Главные вкладки

    Советский народ в годы ВОв
    методическая разработка по истории (9 класс) по теме

    Ракипова Светлана Максутовна

    Честно говоря, работая над созданием этого урока, преследовала скрытую цель: достать на поверхность эмоции моих учеников...

    P.S. Презетация очень тяжелая (по объему), поскольку содержит немало видеоматериала. Напишите: вышлю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Советский народ в годы ВОв20.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок «Мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны»

    (9, 11 класс)

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы продолжаем знакомиться с Великой Отечественной войной.

    Мы уже узнали с вами как началась война,  познакомились как и с первыми победами, так и с первыми поражениями Советского союза в начале войны. На прошлых уроках узнали, какую поддержку оказал Урал фронту для приближения Победы и, какая битва является переломным моментом в войне. Для проверки домашнего задания, вам выдается на парту по комплекту пазлов, собрав который необходимо вспомнить:

    Задание к пазлам:

     Какое техническое средство изображено и чьей армии (Красной или Вермахта) оно принадлежит? На каком из уральских заводов было собрано каждое из них?

    Пазлы собирать умеем? Тогда приступайте. Подсказкой для вас может служить иллюстрация с изображением танков, принявших участие в одной из самых сражений Курской дуги: битвы под Прохоровкой.

    Предлагаю нашим гостям тоже принять участие в сборке пазлов, но, поскольку на прошлом уроке им не пришлось по-присутствовать, то пусть вместе с деталями пазла у них будет подсказка как в обычном пазле – это готовое изображение.

    Вопросы есть? Как собирать пазл знаете? Тогда приступайте.

    Учащиеся собирают пазл и каждая парта сообщает какой танк им удалось собрать и отвечают на вопросы..

    Молодцы. Вы достойно справились со своим заданием. Теперь мы продолжим изучать Великую Отечественную войну:

    Вступление (слайд 1),

    Сегодня мы с вами вместе попытаемся определить тему урока

     (слайд 2)

    Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме главной силы фашистской коалиции – гитлеровской Германии и ее союзников.

    Огромную цену заплатил советский народ за победу:

    1) помимо неизбежных на любой войне потерь, многие погибли в результате грубых просчетов высшего командования, стремления приурочить взятие городов к торжественным датам;

    2) всего во Второй мировой войне погибло более 50 млн человек. Самые большие потери приходятся на долю СССР – около 27 млн человек, Германии – 13 млн, Польши – 6 млн, Китая – 5 млн, Японии – 2,5 млн, Югославии – 1,7 млн. Франция, Великобритания и США потеряли соответственно 600, 370 и 300 тыс. человек.

    (слайд 3)

    Главной причиной и источником победы были патриотизм советского народа и любовь к Родине. Каждый воевал за свою свободу и независимость, за свою советскую власть – власть трудящихся, которая ассоциировалась с социализмом.

    Какую тему будет носить наш сегодняшний урок?

    (слайд 4)

    На сегодняшнем уроке мы попробуем доказать, что главная роль в победе на фашизмом принадлежит советскому народу.

    .

    (слайд 5)

    Чтобы проникнуться той эпохой мы узнаем (задачи):

    1) сколько сил было положено тыловиками (а это, в основном, старики, женщины и дети) в приближении Победы;

    2) каких сил стоило жителям блокадного Ленинграда, чтобы остаться в живых;

    3) а также, какой ценой солдаты на фронте добивались Победы.

    (слайд 6)

            Мужество советского народа в Великой Отечественной войне

    (слайд 7)

    С первых дней войны советский народ поднялся на борьбу с фашистским агрессором, проявляя невиданный героизм и самоотверженность. То, что сделал советский народ в тылу, для обеспечения армии и флота необходимым, является поистине экономическим чудом.

    (слайд 8, 9)

    Вы только вдумайтесь в эти цифры:

    К началу войны промышленное производство, уступавшее фашистской Германии в 2 раза, понеся огромные потери, в 1943 г. производило оружия и боевой техники в 2 раза больше, чем Германия. Но досталось это исключительно высокой ценой и все руками женщин и подростков. Рабочие на эвакуированных предприятиях трудились13-14 часов в сутки, полуголодные, ютились в бараках. Люди отказывали себе во всем ради победы над врагом.

