Главные вкладки

    Музей и дети

    Горкуша Алла Николаевна

     

    Систематическое духовно – нравственное воспитание обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности, способствует выработке научно-образовательных перспектив развития своего региона,  обогащает и одухотворяет людей, учит их любить свою родину, свой край, свое социальное и природное окружение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации Старооскольского городского округа

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

    IV муниципальная конференция юных исследователей

    Секция: гуманитарная

     

     

    Исследовательская работа

    Свято -    Троицкий храм –

    живая история

    и современная жизнь русского народа

    Скрыпник Олеся

    7 «А»  класс

     

     

     

     

     

     

     

                                                                               Руководитель:

                                                                           Учитель православной культуры Горкуша А.Н.

                                                                                                 

     

    Старый Оскол

    2011

                                                                         

                            Содержание

               

                   Введение                                                                                  3                                                                                            

    1. Старооскольские храмы. Свято-Троицкий храм        5
    2. Карта Стрелецкой слободы                                   6
    3. Архитектура храма                                                           7
    4. Икона «Казанская Божья Матерь»                               9

                        5.Заключение                                                                         10                                                      

    Список используемой литературы                                    11

                                                                Введение

    В современных социально-экономических условиях решать задачу духовно-нравственного воспитания нелегко, поскольку сказывается негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи.

    В настоящее время в Белгородской области, уделяется огромное внимание духовно – нравственному воспитанию молодежи, детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно – нравственное воспитание обеспечивает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности, способствует выработке научно-образовательных перспектив развития своего региона,  обогащает и одухотворяет людей, учит их любить свою родину, свой край, свое социальное и природное окружение.

    Актуальность изучения этой темы обусловлена возрождением духовности в нашем обществе и государстве

    Гипотеза данной работы – без знания своей истории, без истинной православной веры, нельзя стать полноценной и развитой личностью, стать патриотом  и гражданином своей страны.

    Цель работы - на примере одного храма наглядно показать великолепие храмов нашего Старооскольского района, их достоинства, красоту и историю.

    Задачи, которые ставит автор работы:

    • Показать величие храмов  в Старом Осколе
    • Воспитывать чувство любви и гордости к родному городу
    • приобщение к знаниям о богатом наследии православной культуры
    • Развитие познавательной исследовательской активности, творческого и интеллектуального  потенциала  на уроках православной культуры

    Православие – это живая история и современная жизнь русского народа, его культура и повседневный быт, воспитание и образование, отторгнуть русский народ от православия – значит  отвергнуть золотое наследие наших предков.

    Русский народ жил всегда с великою правдою в душе, накапливая веками нравственно – духовные традиции.

                      1.  Старооскольские храмы. Свято-Троицкий храм

    В Старом Осколе и Старооскольском районе всего 73 храма, из них 20 деревянных храмов. Кафедральный храм в Старом Осколе – собор благ. князя Александра Невского. Старооскольские храмы: Свято-Троицкий, Крестовоздвиженский, Ильинский, Вознесенский ,Успения Божьей Матери. В самом Старом Осколе 8 храмом и 1 деревянный. Но обо одном я хотел бы рассказать. Это Свято-Троицкий храм, который находится в стрелецкой слободе.         

    Свято-Троицкая церковь построена в 1730 г.(в стиле барокко), в 1858 г. дополнена приделами с апсидами и четырехколонным портиком со стилизованными тосканскими колоннами.         Располагается в Стрелецкой слободе (сейчас в черте Старого Оскола). Иконостас церкви – замечательный по архитектуре и исполнению, один из немногих сохранившиеся иконостасов XVIII в.

