Статья "Здесь мы работаем и живем"

Барановская Оксана Владимировна

В статье отражены будни социальных работников в период пандемии, когда учреждение перешло в автономный режим работы и введены 2-х недельные вахты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мы здесь работаем и живем.

Эта статья посвящена сотрудникам Излучинского дома – интерната, отделения комплексной реабилитации и абилитации.

 В Излучинском доме-интернате проживает более 500 получателей социальных услуг. Это люди старше 18 лет с инвалидностью, лишенные дееспособности, больные психоневрологического профиля и просто пожилые люди, нуждающиеся в заботе. Здесь они получают квалифицированную медицинскую помощь, ежедневный уход, предоставляются не только лечебно-оздоровительные услуги, но и комплексная реабилитация, включающая социальную, психологическую работу с подопечными, организацию досуговой деятельности и трудотерапию.

Для жителей интерната социальный работник является связующей ниточкой с внешним миром. Это человек, к которому они всегда могут обратиться за помощью, получить консультацию по любому вопросу, выговориться или просто услышать добрые слова в свой адрес. Ведь суть профессиональной деятельности социального работника заключается в помощи и заботе о человеке. Эту специальность выбирают по зову сердца и получают удовлетворение от работы лишь те, кто полностью посвящает себя благородному делу, кто обладает самыми ценными во все времена качествами – добротой, милосердием и состраданием.

С наступлением пандемии люди этой профессии прошли серьезную проверку на стойкость, гибкость и терпимость. На смену привычным рабочим будням в период пандемии в учреждение пришел автономный режим. С 30 марта 2020 года допуск посетителей и выезды из интерната отменены. Персонал, напрямую контактирующий с клиентами, перешел на вахтовый режим работы, в число «вахтовиков» вошли и социальные работники.  По началу всем было не легко. Граждане, проживающие в интернате и сотрудники привыкали жить и работать по-новому, чтобы снизить риск распространения коронавирусной инфекции внутри учреждения. Сотрудникам предоставили отдельные помещения для отдыха и сна, душевые, организовали трехразовое питание. График заезда на вахты стал таким: две недели обсервации, две недели рабочие и две недели выходных. При заезде на обсервацию и заезде на работу проводилось тестировании на COVID-19. Все это делалось ради того, чтобы сохранить здоровье проживающих, и максимально оградить их от рисков заражения неизученным, еще на то время, вирусом COVID-19.  Соблюдение «чистой зоны» стало в интернате одной из приоритетных задач.

        Решение заступить на вахту и быть вдали от семьи, отказаться от привычного уклада жизни каждому сотруднику давалось не просто. Жизнь поделилась на периоды: работа – дом – обсервация – работа. Это была настоящая проверка на прочность каждого из нас и всего коллектива в целом.

Заступая на вахту, сотрудники получали строжайший инструктаж о соблюдении всех мер безопасности. Сюда входят утренний и вечерний замер температуры, ношение средств индивидуальной защиты, обработка рук антисептиком, соблюдение дистанции в 1,5 метра,  обработка и кварцевание помещений. Всех без исключения обеспечили средствами индивидуальной защиты — медицинскими масками, перчатками и антисептиками. Осуществлялся строгий контроль за самочувствием персонала на протяжении обсервации и работы. 

Каждый четко осознавал, что любое нарушение принятых эпидемиологических мер может иметь, к сожалению, фатальный характер. Главное – уберечь. Уберечь в первую очередь себя, чтобы не стать источником распространения вируса внутри интерната.

Помимо большой ответственности за здоровье, в разы выросла как эмоциональная, так и физическая нагрузка на социальных работников. Иногда приходилось совмещать свои должностные обязанности с работой сиделки, санитара, буфетчицы в тех ситуациях, когда основной сотрудник был вынужден выйти с вахты из-за плохого самочувствия или по семейным обстоятельствам. Мы помогали везде и всем, поддерживали бодрость духа у жителей интерната, которые тревожно реагировали на ряд ограничительных мер. Мы понимали, что вся их жизнь стала зависеть от нашей работы. Интернат закрыт для посещения родственников, волонтеров, артистов. Полный запрет на «въезд и выезд», нет больше экскурсий, прогулок, выездов в кафе, поездок в отпуск к родным. У жителей интерната круг общения сузился до медицинского персонала и работников социальной службы. Такое положение в разы повысило ответственность каждого сотрудника. Старались больше общаться с проживающими, продолжали организовывать их досуг, собственными силами проводили мероприятия без привлечения творческих коллективов, как это было ранее. За короткий период времени социальные работники освоили и внедрили в деятельность интерната инновационные методы работы с применением онлайн технологий, что позволило возобновить общение по средствам видеосвязи с родственниками, волонтерами, общественными организациями.