    Не зря маршал Жуков говорил, что промышленный тыл – это 60% победы.

    (слайд  10)

    Одно из самых страшных событий войны – это блокада Ленинграда (нынешнего Санкт-Петербурга)…

    Блокада… страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. 900 дней и ночей мужества стойкости и отваги.

    В первой половине июля 1941 года начались ожесточенные бои на дальних подступах к Ленинграду. Постепенно вокруг него образовалось кольцо вражеских войск, пытавшихся закрыть все пути, ведущие из города. Немцы «перерезали» железную дорогу Москва-Ленинград, прорвались на станцию Мга, город окончательно лишился железнодорожного сообщения. К осени 1941 года стало невозможным движение по шоссейным дорогам и судоходство по реке Неве.

    (слайд 11)

    8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

    Все 900 дней и ночей жители боролись за свою жизнь и за жизнь родных и близких.

    Вы видите маленькую записную книжку ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта – Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая». А дальше – без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова.

    Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

    (пауза)

    Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

    Благодаря неимоверным усилиям солдат советской армии – блокаду Ленинграда удалось снять. 27 января 1943 года – день полного освобождения нашей северной столицы от фашисткой Германии.

    (слайд 12, 13)

    Та часть советского народа, которая оказалась в воинских частях проявила немалое мужество и героизм. Воины Советской армии в короткие сроки целеустремленно изучали военное дело, овладевали оружием и боевой техникой, стремились применять знания в бою с максимальной пользой. Если оружия не хватало, в борьбе с врагом использовали подручные средства. Так, в начале войны, когда не хватало вооружения, воины часто наполняли обычные бутылки бензином и выходили с ними против танков врага. Бывало и такое, что солдатам приходилось в руки вместо оружия брать палку и врукопашную с ней идти на немца. Летчики направляли свой самолет на таран. Н.Ф. Гастелло, В.В. Талалихин, А.М. Матросов, А.П. Маресьев, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб, В.Г. Клочков и многие другие воины своей героической борьбой с врагом стали олицетворением высокого патриотизма советских людей. За время войны более 11 тыс. воинов удостоены звания Героя Советского Союза.

    (слайд 14, 15)

    Конечно, можно с уверенностью говорить о том, что не только Советский союз принимал участие в борьбе с фашизмом. Победа в войне была достигнута объединенными усилиями стран антигитлеровской коалиции.

    (слайд 16)

    И все-таки, главная тяжесть войны легла на плечи советского народа:

    1) фашистская Германия в 1941 г. бросила против Советского Союза свои основные силы;

    2) в течение 1941 и 1942 гг. СССР сражался против германской армии фактически один на один;

    3) положение изменилось только в 1944 г., после того как открыли второй фронт в Европе.

    (слайд 17)

    Уходят участники событий в Великой

    Стране, с её заботами и свершениями.

    В памяти поколений остаются суровые

    и героические годы, отчётливо видится

    историческое значение подвига,

    совершённого народом.

            

    (слайд 18)

    И напоследок,… посмотрите в глаза свидетелям той страшной войны, попытайтесь почувствовать, как тяжело им пришлось. И скажем мысленно: «Спасибо… спасибо за жизнь»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).

    Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...

    Урок мужества «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»

    В народе говорят: «Всю правду о войне знают лишь погибшие». Но они молчат, потому что за майскую Победу-45 отдали свою жизнь. Под Москвой и Сталинградом, в битве за Ленинград, Орёл, Курск, в кровопрол...

    урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"

    Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....

    Феномен героизма советского народа в годы ВОВ 1941-45 годов

    Советский народ смог перенести огромные тяготы военного времени, пожертвовать почти всем ради победы, кроме собственной свободы. В чем же заключается уникальность этого подвига?...

    Презентация на тему:"Великий Май, победный Май. Памяти подвига народа в годы ВОВ"

    Презентация на тему:"Великий Май, победный Май. Памяти подвига народа в годы ВОВ"...

    Материал для внеклассного мероприятия на тему "Чеченский народ в годы ВОВ"

    Презентация содержит материал о вкладе чеченского народа в дело Победы в ВОВ....