Главные вкладки

    спортивный туризм
    рабочая программа по теме

    Чернов Юрий Анатольевич

    расчитана на 3 года для учащихся 7-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_turiizmu.doc368 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    Туристского клуба «Эдельвейс»

    «Юные туристы-пешеходы»

    пояснительная записка

    Туризм-активный здоровый отдых. Пешеходный туризм-один из 8 видов спортивного туризма входящих, в Единую спортивную классификацию России, дает возможность повышать спортивное мастерство в походах и путешествиях, кубках и чемпионатах по видам туризма, соревнованиях по туристскому многоборью.

        На территории Ставропольского края с учащимися можно заниматься пешеходным, горным (предгорья и горы Большого Кавказа), водным (р. Кубань, ее притоки и трасса Большого Ставропольского канала), велосипедным, авто-мото и спец. туризмом. Но наиболее интересным и привлекательным для школьников является горный и пешеходный туризм.

       Анализ походов по территории края показывает, что совершать пешеходные путешествия продолжительностью 3-5 дней целесообразно. Они хороши как учебно-тренировочные, для подготовки походов по районам КавМинвод с восхождением на горы лакколиты, по горам Карачаево-Черкесии и Адыгеи.

       Уникальное положение Ставропольской возвышенности изрезанной глубокими балками и перепадами высот до 500 метров, поросшими широколиственными лесами, представляет прекрасную возможность для организации и создания учебных полигонов по туристской технике.

    Данная программа является разноуровневой (3-х годичной) рассчитанной на подготовку учащихся с 7-го класса общеобразовательной  школы.

       Учебно-воспитательную работу проводит преподаватель дополнительного образования, тренер-преподаватель ДЮСШ, учитель физической культуры, учитель географии, при необходимости привлекающий специалистов по отдельным вопросам программы.

    Цель программы

    1. Познание  и освоение окружающего мира.
    2. Приобщение учащихся к природе родного края.
    3. Приобретение навыков выживания в природных условиях.
    4. Подготовка учащихся к участию в соревнованиях по туристскому многоборью, а так же выполнению спортивных разрядов.

    1-й год обучения – обучение общетуристским  навыкам, методам ориентирования, бивачным работам, соблюдению экологических норм и т.д., одновременно приступая к освоению начал - техники пешеходного туризма (подъёму, спуску, траверсу с применением самостраховки)

    2-й год-  обучение техники пешеходного туризма на местности, обеспечение безопасности в походных условиях. Организации и подготовки многодневных путешествий,- одновременно приступая к освоению командной технике пешеходного туризма.

    3-й год – Центр тяжести практических занятий на местности переносится на освоение элементов КТМ (контрольно- туристского маршрута), обеспечения охраны природы. Занятия следует проводить  преимущественно на полигонах (склоны оврагов, карьеры), максимально приближенные к походным условиям. Очень важно использовать для проведения занятий учебные пособия, карты, фотографии, учебные фильмы, слайды, специальное снаряжение, краеведческой литературы.

    Теоретические занятия проводятся 2 раза в неделю по 1.5 часа.

    Практические занятия проводятся 4 раза в месяц по 1.5 часа и один раз на местности (возможно и другая раскладка в зависимости от расписания группы и природных  условий, погоды).

    Учебно-тренировочные походы являются подготовительными для проведения зачетных походов, для участия в них участники проходят медосмотр и распределяют обязанности в группе. График похода и специфика маршрута обсуждаются всей группой – должен быть выбран такой маршрут, который позволяет сочетать обучение со спортивным прохождением. На учебно-тренировочном маршруте необходимо планировать, правильно распределяя физическую нагрузку, время акклиматизации, учебно-тренировочный процесс, отдых. Ежедневно подводить итог того, что сделано, и планировать мероприятия на следующий день.

    Программа 1 года обучения  предусматривает, прежде всего, получение  общих туристских знаний необходимых участнику походов 1-й – 3-й степени в пешеходном туризме. По окончанию 1-го года занятий проводится пешеходный поход 1-й степени сложности.

    Программа 2-3 года обучения  предусматривает  углубление туристских, краеведческих, экологических знаний и умений полученных в 1-й год обучения и в зачетном походе. В заключение 2-3 года обучения проводится зачетный поход 1-й категории сложности.

    Примерное распределение занятий по периодам для программы в 580 часов.