Вместе с возросшей ответственностью возрастала и усталость.  Где найти внутренние ресурсы, чтобы преодолеть стресс, эмоциональное выгорание, вызванное рядом переживаний не только за тех, кто проживает в интернате, но и за свою семью, детей, родителей, которые остались дома.  Порой было очень нелегко! Утомление, проблемы со сном, усталость, отсутствие аппетита, переживания за родных… Самому работнику требовалась помощь и поддержка. В такие моменты ты задаешь себе вопрос: зачем мне все это? Почему я здесь? И отвечая на эти вопросы понимаешь значимость своей профессии.

В «антивирусном» режиме наш интернат работает уже второй год. У многих за спиной более 25 отработанных вахт. Уже привыкли, уже научились жить и работать на работе. У нас даже появилось шутливое выражение: «А вы что, на работе ночуете?» «Конечно, а вы разве нет?». Когда мы выбирали эту профессию, мы знали, на что идем. Разное может случиться в жизни, и нужно быть готовым выполнить свой профессиональный долг. Мы приняли сложившуюся ситуацию и продолжаем работать. Невыполнимых задач нет, из любой сложной или нестандартной   ситуации можно найти выход. Эта ситуация с одной стороны сплотила наш коллектив, с другой стороны показала моральный облик каждого сотрудника. Мы работаем одной командой, все всё понимают, все стараются помочь и поддержать друг друга. Две недели, а то и более, работать и жить вместе — это непросто, без хороших взаимоотношений здесь никак! Ну а если возникает в коллективе недопонимание, на помощь спешат наши психологи, которые так же заходят с нами на вахты. Они всегда готовы выслушать, поддержать, проконсультировать и дать разбор любой ситуации, независимо от того, где она возникает – в коллективе или семье.

Работая вахтовым методом, сотрудники интерната и жизнь стали измерять вахтами. Помню, как я, находясь на вахте, провожала сына в армию по видеосвязи. Он мне помахал рукой в камеру и сказал: «Не переживай, мама, всего лишь 364 дня!» Всего лишь 11 вахт, подумала я тогда и год пролетел незаметно.  

Если провести сравнение между периодом работы до пандемии и во время пандемии, то на удивление, можно найти не мало положительного. Новый режим работы стал пусковым механизмом для реализации свежих идей, что еще раз доказало справедливость известной поговорки: где убудет, там прибавится. Закончив рабочий день, сотрудник никуда не спешит. Пообщавшись с домашними по телефону, появляется резерв времени, которое можно уделить чему-то интересному. Это может быть спорт, рукоделие, общение с коллегами или же совершенствование своих профессиональных навыков и методов работы. Более доверительным стало и общение с жителями интерната. Они знают, что мы всегда рядом и в любой момент можно рассчитывать на нашу помощь и участие. Особенно ярко проявилось творческое направление работы с получателями социальных услуг. Многие конкурсы и фестивали перешли в режим онлайн, и неожиданно для нас, количество желающих принять участие и проявить себя в творчестве стало намного больше. Доказательством сказанного является целый список грамот и дипломов, завоеванных в 2020-2021 году.

В заключении я хочу донести до читателя одну простую мысль – что бы не происходило в нашей жизни, главное – сохранить человечность! И пусть сегодня автономный режим еще действует на территории интерната, мы к этому уже успели приспособиться и даже нашли положительные стороны как проживающие, так и работающие здесь. Общаясь и сотрудничая, обе стороны находят возможности и дальше противостоять пандемии и воплощать свои идеи в жизнь.

Автор статьи Барановская Оксана Владимировна, культорганизатор Излучинского дома – интерната.

Фотоматериал предоставлен сотрудником Излучинского дома – интерната, врачом психиатром Чусовитиным Дмитрием Александровичем.