Данная работа - сочинение 12.5 ЕГЭ по литературе по теме Мои рекомендации к киноэкранизации одного из центральных эпизодов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
(С опорой на текст произведения)
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.19 КБ |
Мои рекомендации к киноэкранизации одного из центральных эпизодов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
(С опорой на текст произведения)
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» - это социально-философский, идейный роман. В нем ярко отражены идейные столкновения между разночинской интеллигенцией и аристократией в 50-х годах 19 века. Но в произведении есть и любовный конфликт.
Главный герой, нигилист Базаров, отвергает культурные ценности прошлого, не приемлет принципы и авторитеты, отрицает любовь как чувство, а ценит лишь ее физиологическую составляющую. Но он «ломается», когда сам начинает испытывать чувства.
Встретив Анну Одинцову, Евгений сначала цинично отзывается о ней: «У нее такие плечи, какие я не видывал давно». Но при личном знакомстве Базаров «почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно». Свое смущение он попытался скрыть преувеличенной развязностью. Но эта ситуация была отправной точкой изменений, произошедших в герое. Из циника, пренебрежительно относящегося ко всем окружающим, он превратился в ранимого, остро чувствующего человека. Одинцова как будто играет с ним, вынуждая признаться в чувствах и приближая кульминацию их отношений.
Кульминационным эпизодом в любовном конфликте романа является сцена объяснения Базарова с Одинцовой. Ей предшествовал долгий и трудный для Базарова разговор об Анне, ее отношении к жизни и к любви. Эта беседа привела Базарова в дурное расположение духа. Он долго гулял и вернулся к себе «взъерошенный и угрюмый».
События, описанные в 28 главе, обнажают душу Базарова и раскрывают истинные чувства Одинцовой, которая лишь бежит от скуки, вынуждая Евгения признаться в том, в чем еще недавно он не признался бы даже сам себе. Для того чтобы дать рекомендации к киноэкранизации эпизода, необходимо сначала его проанализировать.
Придя в кабинет, Одинцова занимает то же кресло, что и накануне. Тем самым она как бы воспроизводит вчерашнюю обстановку, чтобы продолжить заинтересовавший ее разговор. Базаров тоже «занял вчерашнее свое место». И беседа перетекает из вчерашней. Это диалог двух умных людей, один из которых провоцирует другого, ставит ему психологические силки. Ссылаясь на вчерашние темы, Одинцова заставляет Базарова говорить то, что она хочет услышать. Проявляя заинтересованность («я бы очень желала знать, о чем вы думаете», «вы человек не из числа обыкновенных»), Одинцова дает понять, что неравнодушна к Базарову. Она ставит их обоих на одну ступень: «Я сама была бедна и самолюбива, как вы; я прошла, может быть, через такие же испытания, как и вы». Тем самым пытается вывести Евгения на откровенность. И далее – психологически выверенные фразы Одинцовой заставляют Базарова произнести: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она – наивысшая точка напряжения. Базаров стоит спиной к Одинцовой. Это не случайно. Наверное, ему сложно было бы сказать это в глаза, так как эти слова произносит уже другой Базаров, не циничный и развязный, а тонко чувствующий и безумно влюбленный.
Далее начинается такое движение, которое легко передать на экране и которое показывает истинные чувства персонажей. «Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало». Это была страсть. «Одинцовой стало и страшно и жалко его». Она боится силы его чувства, ведь взаимности нет. Она разбудила зверя, прекрасного и сильного, но ответить ему не может, потому что нет в ней желания испытывать сильные чувства.
Когда она заговорила, Базаров «быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор – и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь». То есть Евгений по-своему понял нежность в ее голосе. Одинцова продолжает играть свою пьесу: «Она не тотчас освободилась из его объятий». Базаров рванулся к ней, но она прошептала с испугом: «Вы меня не поняли». Ушат холодной воды. «Базаров закусил губы и вышел». Великолепная сцена! Страсть, надежда, разочарование, боль – все в ней!
Задача режиссера – так воспроизвести эту сцену, чтобы она полностью повторила авторский текст, так как тургеневский «скрытый психологизм» превзойти трудно. Читатель читает строки – и понимает внутреннее состояние героя. Зритель будет смотреть – и испытывать те же эмоции, что и герои. Задача актеров – мимикой и жестами показать, какие страсти обуревают Базарова и какие мысли руководят поведением Одинцовой.
Композиция кадра играет не менее важную роль, чем игра актеров. В эпизоде, когда Базаров стоит у окна, можно приблизить камеру, сделать план ближе, чтобы сконцентрироваться именно на нем. То, что Евгению «тесно» в кадре, передает его зажатость в этот момент, волнение и страх. Он словно скован цепями признания, в которые заковала его Одинцова. Следующий же кадр, после признания, должен быть свободным, общим. Это показывает, что Базаров освободился от тяжести признания. Этот кадр также служит своеобразной панорамой, когда видна реакция Одинцовой и последующая ответная реакция Базарова.
Звуковое сопровождение имеет большое значение. В этом эпизоде музыка будет излишней. «Гробовая» тишина, в которой едва слышно дыхание Одинцовой и тяжелое дыхание Базарова, лучше передаст напряженность момента. Далее – тоже тишина. Зрителю не до музыки. Все его внимание должно быть сосредоточено на действиях и диалоге героев в кадре. Можно лишь усилить звук шагов Евгения и сделать его неподходящим для этого пространства, применить эффект реверберации, который можно услышать в экранизации «Преступления и наказания» 1969 года.
Итак, центральным эпизодом любовного конфликта романа «Отцы и дети» является сцена объяснения Базарова с Одинцовой, в которой в полной мере раскрывается мастерство Тургенева-психолога и может раскрыться профессионализм режиссера, звукорежиссера, оператора и актеров.

Кактусы из сада камней

Снежный всадник

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Нарисуем попугая цветными карандашами

Браво, Феликс!