    1. С 10 сентября по 1 ноября – 8 занятий в помещении, 9 занятий на местности (практическая часть), 2 однодневных похода.

    2. С 1 по 27 ноября – 5 занятий на местности, 10 занятий в помещении, 2 однодневных похода в осенние каникулы.

    3.С  4 по 22 января – 4 теоретических занятия в помещении (класс), 18  тренировочных (практических) в спортивном зале, 1 учебно-тренировочный поход (однодневный) на зимних каникулах.

    4. Весенние каникулы: участие в соревнованиях по туристскому многоборью, или 4-х дневные  учебно-тренировочные сборы (с 23 по 31 марта).

    5.С 1 апреля по 14 мая – 5 занятий в помещении , 7 занятий практических  на местности , 1 однодневный учебно-тренировочный поход, участие в туристском походе «Вахта Памяти».

    6.С 15 мая по 31 мая – 6 практических занятий на местности, 2-х  дневный поход.

    7.Летние каникулы. Пребывание в летнем лагере с совершением зачетного категорийного похода или многодневный поход (учебно-тренировочный сбор).

    8.С 20 июня участие в Чемпионате края по туристскому многоборью.

    Программа туристско-краеведческой подготовки учащихся,  1-й год обучения.

    Содержание программного материала по темам.

    1. Понятие о туризме. Туризм как средство активного отдыха, укрепления здоровья. Популярность туризма среди школьников в последние годы.

    2. Значение активного отдыха, подвижные игры на свежем воздухе для организма детей. Значение двигательной активности для развивающего организма ребёнка. Данные о положительном влиянии физкультуры, пеших прогулок, ходьбы на организм ребёнка.

    3. Краеведческая характеристика, туристские возможности родного края. Ландшафт окрестностей города (села, деревни, посёлка). Возможные походы выходного дня осенью, зимой, весной и летом. Музеи города, района, села. Возможности проведения прогулок. Правила поведения детей во время прогулок в природу зимой и в весеннее-летний  период. Значение прогулок и игр на свежем воздухе  в зимний период для организма детей. Одежда, обувь для зимних прогулок. Правила поведения детей во время прогулок и игр на свежем воздухе зимой. Оказание первой помощи при обморожениях.

    4.Организация и подготовка пешего похода выходного дня. Правила поведения детей во время походов выходного дня. Роль походов выходного дня для укрепления здоровья детей. Одежда и обувь для походов выходного дня в осеннее и весеннее время года. Основные правила хождения по пересеченной местности (спуски, подъёмы, по кочкам, по бревну через ручей). Возможные травмы (ушибы, растяжения), умение  оказания доврачебной  помощи при травмах (ушибы, ссадины, раны, растяжение голеностопного сустава, кровотечение из носа).

    5.Охрана природы во время походов выходного дня. Охрана природы - обязанность каждого человека. Охрана природы – обязательное условие  отдыха на природе. Охрана и зашита  животного мира. Охрана природы  на маршруте, привалах, во время проведения игр, массовых мероприятий. Охрана природы при заготовке дров для костра и во время работы у костра.

    6.Туристское снаряжение: карабины, верёвки, альпенштоки, рюкзаки, палатки, компасы, карты, страховочные системы. Работа с ними.   Движение на подъёмах, спусках, при траверсе склонов с альпенштоком. Укладка рюкзака, установка палатки её снятие. Упаковка палатки, транспортировка и уход за ней. Спальники, полиуретановые коврики.

    7.Организация питания. Бивачные работы. Подбор продуктов питания для походов выходного дня, нормы на одного человека, упаковка, учет, транспортировка. Выбор места под бивак. Установка палаток. Выбор места для костра. Виды костров.

    8.Обеспечение безопасности в походах выходного дня. Обеспечение безопасности на маршруте, во время движения группы по пересеченной местности. Обеспечение безопасности во время бивачных работ, при установке палаток, кострища, работ у костра, во время купания, во время проведения массовых туристских мероприятий.

    9.Элементы топографии. Понятие об ориентировании на местности. Определение сторон горизонта по небесным светилам, по часам по солнцу, по местным признакам.

    10.Гигиена туриста. Личная гигиена туриста. Закаливание. Гигиена туриста в походе.

    11. Общая физическая подготовка туриста.

    Значение ОФП для туриста. Показатели ОФП.

    Пути улучшения физической подготовки.

    Домашнее задание по улучшению физической подготовки.