            Одним из наиболее ранних сохранившихся храмов Старого Оскола, построенного в разные архитектурные эпохи - первоначальный объем периода барокко, пристройки - позднего классицизма, является церковь Свято-Троицкая, построена в 1730 г. в центре слободы Стрелецкой, возникшей в XVII веке на юго-востоке острога, за рекой Оскол. Приход церкви составляли слободы: Троицкая, Пушкарская, Стрелецкая. Престолов в ней три: главный во имя святой Животворящей Троицы, с правой стороны от главного алтаря - в честь Казанской иконы Божией Матери, с левой стороны от главного алтаря - во имя Николая Чудотворца. В 1858 г. к храму пристраиваются с севера, юга и востока новые помещения. С запада - тосканский четырехколонный портик. Первоначальные скульптуры на фасадах (возможно деревянные) были заменены в 30-е годы XX в. на гипсовые. От застройки XIX в. в слободе сохранились: школа церковно-приходская, часовня, жилой дом и кладбище.

    Протоиереем Свято – Троицкого храма является  Филатов Андрей Иванович. Он родился в Белгородской области в 1969 году. С 1985 по 1990 год проходил приходскую практику перед поступлением в Курскую Духовную семинарию в храме Архистратига Михаила в г. Белгород. С 1990 по 1994 год учился в Курской Духовной семинарии. 18 марта 1994 года рукоположен вo диакона. 19 марта 1994 года рукоположен во пресвитера. С 1995 года - настоятель Свято-Троицкого храма г. Старый Оскол..

    2.Стрелецкая слобода

                       3. Архитектура храма

    Очень часто храмы называют «Небом на земле», и это не просто метафора. Своей архитектурой храмы, как правило, прорывают привычные формы земных сооружений и устремляются ввысь. Происходит это оттого, что предназначение храма выходит за привычные рамки земных отношений:

            В Свято-Троицком храме, фасады трапезной, приделов и апсид завершены гладким фризом и профилированным карнизом. Все прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. Трехчастные центральные окна трапезной, фланкированные пилястрами с раскрепованными фризами, ограниченными поверху полочками, завершены сегментными окнами по их осям. Колокольня - восьмерик на четверике, имеет один ярус звона с коробовыми арками на всех гранях. Углы восьмерика закреплены лопатками. Грани его завершены треугольными щипцами. Объем четверика в уровне притвора частично утрачен, в результате чего верхняя часть его западного фасада опирается на архитрав далеко вынесенного четырехколонного портика. Увенчана колокольня небольшой главкой с яблоком и крестом на глухом барабанчике

            Апсиды, перекрытые конхами, соединены с храмом трехпролетной аркой. Восьмерик храма, перекрытый восьмигранным сводом, опирается на подпружные арки с полукруглыми тромпами. Приделы, центральная ячейка трапезной и притвор перекрыты крестовыми сводами. Боковые ячейки трапезной с плоскими перекрытиями. Все помещения сообщаются через арочные проемы. Иконостас - резного дерева, позолоченный, выполнен в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром. Состоит из трех ярусов. В верхнем ярусе помещена одна икона. Первый и второй ярусы разделены раскрепованными карнизами. Вертикальные элементы иконостаса фланкированы большими витыми колонками. Колонки меньших размеров фланкируют иконы, вставленные в овальные рамы. Царские врата богато декорированы резьбой растительного характера. В фигурном завершении иконостаса использованы арочные, килевидные и другие сложные криволинейные формы. Возвышающийся центр украшен фигурами ангелов. Росписей в храме немного, в основном расписаны своды. Большинство живописных сюжетов посвящены жизни Христа. Стенные росписи обрамлены лепными рамами. Большая часть икон вставлена в резные киоты. Ограда вокруг церковного участка установлена на высоком кирпичном основании с массивными столбами, декорированными филенками. Между столбами вставлены ажурные кованые решетки со сложным, редким для этого времени ковровым рисунком.                          

            Часовня Свято-Троицкой церкви построена предположительно в первой половине XIX в. В течение нескольких десятилетий использовалась как склад. В 1994 г. была отремонтирована на средства прихода.

