Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

    Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_orkseurok_no9_2003.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

    1. Яким Елена Расимовна
    2.   Модуль «Основы светской этики», урок № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».
    3. Краткое описание последовательности этапов урока: последовательность этапов урока традиционная; видение сценария урока автором совпадает с видением сценария урока учителя.
    4. Задачи урока: - в области ценностей – подвести учащихся к пониманию необходимости морального выбора для человека и общества;

                                   - в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;

      - в области знаний – сформировать представления о нравственности и нравственном выборе;

      - в области умений и навыков - формировать умение вести диалог ( совершенствовать коммуникативную компетентность).

    5.   Используемый учебный материал:

    1. учебное пособие для учеников «Основы светской этики»;
    2. адрес Internet: http: // cit.vvsu.ru/portal/nfpk/lib/obsch/49.htm;
    3. мультимедийное сопровождение к уроку., учебный диск
    4. 6.   Описание этапов занятия
    5. Основные термины и понятия:
    6. Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
    7. План урока:

     I. Орг. момент.

    II. Обсуждение результатов домашнего задания.

    III. Работа над новым материалом

    1.Обсуждение слов эпиграфа

    2.Работа с понятием «свобода»:

    а) создание ассоциативного ряда к слову «свобода»;

    б) работа со словарями, справочниками и энциклопедиями;

    в) обобщение

    3. Работа с притчей «Всё в твоих руках»:

    а) чтение притчи;

    б) беседа по вопросам;

    в) обобщение;

    4. Работа по учебнику.

    5. Работа с примерами.

    IV.Итог

    1.«Творческая пятиминутка».

    2.Беседа

    V.Домашнее задание

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Метапредметные результаты

    Личностные результаты

    Предметные

    Духовно- нравственные

    Этап психологического настроя на урок

    Эмоциональный настрой на урок

    Закройте глаза и (презентация- Солнышко)представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

    Внимательно слушают и предлагают варианты ответов.

    Умения излагать свою т.зрения

    Наличие работы на результат

    сигнализируют учителю о готовности начать урок

    Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье

    2 Работа над определением темы урока: А может и так Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (Слайд 3)
    - Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
    - Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой
    Притча восточ.- учебный диск 

    Внимателmyj  смотрят и слушают, рассуждают

    Овладение логическими действиями анализа

    Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

    Понимание значения нравственности

    Воспитание ценностного отношения к моральным и нравственным отношениям

    Работа над новым материалом

    1.Запись темы в тетради, работа с эпиграфом

    Учитель:

    - Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…»

    Записывают, думают, анализируют

    рассуждают о данных качествах;


    рассказывают партнеру о добродетельных или порочных поступках

    2.Работа с понятием «свобода»

    а) Создание ассоциативного ряда к слову свобода

    Пишут на листочках

    Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

    Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»?

    б) Работа  в парах со словарём Даля,Ожегова,  Энциклопедическим словарем

    (Слайд 7,8). Обсуждение определений

     в) Обсуждение вопросов

    Ищут понятия, читают, анализируют

    Овладение логическими действиями анализа

    Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

    Знание, понимание и принятие личностью ценностей:

    Ценностное отношение к труду и творчеству

    Работа в группе - обсуждение
    Что значит быть свободным?

     Для чего нужна свобода?

      Согласны ли вы с мнением, что свободный человек делает всё, что захочет? Приведите примеры

    Выступление  учащихся

    коллективно обсуждают групповые решения задачи и приходят к истинному ответу;

    активно слушают;

    Овладение логическими действиями анализа, умение договориться

    Развитие навыков сотрудничества,

    Понимание значения нравственности,

    Ценностное отношение к труду и творчеству

    -Кто чувствует себя счастливым и почему?  (Слайд 10)

    -Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

    3.Работа с иллюстрацией на диске Мириться или нет?

    Рассматривают картину и дают свои варианты ответов

    Овладение логическими действиями анализа,синтеза

    Ценностное отношение к нравственности: к дружбе и готовности прийти на помощь

    Работа над притчей

    а) Чтение притчи:

    Восточная притча

        . ……….

    -Что ответил Мастер своему ученику?

    Обсуждение (дети высказывают свои предположения)

    -А теперь прочитаем, что ответил Мастер своему ученику. (Слайд 13)

    -Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
    — Всё в твоих руках.

    б) Вопросы по тексту восточной притчи: (Слайд 14)

    - Как вы понимаете последние слова Мастера?

    -Какие два  пути выбора стояли перед

    Смотрят, слушают, отвечают

    Умения излагать свою т.зрения

    Развитие навыков сотрудничества

    Понимание значения нравственности

     Обобщение (СлайдВ древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя.

    Добро и зло могут соседствовать  в человеческом сердце, человек наделён правом выбора. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе ..

    Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

    4.Работа по учебнику  (Cлайд 17)

    а) Чтение статьи  на странице 22-23

    Найти ответы на вопросы:

    -Что такое моральный выбор?

    -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

    -Как должен поступать добродетельный человек?

    -Что такое моральный конфликт?

    Работа по диску

    б) Обсуждение прочитанного.

    Понимание значения нравственности

    Работа с примерами

    Ситуация 1.(Слайд 18)
    -Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами..

    Ситуация 2 (Слайд 19, 20, 21)

    Чтение учителем стихотворения  С. Михалкова «Находка»

    Вопросы по сказкам (Слайд 22)

    1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
    2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

    1.Творческая пятиминутка (Слайд  23)

    Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.

    Свобода, мораль

    (Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)

    2.Итоговая беседа (Слайд 24)

    -Что такое свобода?

    -Как связана свобода с моральным выбором?

    -Всегда  ли  у  человека  есть  выбор?

    -Какими  качествами  должен  обладать  человек, чтобы  сделать  моральный  выбор?

    V.Домашнее задание-Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

    Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозво­ленность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...

    Технологическая карта урока по теме "Водоросли донные и плавучие"

    Методический материал содержит технологическую карту к уроку биологии в 5 классе по теме "Водоросли донные и плавучие". Технологическая карта составлена с учетом современных требований к уроку при пер...

    Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

    метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

    Дидактические и методические материалы для сопровождения курса ОРКСЭ (модуль светская этика)

    Рекомендации и материалы к урокам ОРКСЭ, собранные за годы преподавания. Их можно использовать как дополнительный материал в своей работе....

    Урок "Свобода и моральный выбор человека"

    Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке...

    технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

    Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

    Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

    Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....