    12. Специальная физическая подготовка:

    а) Вязание узлов (проводник, проводник восьмёрка, проводник восьмёрка одним концом, встречный, схватывающий, схватывающий одним концом, стремя, прямой, булинь, академический, брам-шкотовый, двойной проводник, ткацкий, контрольный, страховочный).

     б) Переправа по бревну со страховкой.

     в) Переправа в брод со страховкой и группой.

     г) Движение по склону (траверс с перестёжкой) со страховкой.

      д) Движение вверх (подъём) по перилам на страховке.

     е) Движение вниз (спуск) по перилам на страховке.

     ж) Переправа маятником.

     з) Элементы личной полосы препятствий (туртехника).

     и) Элементы командной полосы препятствий (командная ТПТ).

    14Конкурсная подготовка туристов: – краеведение (Ставропольский край), удивительное рядом (природный материал, имеющий сходство с предметами), оформление туристской газеты в походных условиях, туристские песни. Экологическое направление.

    15. Просмотр видеофильма, фотографий диапозитивов о туристских соревнованиях, об элементах туристской техники.

    Учебный план

    начальной туристско-краеведческой подготовки учащихся

    1-й год обучения.

    П./Н.

    Наименование темы

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    1

    Понятие о туризме

    2

    2

    2

    Значение активного отдыха для организма

    2

    2

    3

    Краеведческая характеристика

    4

    2

    2

    4

    Правила поведения детей во время прогулок

    2

    2

    5

    Организация и проведение пешего похода выходного дня

    8

    6

    2

    6

    Охрана природы во время похода выходного дня

    2

    2

    7

    Туристское снаряжение

    12

    4

    8

    8

    Организация похода выходного дня, организация питания, бивачные работы

    8

    4

    4

    9

    Обеспечение безопасности в походах  выходного дня

    2

    2

    10

    Элементы топографии

    6

    2

    4

    11

    Гигиена туриста

    2

    2

    12

    Общая физическая подготовка туриста

    34

    34

    13

    Специальная  техническая подготовка

    46

    18

    28

    14

    Конкурсная подготовка туриста

    20

    10

    10

    15

    Просмотр видеофильма, фотографий, диапозитивов о туризме, о туристских соревнованиях

    10

    4

    6

    16

    Прогулки, экскурсии

    10

    10

    17

    Однодневный поход выходного дня

    4

    4

    2-й год обучения

    туристско-краеведческой подготовки

    Содержание программного материала по темам.

    1.Туризм как средство физического соревнования. Значение физической подготовки для туристов. Использование туризма для физического совершенствования. Подготовка к  сдаче нормативов по туризму.

    2.Элементы топографии. Ориентирование. Значение для туристов умения ориентироваться на местности с компасом и картой. Понятие о плане, карте. Строение компаса. Условные топографические знаки.  Понятие об азимуте. Определение азимута. Движение по азимуту. Изображение рельефа  местности и местных предметов по карте. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам, по местным предметам. Ориентирование на местности.

    3.Организация и подготовка многодневного пешего похода.

    А) Цели и задачи похода. Выбор района путешествия. Разработка маршрута похода. Распределение обязанностей в группе. Оформление маршрутной документации.

    Б) Снаряжение. Групповое и личное снаряжение. Основные требования к снаряжению, подготовка его к походу. Укладка рюкзаков. Транспортировка острых и громоздных предметов.

    В) Питание. Значение правильности питания. Примерный набор продуктов на одного человека на один день. Требования к продуктам. Режим питания  в походе. Санитарные требования. Вводно-солевой режим. Составление меню.

    Г) Движение группы по маршруту. Порядок движения группы по маршруту. Темп движения.  Привалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Нормы нагрузки. Режим дня. Движение по ровной местности, склонам, подъёмам. Траверс склона. Правила поведения в походе. Обеспечение безопасности в походе, организация взаимопомощи.

    Д) Бивачные работы. Охрана природы. Обеспечение безопасности. Выбор места под бивак, установка палаток, работа у костра. Правила безопасности. Охрана природы. Сушка одежды у  костра. Снятие лагеря. Заготовка дров.

    4. Гигиеническое обеспечение  многодневных походов. Доврачебная медицинская помощь. Медицинский осмотр. Ежедневная личная гигиена туриста. Закаливание. Оказание доврачебной  медицинской помощи (ушибы, порезы, кровотечения из носа, растяжения, раны, переломы, тепловой и солнечный удар).

