Главные вкладки

    Театрализованные игры, как средство воспитания у дошкольников интонационной выразительности речи
    статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Степанова Татьяна Николаевна

    Развивать выразительность речи,надо начинать,ещё с дошкольного детства.В этом могут помочь театрализованные игры и игры драматизации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_teatralizovannye_igry.docx29.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованные игры, как средство воспитания у дошкольников интонационной выразительности речи

    Дошкольное детство ребенка является важнейшим этапом в формировании личности. Это период активного развития всех сторон речи, ее правильности и выразительности. Значение выразительной речи в жизни каждого человека неоспоримо. Выразительная, яркая, убедительная и привлекательная речь особенно необходима людям творческих профессий, а также педагогам разной направленности, так как  эмоционально окрашенное слово помогает донести учебный материал ,наиболее заинтересовав обучающихся учебным материалом, привлекает их к самостоятельному изучению., а так же делает человека интересным собеседником. Развивать выразительность речи надо уже в период дошкольного детства ребёнка ,так как это поможет ребёнку и обучаясь в школе, в других учебных заведениях, и остаётся полезным навыком на всю жизнь человека, развивает его личность .

    Актуальность темы определяется недостаточным вниманием к этой проблеме у детей дошкольного возраста, и усложнившаяся ситуация в современном мире, где вместо книг дети всё чаще и раньше приучаются к компьютерам, телевизорам. планшетам и мобильным телефонам, что отрицательно влияет не только на развитие выразительности речи, но и на словарный запас ребёнка, на правильность речи: литературные ,красивые слова заменяются в речи словами-паразитами, речь упрощается. В этом ключе, задача воспитателей стараться обогатить словарный запас детей, развить выразительность речи, заинтересовать литературными произведениями, театральными постановками, театрализованными -играми и другими средствами помогающими развитию речи ребёнка.  Развитие выразительности речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

         Установлено, что наиболее ярко и интенсивно речевая выразительность у детей дошкольного возраста начинает проявляться в игровой деятельности, поскольку игра является ведущим видом деятельности и создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Одним из видов игровой деятельности являются игры-драматизации. Они позволяют в более интересной форме раскрывать и развивать возможности детей по формированию выразительности речи.

    Что имеется ввиду под «выразительностью речи?»

    Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.

    Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:

    Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

    Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

    Интонация –- это комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.

    Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

    - мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;

    -  темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи);

    - пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

    - сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;

    -  логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;

    -  фразовое ударение - выделение голосом группы слов;

    - ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;

    - тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

    По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:

    • Монотонная - с незначительным повышением и понижением голоса;

    • Восходящая форма - с повышением голоса к концу предложения;

    • Нисходящая форма - с понижением голоса к концу предложения;

    • Полная форма, включающая повышение и понижение.

    Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко .

    Итак, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (звуковая выразительность, звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях); интонацию как основное выразительное средство звучащей речи, включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую многообразные функции) и невербальные средства (жесты, поза и мимика. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

    Таким образом, только при адекватном использовании всех этих средств речь становится действительно выразительной и наиболее полно передает содержание мыслей и чувств говорящего.

          Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произношении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух, часто такие дети не договаривают слова. Укороченный вдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.

    Работа над голосом. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка, следовательно, необходимо: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо, громко).

    Работа над дикцией. Хорошая дикция, т.е. четкое произношение каждого звука в отдельности, а так же слова и фразы в целом, формируются у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитие всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз, воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.

    В старших группах дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.). У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение - весело или грустно, шутливо или серьезно).

    Формирование темпа речи и качества голоса. Нужно научить детей согласовывать силу голоса с окружающими условиями, беречь его. Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качества голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужых мыслей. Для этого, используя специальные упражнения, развивают гибкость детского голоса, учат ребенка говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).

    Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе воздуха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух - трехлетнему малышу выдох обеспечивает произношение фразы в 2-3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста - фразы из 3-5 слов.

         В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов:

    Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, видеофильмов и  презентаций.

    Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ.

    Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен присутствовать и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых. В старших группах для закрепления полученных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется беседа.

    Словесные методы, в чистом виде, в детском саду употребляются редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей .

    Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

    Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Маша принимает гостей», дети не только наблюдают за чаепитием, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать разговор в гостях, проявлять внимание друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

    Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

    Прием - это элемент метода.

    Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами - пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

    Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко .

    Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

    Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

    Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей .

    Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.

    Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

    Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.- также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

    В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

    - интригующая интонация голоса при вопросе,

    - утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

    - использование шутки при объяснении задания.

    Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж ,употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты) .Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

    Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

    Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию .

    Таким образом, существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

     

    Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна интегрироваться во все занятия и режимные моменты пребывания детей в детском саду.

    Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах является носителем смысла, а ритм и интонация помогают донести малейшие нюансы словесной речи

    Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются стеснительными, боятся публичных выступлений, теряются в присутствии малознакомых людей. Цель взрослых, а в частности педагога, в том, чтобы привлечь детей к выступлениям пере аудиторией, привлекать их к участию в утренниках и т.д.В этом огромную помощь может оказать игра-драматизация в дошкольных образовательных учреждениях.

    Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

    Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

    • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте, «Догадайся, о ком я говорю?»).

    • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево), на выражение основных эмоций( “У пчелки хвори”, “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”).

    • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (Крадется хитрая лиса,  храбрый петушок шагает по дорожке, «Котята охотятся за мышкой»).

    • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Веселый хоровод вокруг елки», «Танец медвежат», «Пляшут звери на опушке»).

    • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (С.Я.Маршака «Перчатки», В. Берестов «Больная кукла»).

    • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (К. Ушинский «Петушок с семьей»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

    • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

    • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса»).

    • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

    У детей этого возраста отмечается первичное освоение театрализованной игры Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов (О. Дриз «Добрые слова», «Два жадных медвежонка», К. Ушинский «Петушок с семьей», К.И. Чуковский «Федорино горе».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

    Итак, система работы по организации игр – драматизаций в дошкольном возрасте делится на три этапа:

    • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

    • освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;

    • самостоятельная творческая деятельность.

    В заключение нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с театрализованными играми, родителей воспитанников. Ведь именно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения в развитии не только речи, но и остальных функциональных систем.

    Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении. Нужно обращать внимание родителей на особенности и значение театрализованных игр для развития речи детей. Привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители группы знакомятся со

    Организация работы с детьми

    Работа с детьми проводится в двух основных формах:

    - специально организованная работа педагога с детьми;

    - нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

    Для проведения игр необходимы определенные требования:

    • Знание литературного текста

    • Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы воспитания и обучения в детском саду», ФГОС.

    • Должны быть действия.

    • Должен быть диалог и монолог.

    • Доступность понимания детьми.

    • Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.

    • Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.

    Приемы руководства театрализованными играми заключается в следующем:

    • Чтение произведения.

    • Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие героев, чувства, состояние.

    • Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий.

    • Игры – имитации мимики, жестов.

    • Работа над текстом.

    • Инсценирование (сама театрализованная игра).

    Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.

    В старшей группе воспитатель и дети находятся на позиции сотворчества, сотрудничества, разыгрывать сценки, заниматься подготовкой к спектаклям можно во второй половине дня.

    Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместной самостоятельной игровой деятельности, а именно в театрализованных играх, не непосредственная, а опосредованная.

    Таким образом, учет и  выполнение данных условий будет способствовать более  эффективной  работе  по  развитию выразительности речи в ходе проведения театрализованных игр.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованные игры как средство воспитания в младшем дошкольном возрасте

    Представлен теоретический материал условий развития и руководства театрализованной деятельностью дошкольников, а так же план руководства деятельностью в младшей группе ДОУ....

    Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

    Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

    Театрализованная игра- как средство воспитания творческой активности детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Театрализованная игра является  одним из средств развития общения детей дошкольного возраста, воспитания творческой направленности личности,  у детей развивается творческое воображение, ассо...

    Театрализованные игры как средство личностного развития дошкольника

    Материал к семинару-практикуму для воспитателей...

    Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.

    В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....

    Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольника

    Термин "театрализованная игра", роль педагога в организации и проведении театрализованной игры, рекомендации о приемах педагогического руководства театрализованными играми....