Игры для развития эмоционального интеллекта.

    Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста....

    Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

    В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

    Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

    Статья о важности, особенностьях и сопсобах формирования эмоциональгого интеллекта у детей дошкольного возраста...

    Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».

    Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста    «Цветик - семицветик».Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...