     5.   Общая физическая подготовка: кроссовый бег, ходьба с отягощением, лазание по канату, подтягивание, передвижение в висе и упоре, упражнения на мышцы живота (пресс).  Упражнения на развитие координационных способностей. Ходьба по бревну, челночный бег, ускорение до 100 метров, прыжки в глубину с высоты, лазание по лестнице, по шесту, по рукоходу.  П./И "бой петухов", "волк во рву", "перетягивание каната".

    6. Конкурсная подготовка команды.

    -краеведение (Ставропольского края)

    -экологическая викторина

    -"удивительное рядом"

    -авторские и туристские песни

    -стенгазет (оформление и описание)

    7.Просмотр фотографий, видеофильмов, диапозитивов о туртехнике, о природе края, исторических памятников.

    8. Специальная техническая подготовка туриста.

    а) Вязание узлов (проводник, проводник восьмёрка, проводник восьмёрка одним концом, встречный, схватывающий, схватывающий одним концом, стремя, прямой, булинь, академический, брам-шкотовый, двойной проводник, ткацкий, контрольный, страховочный).

    б) технические этапы переправ: -подъём спортивным способом со страховкой (прусика), спуск спортивным способом на самостраховке (по системе прусика), траверс (перестежка) склона (перекрестная страховка), подъем, траверс, спуск склона с альпенштоком, переправа в брод, переправа по бревну, переправа по кочкам (болото), переправа маятником, переправа по параллельным перилам, навесная переправа, наклонная переправа.

    9. ТПТ класс «А» (тактика командной туртехники).

    Полоса препятствий с наличием этапов: подъем по перилам,  спуск по перилам, траверс склона, переправа по бревну, переправа в брод, навесная переправа,

    наклонная переправа, переправа по параллельным перилам, переправа маятником, завал, установка и снятие палатки, вязание узлов.

    Учебный план

    туристко-краеведческой подготовки учащихся

    2-й год обучения.

    П./Н.

    Наименование темы

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    1

    Туризм как средство физического соревнования

    2

    2

    2

    Элементы топографии. Ориентирование.

    36

    16

    20

    3

    Организация и проведение многодневного пешего похода.

    А) цели и задачи похода. Выбор района путешествия.

    Б) Снаряжение. Групповое и личное.

    В) Питание. Значение правильности питания.

    Г) Движение группы по маршруту.

    Д) Бивачные работы. Охрана природы.



    4


    2

    20

    4

    8



    4


    2

    8

    2

    4



    4


    10

    2


    4

    4

    Гигиеническое обеспечение многодневных походов.

    Доврачебная медицинская помощь.

    2


    20

    2


    8



    12

    5

    ОФП (общая физическая подготовка)

    40

     

    40

    6

    Конкурсная подготовка команды

    12

    4

    8

    7

    Просмотр фотографий, видеофильмов, диапозитивов о туризме, о соревнованиях.

    8

    8

     

    8

    СФП (специальная физическая подготовка)        

    -вязание узлов

    -технические этапы (преодоление навесной природы, параллельных перилл, подъема, спуска, траверса, маятника, брода, кочек, движения с альпенштоком, наклонным перилам).

    20

    4

    16

    4

    2

    4

    16

    2

    12

    9

    ТПТ (техника пешеходного туризма, класс «Б» Командное преодоление полосы препятствий: навесной переправы, параллельных перилл, подъема, спуска, траверса, маятника, брода, кочек, наклонных перил и т.д.).

    6

    2

    2

    10

    Прогулки и экскурсии. Однодневные походы. Походы выходного дня. Многодневные турпоходы. Элементы топографии

    8

     

    8

    Программа туристко-краеведческой подготовки учащихся,

    3-й год обучения

                   Содержание программного материала по темам.

    1.Массовый туризм. Туризм как средство расширения кругозора, углубления знаний, воспитание чувства любви к природе, гордости за свой город, район, край. Цели, задачи и организационные формы школьного туризма.

    2.Виды туризма. Горный туризм и его особенности.

    3.Туристко-экскурсионные возможности родного края. Физико-географическое и административное положение Ставропольского края, его площадь и границы, климат, растительность и животный мир, природные ландшафты. Памятные места. Музеи. Природные, биосферные и исторические заповедники и заказники. Рекомендуемые экскурсии и одно-двухдневные походы в окрестностях Ставрополя и на территории Ставропольского края. Практические занятия: посещения музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве, картинной галереи народного художника-пейзажиста Р.Ф. Гречишника.