          Единственная сохранившаяся часовня в Старом Осколе, построенная в духе классицизма. Стены кирпичные, оштукатурены. Расположена рядом с перекрестком ул. Большевистская и Колхозная (в створе последней), на западной стороне ул. Большевистской. Одноэтажная, восьмигранная в плане, под невысокой граненой кровлей, завершенной главкой с крестом. Глухие грани по сторонам света украшены портиками со сдвоенными по флангам полуколоннами и завершены крутыми треугольными фронтонами. Цоколь выделен большей толщиной стены, фасады завершены профилированным карнизом. Вход в часовню арочной формы расположен с южной стороны, две грани по бокам от восточной имеют арочные окна, все остальные грани - глухие, декорированы арочными нишками.

                          5. Икона « Казанская Божья Матерь»

    Иконы. Колокольный звон при Храме

    Храм Православный – это Небо на земле,

    К Святым молитвы никогда не утихали

    И получают благодать от Бога все!

     (Горяинова Н. «Православная Россия». )

    Главная святыня  Свято-Троицкого храма – чудотворная  икона Казанской Божьей Матери. Она икона находится в Свято-Троицком храме. В летописях четырехсотлетней давности можно найти сообщения, что от  икон исцелялись слепцы, и эта икона не исключение.  От этой иконы несколько лет назад исцелился один слепой, хотя врачи поставили ему  диагноз – неизлечим.

    Существует две легенды о явлении иконы. По одной из легенд, икона приплыла по реке Оскол. Её нашли мальчики купавшиеся в речке в виде двух дощечек. А когда они сложили две половинки, то дощечки невозможно было разъединить. И на сложенных дощечках проявился лик Богородицы с младенцем. По второй легенде нашли икону в часовне  возле с Свято-Троицкого храма, отнесли икону в Покровский храм(что был на Ленина). На следующий день икона из Покровского храма исчезла, а появилась  в Свято-Троицком храме. И так 3 дня. И решили икону оставить в Свято-Троицком храме

    Этот храм великий памятник архитектуры и истории. Советую вам посетить его. Вы там увидите не только искусство архитектуры, но ощутите приятную обстановку и благодать от великой чудотворной иконы.

                                     

                                     Заключение  

    Храм — место святое, где человеческие души в Таинствах Церкви и в молитве встречаются с Богом. Вместе с тем, храмовая архитектура отражает историческое время, вбирая в себя лучшие достижения эстетического и технического развития народа. При изучении истории строительства того или иного храма отчетливо видно, как вера воплощается в искусство, а земные формы преображаются в небесную красоту. Каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от истории народа. И, вместе с тем, храм как дом Божий, как место особого присутствия и благодатного действия Божия дает возможность выбрать путь спасения всему народу. Даже руины

    разрушенных храмов своим молчаливым укором и напоминанием о былом величии призывают к созиданию, к памятливости, ответственности перед Богом, Родиной и Историей.

    Совсем недавно в курс школьной программы был введен предмет «Православная культура». Этот предмет призван научить отличать добро от зла, формировать чувство ответственности, любовь к Родине, семье, ближним, способствовать выработке собственной жизненной позиции.

    Изучение истории Русской Православной Церкви, храмов, жизни святых подвижников, деятелей культуры, жизнь и творчество которых тесно связаны с православием,  что  способствует формированию у молодого поколения России чувств патриотизма, уважения к прошлому своей страны, к культуре русского народа – светской и духовной, по мнению известного философа И.А.Ильина, «Родина есть нечто от духа  Божия».

        Таким образом, изучение «Православной культуры», отраженной и сохранившейся в истории своего народа, возможно и полезно для каждого современного школьника.

         Хочется верить, что пришло это созидательное время «собирать камни» своих святынь, своей культуры, возрождать нравственно – духовные ценности, которые помогут выбрать правильный курс.

                Список использованной литературы:

    1. Духовные родники Святого Белогорья» В.И.Давыдов. – Белгород 2001
    2. Газета «Православное Осколье». 2009
    3. Газета «Белгородская епархиальные ведомости» №5 2005

          4. Иоанн - архиепископ Белгородский и Старооскольский. Храмы

        Белгородской и Старооскольской епархии. Белгород,2005

    5. Библия для детей М.: РИО Mil 10 «Мосгорпечать», 1991