    4.Туристко-краеведческая характеристика

    5.Общая характеристика и туристские возможности района предстоящего похода. Физико-географическая характеристика района предпологаемого похода: рельеф, перевалы, наличие снежников и ледников, высотность, расположение горных долин, реки, озера, растительность и животный мир. Распределение обязанность в группе по детальному ознакомлению с районом путешествия, получению подробного картографического материала, исторической справки и ознакомлению с районом путешествия, получению подробного картографического материала, исторической справки и ознакомлению с национальными особенностями и обычаями народов, проживающих в районе путешествия.

    6.Топография и ориентирование. Ландшафтные зоны края. Горный рельеф и его элементы. Основные сведения по топографмм (карты, схемы, кроки, географические координаты и топографическая сетка, масштаб). Компас. Азимут (прямой и обратный). Задачи ориентирования по местным предметам, звездам, часам, солнцу: выбор направления и определение точки стояния. Основные топографические знаки, спортивное ориентирование.

    7.Способы геометрических измерений на местности.

    8.Снаряжение для похода: виды снаряжения: групповое, личное. Одежда, обувь, снаряжение для обеспечения безопасности. Подбор снаряжения и уход за ним (в походе и при хранении), сушка, ремонт снаряжения и туристского инвентаря. Ремонтный набор. Практическое занятие: знакомство со снаряжением для похода. Укладка рюкзака, его транспортировка. Оптимальные нормы веса рюкзаков для участников походов в зависимости от возраста и пола. Установка палатки, уход за снаряжением.

    9.Питание в пешеходном и горном походах. Общие требования к продовольствию: питательность, энергетические качества, калорийность, сохраняемость и транспортабельность, норма закладки продуктов для варки. Технология приготовления наиболее распространенных блюд. Условия варки различных продуктов с изменением высоты. Дары природы: грибы, рыба, ягоды, травы. Суточный рацион туриста. Водно-солевой режим.  Практическое занятие составление меню: по дням для похода. Приготовление пищи на костре и примусе. Меры безопасности при приготовлении пищи на костре и примусе.

    10.Бивак и бивачные работы. Требования к биваку в равнинной и горной местности (безопасность и комфортность бивака: наличие воды, топлива, удобных площадок, возможности организации туалета). Виды костров: их назначение, оборудование, защита от ветра. Работа дежурного и костровых. Выбор топлива: сухостой, хворост, валежник. Необходимость выполнения экологических правил поведения в окружающей среде: при пользовании водоисточниками, хождением в природном окружении, сборе грибов и частей диких растений. В выборе места и устройства бивака, место для кострища, обращение с огнем, в выборе и заготовке топлива, «захоронение» бытовых отходов, обращение с дикими животными.

    11.Гигиена и доврачебная помощь в походе. Личная гигиена туриста. Гигиена одежды и обуви. Экологические способы действия в природном окружении: не допускать загрязнения водоемов, мест стоянок бытовыми отходами, уборка территории стоянок, очистка леса. Самоконтроль в путешествии, предупреждение заболеваний. Первая доврачебная помощь в походе. Медицинская аптечка и её содержание. Сбор, правильное хранение растений. Правила сбора грибов, ягод и предупреждение отравлений. Практическая работа: Комплектование медицинской аптечки. Тренировка в оказании первой доврачебной помощи, наложение шины, повязок, остановка кровотечения.

    12.Физическая подготовка туристов для путешествий и соревнований. Кроссовая подготовка, спринтерская подготовка, упражнения с отягощением, ходьба по бревну, упражнения на координацию, подтягивание, вис на согнутых руках, передвижению в висе. Прыжки в вверх, в высоту, с высоты, в глубину через препятствия, в длину с мест, разбега. Ходьба и бег с грузом и без груза. Приседание на одной ноге. Спортивные игры

    13.Техническая подготовка.

    А)Вязание узлов: (проводник, проводник восьмёрка, проводник восьмёрка одним концом, встречный, схватывающий, схватывающий одним концом, стремя, прямой, булинь, академический, брам-шкотовый, двойной проводник, ткацкий, контрольный, страховочный). Маркировке веревок в бухты.

    Б).Личная полоса препятствий.

    Наименование препятствий: подъём спортивным способом со страховкой (прусика), спуск спортивным способом на самостраховке (по системе прусика), траверс (перестежка) склона (перекрестная страховка), переправа в брод, переправа по бревну, переправа по кочкам (болото), переправа маятником, переправа по параллельным перилам, навесная переправа, вязание узлов. Установка и снятие палатки, преодоление завала.

    В).ТПТ (командная полоса препятствий).

    Этапы: подъем спортивным способом со страховкой (прусика), спуск спортивным способом на самостраховке (по системе прусика), траверс (перестежка) склона (перекрестная страховка), переправа в брод, переправа по бревну, переправа по кочкам (болото), переправа маятником, переправа по параллельным перилам, навесная переправа, вязание узлов. Установка палаток и снятие палатки, преодоление завала.

    Г). КТМ (поход кросс, контрольно-туристский маршрут).

    Организация и снятие переправ: навесная переправа, параллельная переправа, подъем, спуск, траверс, бревно, брод. Оказание медпомощи и транспортировка на носилках. Вязание носилок.

    Организация и переправа пострадавшего: (спуск, подъем, навесная переправа).

    14.Подготовка, проведение путешествия и подведение итогов. Психологическая подготовка к горному походу.

    15.Турслёты и соревнования. Соревнования по туристскому многоборью. Составная часть Единой спортивной классификации России. Виды соревнований: туртехника по видам туризма, контрольный туристский маршрут (поход кросс), спортивное ориентирование. Конкурсные программы: краеведение, авторской и туристской песни, стенгазет. Охрана природы на территории слёта и в местах проведения соревнований по туристскому многоборью.

    Учебный план

    туристко-краеведческой подготовки учащихся 3-й год обучения.

    П./Н.

    Наименование темы

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    1

    Массовый туризм

    4

    4

    2

    Виды туризма.

    4

    4

     

    3

    Туристско-экскурсионные возможности края

    4

    4

     

    4

    Туристско-краеведческая характеристика

    4

    4


    5

    Общая характеристика и туристские возможности района предстоящего путешествия

    4

    4

     

    6

    Топография и ориентирование

    20

    12

    8

    7

    Способы геометрических измерений на местности

    16

    8

    8

    8

    Снаряжение для похода

    20

    4

    16

    9

    Питание в пешеходном и горном походе

    8

    4

    4

    10

    Бивак и бивачные работы

    32

    12

    20

    11

    Гигиена и доврачебная помощь в походах

    12

    4

    8

    12

    Физическая подготовка туристов для походов и соревнований

    48

    8

    40

    13

    Техническая подготовка:

    А) вязание узлов

    Б) личная полоса препятствий

    В) Командная полоса препятствий

    Г) Элементы похода-кросс

    Д) Подготовка, проведение путешествий и подведение итогов.

    72

    12

    20

    12

    28

    8


    28

    4

    4

    4

    12

    4

    44

    8

    16

    8

    16

    4

    Использованная и рекомендуемая литература.

    1. К.В. Барбин «Азбука туризма» Москва просвещение 1973г.
    2. Вольный ветер №5 1995г. Правила организации и проведения соревнований по туристскому многоборью
    3. Спортивная Единая классификация 1996-2000г.
    4. В.И. Булатов «Туризм и спортивное ориентирование» Москва физкультура и спорт 1987г.
    5. Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» Москва 1995г.
    6. Программа кружка «Юные, горные, туристы-экологи» 7-8 класс автор Э.А. Фогелев.
    7. В.И. Курилова «Туризм» учебное пособие для педагогических институтов.
    8. Э.Н. Кодыш «Соревнования туристов».
    9. «Туристская топография» В.М. Алешин А.В. Серебряков
    10.  Е.И. Иванов «Судейство соревнований по спортивному по спортивному ориентированию».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме.

    Туризм, в том числе спортивный, всегда вызывает интерес у широкой аудитории. В данной работе дано определение спортивного туризма, а так же рассмотрены различные аспекты всесторонней  подгот...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

    Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

    Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

    ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

    Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...

    Реферат "Подготовка и организация старта и финиша спортивных соревнований по спортивному туризму на лыжных дистанциях"

    Все циклические виды спорта оборудуются стартом и финишем. В соревнованиях по спортивному туризму дистанции-лыжные так же необходим старт и финиш. Старт и финиш в данных соревнованиях не является техн...

    адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

    в программе размещены все необходимые сведения для работы...

    Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

    Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...